Дело № 2-35/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2017 года г.Касли
Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Горшениной Е.А.,
при секретаре Зиминой С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баклановой Е.В. к администрации Тюбукского сельского поселения, администрации Каслинского муниципального района о сохранении жилого помещения в переустроенном виде,
УСТАНОВИЛ:
Бакланова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Тюбукского сельского поселения, администрации Каслинского муниципального района о сохранении квартиры в переустроенном виде. В обосновании иска указала, что в ДД.ММ.ГГГГ в принадлежащей ей на праве собственности жилом помещении <адрес> было установлено индивидуальное отопление (газовый котел). До начала производства работ было получено разрешение администрации Тюбукского сельского поселения, теплоснабжающей организации МУП «ЖЭКУ», собственников жилого помещения. Работы производились на основании технического заключения. В ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТЭСиС» начали выставлять счета за тепло, которым истец не пользуется, на основании чего просит суд сохранить её жилое помещение в переустроенном виде.
В судебное заседание истица Бакланова Е.В. и ее представитель адвокат Трясоумов М.А., действующий на основании ордера (л.д.40) не явились, направили в адрес суда ходатайство с просьбой отложить рассмотрение дела сроком на три недели для предоставления заключения специалиста.
Представитель администрации Тюбукского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель администрации Каслинского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо ООО «Новатэк-Челябинск», Бакланов А.А., Бакланов Д.А., Бакланова Н.А., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третье лицо ООО «Тепловые электрические сети и системы» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражали против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.107,108-111).
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным продолжить рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно ч. 10 ст. 12 Жилищного кодекса РФ определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений (п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Частями 1 и 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения о согласовании переустройства, предусмотренного ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ.
Постановлением Главы Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о деятельности органов местного самоуправления по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории Каслинского муниципального района.
Положение устанавливает порядок деятельности органов местного самоуправления по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, независимо от формы собственности на жилое помещение (п.2).
Согласно п. 3 Положения переустройство и (или) перепланировка жилых помещений проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с Администрацией Каслинского муниципального района в лице отдела архитектуры и градостроительства Администрации Каслинского муниципального района (далее по тексту - ОАиГ), на основании принимаемого им решения по заявлению собственника (Приложение 1), в порядке, определенном настоящим Положением.
В соответствии с п. 10 Положения решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, которые заявитель обязан осуществить в соответствии с проектом (проектной документацией) и Порядком проведения ремонтно-строительных работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений, утверждаемым постановлением Главы Каслинского муниципального района.
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (Приложение 4). Приемочная комиссия является постоянно действующей, ее состав утверждается распоряжением Главы Каслинского муниципального района. На основании заявления, направляемого в ОАиГ, указанная комиссия должна принять объект и проверить соответствие произведенных изменений разрешительной документации. Установленные фактически произведенные несанкционированные отступления от согласованной проектной документации рассматриваются Приемочной комиссией, которая дает оценку их допустимости (п.14 Положения).
Из указанного следует, что переустройство (перепланировка) на территории Каслинского муниципального района должно было осуществляться по согласованию с администрацией Каслинского муниципального района в лице отдела архитектуры и градостроительства Администрации Каслинского муниципального района, на основании принимаемого им решения по заявлению собственника.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, квартира, расположенная по <адрес> принадлежит на праве собственности Баклановой Е.В., Бакланову А.А., Бакланову Д.А., Баклановой Н.А. (л.д.9).
В соответствии с техническими данными многоквартирный дом <адрес> имеет <данные изъяты> квартир, подключен к системе централизованного отопления, дом газифицирован, квартира истца, расположена на втором этаже многоквартирного дома (л.д.94-106).
Согласно технического паспорта квартиры <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение состоит из трех комнат, расположено на первом этаже дома, отопление автономное газовое (л.д.18-22). В соответствии с техническим паспортом квартиры, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение состоит из двух комнат, имеется центральное отопление (л.д.53-55).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось внеочередное собрание собственников жилья в многоквартирном доме <адрес> повестка дня переход на индивидуальное газовое отопление и отключение от центрального отопления квартиры № установка индивидуального газового оборудования. Присутствовало 12 человек, которые проголосовали единогласно (л.д.74).
ДД.ММ.ГГГГ МУП ЖЭКУ <адрес> выдало справку, согласно которой они не возражают на установку в <адрес> газового котла, при условии, что остальные жители не пострадают, в противном случае ответственность и расходы по устранению неполадок возлагаются на истца (л.д.23).
ДД.ММ.ГГГГ выданы технические условия на разработку проекта документации на газовое отопление (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Челябинскгазком» Северный филиал выдало технические условия на установку отопительного котла в квартире по <адрес> (л.д.13).
Была разработана проектно-сметная документация (л.д.13). ДД.ММ.ГГГГ подписан акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (л.д.14). В квартире истца был установлен газовый котел закрытого горения.
ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт № из которого следует, что в связи с установкой газового отопления квартира истца отключена от теплоснабжения МУП ЖКУ, плата за отопление не взыскивается с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24).
