Мировой судья – Метелкина И.С.
Дело №12-221/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 24 марта 2022 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Долгих Ю.А.,
при секретаре Акмаевой Н.М.,
с участием защитника Лепешкиной С. Д.,
рассмотрев жалобу директора Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением английского языка» г. Перми Мякиной Ольги Эдуардовны на постановление мирового судьи судебного участка №4 Мотовилихинского судебного района г. Перми № 5-8/2022 от 13.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением английского языка» г. Перми,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми № 5-8/2022 от 13.01.2022 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением английского языка» г. Перми (далее - МАОУ «СОШ №» г. Перми) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно в том, что не выполнило пункты 1,3,4 предписания 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю № от 29.03.2021, п. 1 предписания № от 29.03.2021 в установленный в предписаниях срок до 01.11.2021.
За данное правонарушение постановлением мирового судьи МАОУ «СОШ №» г. Перми подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Директор юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Мякина О.Э., не оспаривая факт невыполнения предписания в установленный срок, обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в котором просит постановление отменить. В обоснование жалобы указала, что по вопросу отсутствия проектной документации МАОУ «СОШ №» г. Перми обращалось в департамент образования администрации города Перми, получен ответ о том, что в первую очередь осуществляется ремонт зданий, находящихся в ограниченно-работоспособном состоянии. Была предложена поэтапная оплата за счет средств ФМО и внебюджетных источников. При формировании плана финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год разработка раздела «Пожарная безопасность» не была предусмотрена, так как не было предписаний надзорного органа. При формировании плана ФХД на 2022-2023 будет учтено замечание и начата поэтапная работа. По вопросу установки тепловых извещателей в помещении № внесены изменения в проект, по вопросу неотображения в рабочем проекте извещателей дымовых в помещении №, они были отображены в проекте.
Директор МАОУ «СОШ №» г. Перми в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Защитник Лепешкина С. Д. в судебном заседании на доводах жалобы настаивала, просила удовлетворить, по изложенным в жалобе основаниям, дала пояснения аналогично изложенным в жалобе.
Представитель ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав защитника, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Предписание об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания. Исходя из содержания данной нормы, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности вопрос о наличии события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действие (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом и законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных положений привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе в виде административного штрафа, возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 29.03.2021 1 отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми выдано предписание № МАОУ «СОШ №» г. Перми (<адрес>) об устранении нарушений в срок до 01.11.2021: для помещений на объекте защиты отсутствует проектная документация, содержащая пожарно-технические характеристики на строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы, необходимая для использования в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности объекта защиты на всех этапах жизненного цикла; на объекте защиты отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты; не обеспечен подъезд пожарной техники со всех сторон; не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны помещения № по паспорту БТИ складского назначения с обозначением его категорий на входной двери помещения с наружной стороны; расстояние от извещателя пожарной сигнализации до осветительного прибора (светильника на потолке) в помещении № по паспорту БТИ составляет менее 0,5 м.; пищеблок, размещаемый на этаже не выделен противопожарной перегородкой 1-го типа; не обеспечено категорирование про взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения № (согласно паспорта БТИ) складского назначения с обозначением его категории на входной двери помещения с наружной стороны; при высоте лестницы более 45 см. при спуске в подвал отсутствует ограждение с поручнем высотой не менее 1,2 метра; противопожарная дверь помещения электрощитовой неисправна; не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны помещения электрощитовой с обозначением его категорий на входной двери помещения с наружной стороны.
В этот же день выдано предписание № об устранении нарушений (по адресу: <адрес>) в срок до 01.11.2021: для помещений на объекте защиты (здание школы) отсутствует проектная документация, содержащая пожарно-технические характеристики на строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы, необходимая для использования в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности объекта защиты на всех этапах жизненного цикла; в декларации пожарной безопасности используются нормативно-правовые акты и нормативные документы не входящие в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (НСП 102-51 «Противопожарные нормы строительного проектирования Государственного комитета совета министров СССР по делам строительства»); в помещении № (кухня) проектной документацией системы автоматической установки пожарной сигнализации, предусмотрена установка дымовых извещателей; в проектной документации системы автоматической установки пожарной сигнализации, в помещении № (складское по паспорту БТИ) не отображены извещатели дымовые; пищеблок, размещаемый на этаже не выделен противопожарной перегородкой 1-го типа; не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны помещения № по паспорту БТИ складского назначения с обозначением его категорий на входной двери помещения с наружной стороны; допущен перепад высот в помещении № (переход между основным зданием школы и спортзала по паспорту БТИ) высотой менее 0,45 м. (по факту три ступени высотой 0,17 м.); допущен перепад высот в помещении № (дверной проем) по паспорту БТИ высотой менее 0,45 м. (по факту порог высотой 0,19 м.); не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны помещений № (по паспорту БТИ) складского назначения с обозначением его категорий на входной двери помещения с наружной стороны.
