Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2021-006355-48
Дело № 2-805/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2022 года | город Севастополь |
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешко Л.Л.
при секретаре судебного заседания – Нежмединовой Д.С.
с участием представителя истца - Беличенко М.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Таран Натальи Петровны к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Таран Наталья Петровна обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором просит суд:
- признать незаконным и отменить решение Департамента капитального строительства города Севастополя № 839-р/2021 от 18.06.2021 года о снятии Таран Натальи Петровна и членов её семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
- возложить на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанность восстановить Таран Наталью Петровну и членов её семьи на указанном учете.
В обоснование заявленных требований истец указала, что вместе с мужем и детьми была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в 1982 году в соответствие с жилищным законодательством, действовавшим до 1 марта 2005 года на территории города Севастополя.
Считает, основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма истцом и членами ее семьи не утрачены, в силу ч.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» они сохраняют право состоять на данном учете до получения жилого помещения по договору социального найма, так как, поставленная на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г. (с 1982 года), могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Истец в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщила, обеспечила участие своего представителя Беличенко М.В., которая требования иска поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик явку своего представителя не обеспечил, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил, по запросу суда представил копии документов, на основании которых им было принято оспариваемое истцом распоряжение, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав представителя истца, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу положений ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона города Севастополя от 05.05.2015 № 134-3C «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 21.03.2014 года в целях последующего предоставления им жилых помещений, сохраняют право состоять на учете с сохранением очередности до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для снятия с учета граждан является утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является исчерпывающим.
Согласно ст. 3 Закона города Севастополя от 05.05.2015 № 134-3C «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» (в редакции на момент принятия спорного решения) учетная норма площади жилого помещения на одного человека в городе Севастополя составляла 12 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах и 15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к видам жилых помещений отнесены жилой дом или его часть, квартира или ее часть, комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования.
Установлено в ходе рассмотрения дела, что истец и члены её семьи зарегистрированы по месту жительства и проживают по адресу: г. Севастополь, <адрес>
Таран Наталья Петровна и члены ее семьи муж ФИО3, дочь ФИО4 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в 1982 году в соответствие с жилищным законодательством, действовавшим до 1 марта 2005 года на территории города Севастополя на основании Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации.
Распоряжением Департамента капитального строительства города Севастополя № 839-р/2021 от 18.06.2021 года Таран Наталья Петровна и члены её семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основнии части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, ст. 12 Закона города Севастополя от 5 мая 2015 года № 134-ЗС "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе", поскольку, по мнению ответчика, обеспечены жилым помещением более учетной нормы, в связи с получением истцом ? доли дома в наследство в 2020 году. Указано, что истец намеренно ухудшила свои жилищные условия в связи с отчуждением <данные изъяты> доли дома, полученной в наследство в 2020 году.
Согласно ст. 3 Закона города Севастополя от 05.05.2015 № 134-3C «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» учетная норма площади жилого помещения на одного человека в городе Севастополя составляла 12 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах и 15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Наличие в собственности истца ? доли жилого дома (приобретенной в собственность в порядке наследования), общей площадью 52 кв. м., основанием для снятия с учета в соответствии с вышеуказанным законодательством на момент принятия спорного решения не является, так как на <данные изъяты> долю жилого дома приходится 26 кв. м., что на 10 кв. м. меньше требуемой площади для обеспечения истца и членов её семьи жилой площадью (12 кв.м.х3 = 36 кв. м.).
Наличие в собственности истца комнат в общежитии, независимо от площади, основанием для снятия с учета в соответствии с вышеуказанным законодательством не является. Указанные обстоятельства являются обязательными для суда в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, поскольку они установлены в решении Гагаринского районного суда города Севастополя от 01.07.2019 года по делу №, которым административный иск заместителя прокурора города Севастополя в защиту прав и законных интересов Таран Натальи Петровны, ФИО3, ФИО4 к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании решения незаконным и возложении обязанности удовлетворён, признано незаконным распоряжение Департамента капитального строительства города Севастополя за №-р/2018 о снятии Таран Натальи Петровны и членов ее семьи ФИО3, ФИО4 с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Изменений в жилищных условиях семьи Таран Н.П., в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не произошло. Оснований, которые бы позволяли снять Таран Н.П. и членов ее семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, судом не установлено.
При таких обстоятельствах исковые требования о признании незаконным и отмене решения суд находит обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление к Департаменту капитального строительства города Севастополя удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Департамента капитального строительства города Севастополя № 839-р/2021 от 18.06.2021 года о снятии Таран Натальи Петровна и членов её семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Возложить на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанность восстановить Таран Наталью Петровну и членов её семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 07.02.2022.
Председательствующий –