Дело № 2-1006/2024
64RS0047-01-2023-003168-02
Решение
Именем Российской Федерации
08 мая 2024 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Титовой А.Н.,
при секретаре Вдовиной В.С.,
с участием представителя истца ОАО «Саратовский завод «Серп и молот» Алатырева А.В., представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Прохожева Н.А., представителя третьего лица администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» Соколовой Е.С., третьих лиц Логиновой И.А., Князевой Е.А., представителя третьего лица ПАО «Россети Волга» Андриановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску открытого акционерного общества «Серп и молот» к администрации муниципального образования «Город Саратов», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о взыскании убытков,
установил:
открытое акционерное общество «Серп и молот» (далее – ОАО «Серп и молот») обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о взыскании убытков.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГг. в 01:13, (мск) произошло отключение по фидеру № электроснабжения, промышленных и бытовых корпусов ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот», расположенных адресу: <адрес> (факсимильное сообщение филиала ПАО Россети Волга №). В 02:35 ДД.ММ.ГГГГ электроснабжение завода восстановлено в связи с переходом на резервный фидер.
Согласно схеме определения места повреждения на кабельной линии от ДД.ММ.ГГГГ составленная ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот» и ООО «ЭлектроСилаМонтаж», место повреждения кабеля ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот» определено - № м от ЦРП вдоль <адрес> (угол с <адрес>) в <адрес> <адрес>). При выезде на указанное место было обнаружено, что проводятся земляные работы при строительстве жилого дома, в результате которых и была повреждена находящаяся в эксплуатации истца кабельная линия KЛ - 6 кВ от яч. 2 ЦРП до ЗРУ - 6 КВ п/ст «Мельзаводская» фидер-610.
Кроме того, фотоматериалами подтверждается, что повреждение кабельной линии находится непосредственно возле вновь возводимого жилого дома <адрес> по <адрес> в <адрес>, расположенному на принадлежащем ответчику согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, на праве аренды земельном участке с кадастровым номером N №.
Рабочие, проводящие строительные работы, сообщили, что хозяина строящегося дома знают только по имени, в данный момент он отсутствует.
В целях восстановления кабеля ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот» заключило договор с ООО «ЭлектроСилаМонтаж» № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно сметы, акту о приёмке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ и справке о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «ЭлектроСилаМонтаж» произведены ремонтно-восстановительные работы кабеля KЛ-6 кВ фидер 610 по адресу <адрес> <адрес> на сумму 207 265, 86 руб., уплаченная заводом по платёжному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ.
Перед началом строительных работ по возведению жилого дома ответчики ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот» на место проведения работ не вызывали и об их проведении не предупреждали.
Центральное ПО филиала ОАО «МРСК Волги» «Саратовские РС», в соответствии с актом разграничения границ балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон № от ДД.ММ.ГГГГ., на балансе Центральное ПО филиала ОАО «МРСК Волги» «Саратовские РС» находится оборудование подстанции «Мельзаводская».
На балансе ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот» находятся кабельная линия 6 кВ фидер 610, отходящий от ПС «Мельзаводская» в сторону потребителя, контакты подсоединения кабельных наконечников кабеля 6 кВ к оборудованию ПС 110/6 кВ <адрес> в ячейке фидера 610.
Граница эксплуатационной ответственности установлено на контактах подсоединения кабельных наконечников кабеля 6 кВ к оборудованию ПС 110/6 кВ <адрес>» в ячейке фидера 610.
Исходя из указанного документа, контактные соединения, наконечники кабеля 6 кВ с шинами кабельных отсеков в ячейку фидера 610 ПС 110/6 кВ «Мельзаводская» и кабельная линия 6 кВ фидера 610 находится на балансе ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот».
Полагая свои права нарушенными, просит взыскать с ответчиков в пользу ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот» в счёт возмещения понесённых убытков денежную сумму в размере 207 265 руб. 86 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5 273 руб.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, указал, что отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что вред был причинен по вине администрации муниципального образования «Город Саратов», полагая что администрация муниципального образования «Город Саратов» является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании также с иском не согласилась, просила отказать, полагая администрацию муниципального образования «Город Саратов» ненадлежащим ответчиком.