22.10.2021 должностным лицом выдано предписание МАОУ «СОШ №» г. Перми об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № в срок до 12.05.2023, а именно:
- для помещений на объекте защиты (здание школы) отсутствует проектная документация, содержащая пожарно-технические характеристики на строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы, необходимая для использования в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности объекта защиты на всех этапах жизненного цикла (<адрес>);
- в помещении № (кухня) проектной документацией системы автоматической установки пожарной сигнализации, предусмотрена установка дымовых извещателей (<адрес>);
- в проектной документации системы автоматической установки пожарной сигнализации, в помещении № (складское по паспорту БТИ) не отображены извещатели дымовые (<адрес>);
- для помещений на объекте защиты отсутствует проектная документация, содержащая пожарно-технические характеристики на строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы, необходимая для использования в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности объекта защиты на всех этапах жизненного цикла (<адрес>).
В период с 15.11.2021 по 26.11.2021 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми, в соответствии с решением заместителя начальника отдела от 26.10.2021 №, проведена плановая выездная проверка МАОУ «СОШ №» г. Перми по адресам: <адрес>.
Согласно акту плановой выездной проверки от 26.11.2021 не исполнены пункты 1 предписания от 29.03.2021 №, пункты 1, 3, 4 предписания от 29.03.2021 №.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 30.11.2021 в отношении МАОУ «СОШ №» г. Перми протокола об административном правонарушении и привлечение к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами:
протоколом об административном правонарушении от 30.11.2021 (л.д. 7);
актом проверки от 26.11.2021 (л.д.11-12);
предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № (л.д. 13-14);
предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности № (л.д. 15);
предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности № (л.д. 16); и иными материалами дела, исследованными в судебном заседании.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ мировым судьей были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Вывод о наличии в действиях МАОУ «СОШ №» г. Перми состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте.
Исходя из диспозиции ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, является законность предписания, выданного органом государственного надзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке; не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
В данном случае предписание вынесено уполномоченным на то должностным лицом, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, которое в установленном законом порядке не обжаловалось, незаконным судом не признавалось и не отменялось, содержит конкретные и однозначные требования об устранении нарушений требований пожарной безопасности, и достаточный срок их выполнения, в связи с чем обязательно для исполнения лицом, которому оно выдано.
Иного материалы дела не содержат.
В жалобе заявитель, не оспаривая факт неисполнения требований предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности в установленный срок, приводит доводы, повторяющие его правовую позицию при рассмотрении дела мировым судьей, в частности касающиеся отсутствием финансовой возможности для устранения выявленных нарушений, ввиду того, что бюджетом не заложены денежные средства для исполнения выданных предписаний.
Между тем приведенные доводы являлись предметом проверки мирового судьи, обоснованно отвергнуты и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося решения. Оснований для переоценки вывод мирового судьи не имеется, с данными выводами соглашается судья районного суда. Обстоятельства, изложенные заявителем жалобы, в том числе, внесение изменений в проект пожарной сигнализации тепловых и дымовых извещателей, не являются основанием для освобождения от обязанности по выполнению законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
Таким образом, МАОУ «СОШ №» г. Перми имело возможность для выполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, однако не выполнило этого. Доказательств обратного не имеется.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, носит формальный характер. При этом факт неисполнения предписания № от 29.03.2021, № от 29.03.2021 в срок нашел подтверждение, и не оспаривался заявителем.
Таким образом, выводы мирового судьи о наличии в действиях МАОУ «СОШ №» г. Перми состава вмененного административного правонарушения являются правомерным.
Наказание мировым судьей МАОУ «СОШ №» г. Перми, назначено в минимальном размере санкции ч. 13 ст.19.5 КоАП РФ для юридических лиц, с учетом требований ст. ст. 3.3, 3.2, 4.1 КоАП РФ и является справедливым.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение вынесенного постановления в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления мирового судьи не установлено.
Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми № 5-8/2022 от 13.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением английского языка» г. Перми оставить без изменения, жалобу директора МАОУ «СОШ №» г. Перми Мякиной О.Э. - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: Ю.А. Долгих