Дело № 2-1754/2024
УИД-59RS0001-01-2024-002495-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2024 года город Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Хусаиновой О.В.,
при секретаре Тарасовой А.Э.,
с участием представителя ответчика ФИО2, действующего на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Обществу с ограниченной ответственностью «Квартал уюта» в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей о признании действий противоправными и их прекращении,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей с исковым заявлением к ООО «Квартал уюта» о признании действий ответчика, выразившихся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действий по повторной продаже товаров без их возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, возложении обязанности прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию «чужого товара», повторную реализацию товара, ранее выведенного из оборота, без его возврата в оборот.
В обоснование требований указано, что в отношении ООО «Квартал уюта» на основании ст. 74 Федерального закона РФ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Управлением Роспотребнадзора по Адрес в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет ... («Честный знак») были проведены мероприятия - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата №. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены неоднократные отклонения у ООО «...» при реализации товаров легкой промышленности (Дата, Дата, Дата, Дата, Дата и т.д.). Так, например, ТОВАР ... ..., со средством (кодом) идентификации ... был неоднократно реализован (продан, выведен из оборота) без возврата товара в оборот, а именно: Дата - чек на реализацию ..., дата и время фискального документа Дата в 19:13, сумма с НДС 798,00; Дата чек на реализацию ... дата и время фискального документа, сумма с НДС 331,00. Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия взаимодействия с контролируемым лицом от Дата №. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены неоднократные отклонения у ООО «...» при реализации товаров легкой промышленности (Дата, Дата, Дата,Дата, и т.д.). Так, например, ТОВАР «...», со средством (кодом) идентификации ... был неоднократно реализован (продан, выведен из оборота) без возврата товара в оборот, по адресу: 614070, Адрес, а именно: Дата в 15:53 (чек на реализацию 1247№) и Дата в 14:11 (чек на реализацию 1277№). Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия взаимодействия с контролируемым лицом от Дата №. Вышеуказанные факты не соответствуют п.п. 15, 35, 78 Правил маркировки товаров промышленности средствами идентификации. В связи с нарушением обязательных требований Южным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Адрес ООО «Квартал уюта» были объявлены предостережения № Дата и № от Дата о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных п.п. 15, 35, 78 Правила №. Предостережения были размещены в Федеральной государственной информационной системе «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», что в силу ст. 21 Закона № - ФЗ свидетельствует о информированности контролируемого лица о вынесенном предостережении. Также предостережение от Дата было направлено ООО «Квартал уюта» заказным почтовым отправлением (трек №). Данное письмо вручено адресату Дата. Предостережение от Дата было направлено ООО «Квартал уюта» заказным почтовым отправлением (трек №). Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № письмо вручено адресату Дата. Фактически, в действиях ООО «...» систематически выявляет отклонения. Так, например, на дату выдачи предостережения (Дата) системой было зафиксировано 113 отклонений, на дату выдачи предостережения (Дата) и на дату подачи искового заявления системой было зафиксировано 142 отклонения, что свидетельствует о нежелании хозяйствующего субъекта добровольно устранять нарушения. Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на повторную продажу одного и же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, а также о реализации чужих товаров, что может свидетельствовать как о нарушении Правил №, выразившихся в невнесении информации о приеме-передаче и возврате товара, так и о неоднократном копировании кодов идентификации, то есть реализации немаркированного товара, что также является нарушением действующего законодательства. Действия ООО «Квартал уюта» образуют состав административного правонарушения, вместе с тем, в настоящее время в силу Постановления Правительства РФ № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» вступившего в законную силу Дата проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в 2022 - 2024 г.г. запрещено. С целью обеспечения законного оборота товаров и пресечения незаконной деятельности по реализации продукции легкой промышленности, а также недопущения создания угрозы нарушения прав неопределенного круга потребителей, Южный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Адрес вынужден прибегнуть к судебной защите.