Третьи лица Логинова И.А., Князева Е.А. возражали против заявленных требований, просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель ПАО «Россети Волга» в судебном заседании оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда, рассмотрев спор по имеющимся в деле доказательствам.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин своей неявки суду не представили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, в связи с чем учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит следующему.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ч.1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
Таким образом, судебной защите подлежит нарушенное право либо создана реальная угроза нарушения права.
В силу ст. 123 Конституции РФ, ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 39, 196 ГПК РФ предмет и основания иска, ответчик по делу определяются истцом, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст. 54 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными Законом.
Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Статьей 56 ГПК РФ определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Пунктом 1 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Исходя из положений п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Из положений данной нормы права следует, что гражданско-правовая ответственность за причинение вреда наступает при наличии следующих условий: противоправности поведения причинителя вреда; наступления вреда; наличии причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившим вредом; вины причинителя вреда.
Согласно п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГг. в 01:13 (мск), произошло отключение по фидеру 610 электроснабжения, промышленных и бытовых корпусов ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот», расположенных адресу: <адрес> (факсимильное сообщение филиала ПАО Россети Волга №).
В 02:35 ДД.ММ.ГГГГ. электроснабжение завода восстановлено в связи с переходом на резервный фидер.
Согласно схеме определения места повреждения на кабельной линии от ДД.ММ.ГГГГ составленная ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот» и ООО «ЭлектроСилаМонтаж», место повреждения кабеля ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот» определено - 810 м от ЦРП вдоль <адрес>).
При выезде на указанное место было обнаружено, что проводятся земляные работы при строительстве жилого дома, в результате которых и была повреждена находящаяся в эксплуатации истца кабельная линия №
В целях восстановления повреждений кабеля ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот» заключило договор с ООО «ЭлектроСилаМонтаж» № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно смете, акту о приёмке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ и справке о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «ЭлектроСилаМонтаж» произведены ремонтно-восстановительные работы кабеля № по адресу <адрес> на сумму 207 265, 86 руб., уплаченная заводом по платёжному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ.
Центральное ПО филиала ОАО «МРСК Волги» «Саратовские РС», в соответствии с актом разграничения границ балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон № от ДД.ММ.ГГГГ., на балансе Центральное ПО филиала ОАО «МРСК Волги» «Саратовские РС» находится оборудование подстанции «Мельзаводская».
На балансе ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот» находятся кабельная линия № в сторону потребителя, контакты подсоединения кабельных наконечников кабеля №
Граница эксплуатационной ответственности установлено на контактах подсоединения кабельных наконечников кабеля №
Исходя из указанного документа, контактные соединения, наконечники кабеля 6 кВ с шинами кабельных отсеков в ячейку фидера № находится на балансе ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот».
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью № кв.м. предоставлен по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. физическому лицу, при наличии согласия Забродиной Александры Васильевны. Срок действия аренды с ДД.ММ.ГГГГ. на 49 лет, вид разрешенного использования: размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости).
Из представленного в материалы дела договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что между администрацией муниципального образования «Город Саратов» и Логиновой Ириной Алексеевной заключен договор аренды земельного участка площадью № кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, занимаемый жилыми домами (отдельно стоящими зданиями количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости).
Согласно п. 9.5. Договора аренды, на участке разрешается только однократная реконструкция существующих объектов капитального строительства с увеличением технико-экономических показателей не более чем на 40%. Строительство новых объектов капитального строительства с видом разрешенного использования, предусмотренным кодом 2.1. Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25.07.2019г. №54-397, запрещено.
В соответствии с п. 9.6. Договора аренды, участок частично расположен в красных линиях границах территории общего пользования. Арендатор обязан использовать часть Участка, расположенную в границах территории общего пользования, в соответствии с требованиями и ограничениями, установленными Саратовской городской Думы от 25.07.2010г. №51-606 «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов».
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (с изм. От 05.06.2013 г.) утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков (далее Правила).
В соответствии с п.8 Правил, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Согласно п. 5 Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
Согласно п. «Д» Приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон «Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» охранные зоны устанавливаются вокруг подстанций - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте "а" настоящего документа, применительно к высшему классу напряжения подстанции, напряжением 110 кВ на расстояние 20 м.
