УИД №
Дело № 2-378/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 02 августа 2024 года
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Доржиева Б.Б., при секретаре судебного заседания Панфиловой Ю.И., с участием представителя истца – помощника прокурора Прибайкальского района Семис-оол И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Туркинское» сельское поселение о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать Администрацию муниципального образования «Туркинское» сельское поселение (далее – АМО «Туркинское» СП) обустроить контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов территории кладбищ, расположенных на территории сельского поселения, путем оборудования указанных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также самими контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления в деятельности АМО «Туркинское» СП установлено, что на территории муниципального образования имеются четыре общественных кладбища. В нарушение требований действующего законодательства на территории указанных кладбищ отсутствуют контейнерные площадки, имеющие подъездные пути, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что является одной из причин захламления территории сельского поселения. Указанные нарушения недопустимы, поскольку негативно влияют на уровень благоустройства территории сельского поселения, препятствуют повышению уровня внешнего благоустройства, созданию комфортных условий для проживания граждан, а также не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического и гигиенического режима.
В ходе рассмотрения дела прокурором Прибайкальского района Республики Бурятия МДВ представлен письменный отказ от ДД.ММ.ГГГГ от исковых требований к ответчику АМО «Туркинское» СП в части требований о возложении обязанности произвести обустройство территории кладбища, находящегося в <адрес> контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в данной части к АМО «Туркинское» СП прекращено.
В судебном заседании представитель истца Семис-оол И.С. заявленные требования, с учётом отказа от иска в части, поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила обязать АМО «Туркинское» СП обустроить контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов территории кладбищ в <адрес>.
Представитель ответчика АМО «Туркинское» СП ССВ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие по причине занятости на работе.
С учетом мнения представителя истца дело рассмотрено в отсутствие ответчика на основании положений ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст.51 Федерального закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и поземные водные объекты, водосборные площади, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потреблению регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды – один из основных принципов и приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами согласно ст.3 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Пунктом 1 ст.13.4 названного Федерального закона установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства.
Статья 13 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ)возлагает на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от их загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными, экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
В соответствии с п.1 ст.17 и п.1 ст.18 указанного Федерального закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п.65 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, на кладбище должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно п.3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В силу п.п.18,22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч.3 ст.14 указанного Федерального закона, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселения за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с ч.ч.1,4 ст.8 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 №896-III «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия перечень вопросов местного значения и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения устанавливаются Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним уставом муниципального образования. На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ указанным законом и принимаемыми в соответствии с ним уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закрепляются, в том числе вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Из материалов дела следует, что на территории АМО «Туркинское» СП имеются общественные кладбища в <адрес>.
В нарушение вышеперечисленных требований законодательства на территории указанных кладбищ отсутствуют контейнерные площадки, имеющие подъездные пути, твердое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что является одной из причин захламления территории сельского поселения.
Суд приходит к выводу о том, что требования законодательства АМО «Туркинское» СП исполняет ненадлежащим образом. Указанные нарушения недопустимы, поскольку негативно влияют на уровень благоустройства территории сельского поселения, препятствуют повышению уровня внешнего благоустройства, созданию комфортных условий для проживания граждан, а также не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического и гигиенического режима.
Несоблюдение вышеназванного законодательства администрацией поселения грубо нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создают условия для распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания, тем самым не позволяют обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима.
Из ответа АМО «Туркинское» СП от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выявленные нарушения нашли свое подтверждение. Для устранения нарушений федерального законодательства будут приняты меры: на следующий год в бюджет поселения будут заложены денежные средства на оборудование подъездных путей и на установку контейнерных площадок на территории въезда на кладбища в <адрес>. В связи с отсутствием собственных денежных средств, будут производиться мероприятия по их изысканию для проведения вышеуказанных работ.
В силу ст.ст.139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Недостаточность или отсутствие денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязательств по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Прибайкальского района РБ к АМО «Туркинское» СП являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия (ИНН №) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Туркинское» сельское поселение (ИНН №) обустроить контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов территории кладбищ в <адрес> Республики Бурятия, путем оборудования указанных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также самими контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья п/п Б.Б. Доржиев
<данные изъяты>
<данные изъяты>