Представитель истца в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Ответчик в судебном заседании с требованиями не согласен по тем основаниям, что в настоящий момент ООО «...» осуществляет деятельность по продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке. Все товары маркируются в соответствии с требованиями законодательства, и коды идентификации также получаются законным путем. Тем не менее, возникают ошибки технического характера при работе с национальной системой маркировки и прослеживания товаров, подразумевающей прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж) «... Так, исходя из опыта работы с данной системой, возникают следующие ошибки: при продаже не отсканирован код маркированного товара. Подобная ситуация может происходить в случае, если в ассортименте появляется новый товар с маркировкой, позже его добавляют в товароучетную программу, но не указывают, что товар является маркированным. В результате касса при продаже не запрашивает сканирование кода, а остатки товара копятся на виртуальном складе в «Честном знаке» и не списываются автоматически; некорректная передача кодов из-за неверной настройки сканера или кассы. Стоит отметить, что данная ошибка является ошибкой исключительно технического характера. Так, даже если код товара достоверный, он может быть неверно прочитан и передан в систему по техническим причинам. На это могут повлиять: настройки сканера (у большинства моделей есть несколько режимов считывания, и для корректного прочтения кода нужно настроить конкретный режим); настройки передачи данных из кассы в «Честный знак» через оператора фискальных данных; особенности товароучетной программы и ошибки в ее работе. Таким образом, товар может быть промаркирован и принят продавцом по всем правилам, но ошибка все равно возникнет из-за неверной настройки техники. В результате в «Честный знак» передается: некорректный код, и внутренняя система мониторинга уведомляет контролирующие органы о нарушении. Таким образом, так как при маркировке товаров легкой промышленности зачастую возникают ошибки в передаче кодов идентификации в силу технического несовершенства системы. Наличие отклонений, фиксируемых ГИС МТ «Честный знак», не могут свидетельствовать о «нежелании хозяйствующего субъекта добровольно устранять нарушения». Действия ответчика полностью соответствуют требованиям законодательства о маркировке товаров. Ответчик не осуществлял копирование кодов идентификации целенаправленно, все коды были получены от уполномоченных органов и использованы в соответствии с установленными правилами. Истец не представил достаточных доказательств, подтверждающих факт копирования кодов идентификации, поскольку не предоставил полные данные о каждом нарушении, в связи с чем, ответчик не имеет возможности убедиться в том, что доказательства истца являются достоверными, и, как следствие, не могут служить основанием для признания действий ответчика противоправными.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен.
Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с абзацем 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей) государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают обращение в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322.
В соответствии со статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Обязанность продавца (изготовителя) предоставлять необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), реализуемых им товаров, а также сведений о технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, установлена положениями статей 8, 10 Закона о защите прав потребителей, а также Правилами продажи отдельных видом товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.Пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Согласно части 5 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза о безопасности продукции легкой промышленности, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза данный технический регламент устанавливает обязательные на территории Таможенного союза требования к продукции легкой промышленности в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 9 указанного технического регламента при размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции.
Маркировка продукции должна содержать обязательную информацию о наименованиях продукции, страны-изготовителя, изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; о юридическом адресе изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица, размере изделия, составе сырья, товарном знаке (при наличии), едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, гарантийных обязательствах изготовителя (при необходимости), дате изготовления, номере партии продукции (при необходимости).
Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
Судом установлено, что основным видом деятельности ООО «Квартал уюта» (...) является торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах, дополнительными видами деятельности являются: торговля оптовая неспециализированная, торговля розничная различной домашней утварью, ножевыми изделиями, посудой, изделиями из стекла и керамики, в том числе фарфора и фаянса в специализированных магазинах, торговля розничная прочая в специализированных магазинах, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 39).
В 2023 в отношении ООО «Квартал уюта» проведены контрольно-надзорные мероприятия, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены неоднократные отклонения при реализации товаров легкой промышленности ООО «Квартал уюта» (...), что подтверждается Актом № от Дата по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия от Дата (л.д. 12).