Пункт 6 Правил предусматривает, что границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства.
Установлено, что сведения о зоне с особыми условиями использования территорий: охранной зоне электросетевого комплекса - ПС Мельзаводская внесены в государственный кадастр недвижимости (присвоен учетный №), что подтверждается уведомлением ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе рассмотрения дела третьи лица Логинова И.А., Князева Е.А. пояснили, что являлись собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г<адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году в указанном доме произошел пожар, в связи с чем он стал непригоден для проживания. Жильцы дома после произошедшего пожара обратились за помощью в администрацию муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении пострадавшим жилых помещений для проживания. После проведенных совещаний по факту их обращений было принято решение о возведении нового жилого дома на прежнем земельном участке на благотворительных началах. В настоящий момент дом почти достроен, однако нет внутренней отделки. Для согласования проекта строительства дома, жильцов приглашали в администрацию Октябрьского района г. Саратова.
Представители ответчиков администрации муниципального образования «Город Саратов», Министерства строительства и ЖКХ Правительства Саратовской области и третьего лица администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» отрицали осведомленность о возведении жилого дома на указанном земельном участке.
Вместе с тем, как следует из письма администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ, возведение жилого дома по адресу: <адрес> осуществляется министерством строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области.
Согласно письма Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по итогам совещания министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с начальником инспекции государственного строительного надзора, главным государственным инспектором Саратовской области и представителями подрядных организаций по вопросу восстановления жилого <адрес> после пожара из внебюджетных средств, дальнейшее возведение дома продолжится в ДД.ММ.ГГГГ года после доставки недостающих строительных материалов.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что на земельном участке площадью № кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, имеющем установленную охранную зону объекта электросетевого хозяйства, на момент произошедшей аварии велось строительство многоквартирного дома.
Определяя лицо, причинившее вред, которое должно нести гражданско-правовую ответственность перед истцом, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Как следует из Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 № 67-649, город Саратов является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
Функции исполнительно - распорядительного органа в структуре органов местного самоуправления поселения выполняет администрация муниципального образования «Город Саратов», которая наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. ст. 22, 33 Устава города Саратова).
Установлено, что земельный участок, на котором идет строительство многоквартирного дома, сформирован.
В соответствии с ч. 1,2,3 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно ч. 1,2 ст. 3.3 указанного Федерального закона, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, суд приходит к выводу, что осуществление строительства на земельном участке, имеющем охранную зону объекта электросетевого хозяйства, привело к повреждению электрического кабеля, принадлежащего ОАО «Саратовский завод «Серп и молот». В связи с тем, что собственник земельного участка администрация муниципального образования «Город Саратов обязана принять меры для соблюдения градостроительных норм и правил при использовании земельного участка, суд полагает, что имеются основания для возложения обязанности компенсировать причиненный ущерб истцу на администрацию муниципального образования «Город Саратов».
По указанным доводам оснований для удовлетворения исковых требований к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не имеется.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, учитывая указанные выше правовые нормы и конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального образования «Город Саратов», в связи с чем она обязана возместить истцу причиненный материальный ущерб в размере 207265 руб. 86 коп.
В силу ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Согласно п.2 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета, документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Из пунктов 1.1, 3.43 Положения о комитете по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 г. № 19-172, следует, что комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» является финансовым органом этой администрации и выступает в суде от имени муниципального образования «<адрес>» в защиту интересов муниципальной казны города.
В связи с изложенным, материальный ущерб подлежит взысканию с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу положений ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
Истцом понесены расходы на оплату государственной пошлины, которая подлежит взысканию в пользу истца с администрации муниципального образования «Город Саратов» с учетом размера удовлетворенных требований: в размере 5273 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» (ИНН №, ОГРН №) за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу открытого акционерного общества «Серп и молот» (ИНН №) в счет возмещения причиненных убытков денежные средства в размере 207 265 руб. 86 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5 273 руб.
В удовлетворении исковых требований к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Волжский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение составлено 17 мая 2024 года.
Судья А.Н. Титова