ДД.ММ.ГГГГ Бакланова Е.В. обратилась в администрацию Каслинского муниципального района с заявлением о сохранении жилого помещения в переустроенном виде, но получила отказ со ссылкой на ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ (л.д.32,33).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п. 1.7.2).
Проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Между тем, из материалов дела усматривается, что истцом не была выполнена проектная документация, которая должна быть согласована с теплоснабжающей организацией. Истцом не были получены технические условия на переоборудование системы теплоснабжения.
Согласно ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Пунктом 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Частью 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом функционального назначения инженерных коммуникаций, находящиеся в жилом помещении ответчика трубопроводы отопления (стояки) служат не только для обогрева одного помещения, но также и для транзита теплоносителя по системе отопления дома в другие его помещения, в связи с чем, предназначены для обслуживания более одной квартиры, что позволяет их отнести к составу общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из представленного истцом протокола внеочередного собрания собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74) усматривается, что на собрании присутствовало 12 человек, тогда как, согласно технического паспорта дома в нем <данные изъяты> квартир, из чего следует, что согласие всех собственников получено не было. Представленный протокол не является основанием к удовлетворению требований истца о сохранении жилого помещения в переоборудованном состоянии в части установки газового теплоснабжения, поскольку самовольный демонтаж обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) в квартире и изоляция стояков системы отопления не означает устранения от использования отпущенной тепловой энергии.
Таким образом, принимая во внимание, что истцом согласие муниципального органа о возможности переустройства и установки газового котла в квартире № получено не было, согласие собственников многоквартирного дома в материалы дела не представлены, газоиспользующее оборудование по существу является источником повышенной опасности, представляя потенциальную опасность возникновения пожара, взрыва, и как следствие, причинение вреда жизни и здоровью людей, а также крупного материального ущерба, а установка газового оборудования в жилом помещении создает реальную угрозу и опасность жильцам дома, суд приходит к выводу, что требования истца о сохранении жилого помещения в переустроенном виде с установлением газового котла, не подлежат удовлетворению.
Сами по себе технические условия на установку газового оборудования и проект специализированной организации не влекут выдачу органом местного самоуправления разрешения на переустройство жилого помещения. То, что газовое оборудование взято на обслуживание специализированной организацией, также не свидетельствует о законности действий истца.
На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170, которые не допускали переоборудование жилых домов и квартир, ведущие к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, действующее на момент рассмотрения дела законодательство, в частности положения п. 15 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении" также запрещают переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Как следует из ответа администрации Тюбукского сельского поселения схема теплоснабжения жилого дома <адрес> отсутствует (л.д.85). Схемой теплоснабжения Тюбукского сельского поселения, утвержденной, ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено автономное отопление в многоквартирных домах (л.д.87-92).
На основании вышеизложенного, с учетом, что в ходе рассмотрения дела истцом не было представлено доказательств, подтверждающих соблюдение нормативных требований о разработке и согласовании проекта переустройства жилого помещения, что общая схема теплоснабжения в доме позволяет устанавливать и использовать иные источники тепловой энергии, что отключение квартиры от имеющейся системы отопления в многоквартирном доме не приведет к нарушению эксплуатации общих инженерных сетей многоквартирного дома, нарушению работоспособности системы централизованного теплоснабжения, не повлечет нарушение теплового баланса дома, а изменение схемы инженерного оборудования не приведет к нарушению законных прав и интересов других жильцов дома, отсутствует решение органа местного самоуправления, газовое оборудование является источником повышенной опасности, суд приходит к выводу, что правовые основания для сохранения жилого помещения истца в переустроенном виде, выразившемся в отключении от центральной системы отопления с установлением газового оборудования для отопления, отсутствуют.
Баклановой Е.В. и её представителем было заявлено ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы. Перед экспертом просили поставить следующие вопросы: соответствует ли требованиям действующего законодательства индивидуальная система отопления (индивидуальный квартирный источник тепловой энергии) жилого помещения (квартиры) истца по <адрес>, с точки зрения соблюдения норм и правил эксплуатации жилищного фонда; отсутствия запрета использования установленного оборудования при переустройстве жилого помещения; соблюдения правил безопасности использования индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и инженерных коммуникаций (система отопления многоквартирного дома); возможности отключения системы отопления жилого помещения от системы отопления многоквартирного дома без нарушения ее функционального назначения (без нарушения схемы теплоснабжения); выполнить расчеты влияния отключения обогревающих элементов на систему отопления здания в целом; выполнить оценку влияния отключения обогревающих элементов на теплогидравлический режим системы теплоснабжения здания в целом; выполнить расчет теплопотерь через стояки; выполнить расчеты платы за отопление мест общего пользования, согласно занимаемой площади (л.д.56-57,65).
В соответствии со ст. 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Представленные истцом вопросы, которые он просила поставить перед экспертом, не относятся к существу спора, более того, в настоящее время утвержденная схема теплоснабжения Тюбукского сельского поселения не предусматривает автономное отопление, из чего следует, что оснований в назначении по настоящему гражданскому делу судебной строительно-технической экспертизы, не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Баклановой Е.В. к администрации Тюбукского сельского поселения, администрации Каслинского муниципального района о сохранении жилого помещения в переустроенном виде - отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.
Председательствующий судья-Горшенина Е.А.