На основании проведенных мероприятий в отношении ООО «Квартал уюта» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от Дата № (л.д. 14), разъяснено право на подачу возражений в порядке, установленном пунктом 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата №). Предостережение получено ответчиком Дата (л.д. 17).
В феврале 2024 в отношении ООО «Квартал уюта» проведены контрольно-надзорные мероприятия, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований вновь выявлены отклонения при реализации товаров легкой промышленности ООО «Квартал уюта» (... что подтверждается Актом № от Дата по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия от Дата (л.д. 24).
На основании проведенных мероприятий в отношении ООО «Квартал уюта» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от Дата № (л.д. 26), разъяснено право на подачу возражений в порядке, установленном пунктом 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата №). Предостережение получено ответчиком Дата (л.д. 29)
Возражений со стороны ответчика не поступало, иного материалы дела не содержат.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р утвержден перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956 (ред. от 19.10.2022) утверждены Правила маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности (далее - Правила № 1956).
Пунктом 6 Правил № установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот товаров легкой промышленности без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности средств идентификации, а также оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, на маркированных средствами идентификации, допускается до Дата.
Пунктом 15 Правил № установлено, что участники оборота товаров несут ответственность за достоверность представляемых в информационную систему мониторинга сведений с Дата.
В силу пункта 35 Правил №, информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров.
Пунктом 78 Правил № установлено, что при возврате товаров с неповрежденным средством идентификации товары повторно не маркируются, а в информационную систему мониторинга представляются следующие сведения:
а) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товаров, принимающего товары;
б) коды идентификации, или коды идентификации комплектов, или коды идентификации наборов;
в) реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных товаров, если товары были оплачены потребителем;
г) вид, дата и номер документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (сертификат соответствия или декларация о соответствии) при наличии требований о подтверждении соответствия товара.
Таким образом, с Дата на территории РФ не допускается реализация товаров легкой промышленности без средств (кодов) идентификации, ответственность за достоверность предоставляемых сведений в ГИС МТ «Честный знак» хозяйствующие субъекты несут с Дата.
Поскольку ответчиком каких-либо доказательств технической неисправности, а равно невозможности внесения в систему ГИС МТ «Честный знак» информации с целью недопущения действий по нарушению Правил №, а также по устранению выявленных нарушений в настоящее время не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и их удовлетворении в части возложения обязанности не допускать повторную реализацию товара, ранее выведенного из оборота, без его возврата в оборот.
Доводы ответчика о наличии технического сбоя, а также несовершенства программы судом признаются необоснованными, соответствующие доказательства применительно к выявленным истцом нарушениям ответчиком не представлены.
Действия ответчика по продаже товаров под одним и тем же кодом идентификации нарушают права неограниченного круга потребителей, и подлежат устранению путем возложения обязанности не допускать повторную реализацию товара, ранее выведенного из оборота, без его возврата в оборот.
Требования о возложении обязанности прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию «чужого товара» удовлетворению не подлежит, поскольку нарушения в данной части истцом выявлены не были, доказательства реализации ответчиком «чужого товара» не представлены.
В соответствии со статьей 46 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении иска общественного объединения потребителей в защиту неопределенного круга лиц, суд обязывает правонарушителя довести в установленной судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Таким образом, на ответчика необходимо возложить обязанность довести до сведения потребителей решение суда (содержание настоящего решения или его мотивировочную и резолютивную части) в течение 10 дней с момента вступления его в законную силу через средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе, путем размещения в местах общего пользования. Оснований для возложения такой обязанности до вступления решения суда в законную силу суд не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
С ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Квартал уюта» (...) обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «...», а именно: не допускать повторную реализацию товара, ранее выведенного из оборота, без его возврата в оборот.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Квартал уюта» (...) обязанность довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу через любые средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе, путем размещения в местах общего пользования.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Квартал уюта» (...) в доход бюджета муниципального образования город Пермь государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
...
....
Судья О.В. Хусаинова
...
...