Решение по делу № 2а-2688/2021 от 29.07.2021

УИД 34RS0005-01-2021-004101-50

Дело № 2а-2688/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2021 года город Волгоград

Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Костюк И.И.,

при секретаре судебного заседания Беркетовой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №9 по Волгоградской области к Степановой Наталье Алексеевне о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области (далее по тексту – МИ ФНС № 9 по Волгоградской области) обратилась в суд с настоящим административным иском, указывая на то, что Степанова Н.А., состоит на налоговом учете в МИ ФНС России № 9 по Волгоградской области и является плательщиком страховых взносов. В связи с тем, что налогоплательщик не уплатил страховые взносы в установленные законодательством сроки, налоговый орган выставил требования об уплате задолженности, которые остались без исполнения. 15 января 2021 года мировым судьей был вынесен судебный приказ № 2а-142-84/2021 о взыскании задолженности по налогам с Степановой Н.А.. Однако, в соответствии со статьей 123.7 КАС РФ по поступившим возражениям от должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, 02 февраля 2021 года он был отменен.

С учетом изложенного, административный истец просит взыскать с Степановой Н.А. в пользу МИ ФНС № 9 по Волгоградской области задолженность: по требованию № 474782 от 06 декабря 2017 года об уплате задолженности по пене по страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный период начиная с 1 января 2017 года) в размере 14 рублей 97 копеек, по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, в ФФОМС за расчетный период, начиная с 1 января 2017 года в размере 2 рубля 93 копейки; по требованию № 69644 от 11 октября 2017 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 910 рублей 00 копеек, об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 178 рублей 50 копеек, в общей сумме 1 106 рублей 40 копеек.

Представитель административного истца МИФНС РФ № 9 по Волгоградской области Божкова О.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных требования настаивала, просила удовлетворить в полном объеме. Одновременно пояснила, что с 01 января 2017 года полномочия по администрированию определенных видов страховых взносов переданы от ПФ РФ в Федеральную налоговую службу. Задолженность образовалась за период с 01 января 2017 года по 14 января 2017 года на общую сумму 1 106 рублей 40 копеек, поскольку ПФ РФ не передал в МИФНС РФ № 9 по Волгоградской области, сведения о представленной Степановой Н.А. льготе с 15 августа 2015 года по 15 января 2017 года. Так же пояснила, что страховой взнос на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период с 15 января 2017 года по 15 апреля 2017 года в размере 5 850 рублей и страховой взнос на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере 1 147 рублей 50 копеек в налоговый орган поступили.

Административный ответчик Степанова Н.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать в полном объеме. При этом пояснил, что она 25 апреля 2013 года была зарегистрирована как индивидуальный предприниматель. 15 августа 2015 года у нее родился сын Степанов М.А.. УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда ей было представлено право (льгота) не начислять и не уплачивать страховые взносы за период с 15 августа 2015 года по 15 января 2017 года. 14 апреля 2017 года она прекратила свою деятельность как индивидуальный предприниматель. При подаче заявления на прекращение деятельности как индивидуальный предприниматель она уплатила страховые взносы за период с 15 января 2017 года по 15 апреля 2017 года в надлежащем размере. После закрытия ИП она провела сверку с МИФНС РФ № 9 по Волгоградской области, задолженности по налогам и взносам не было. Полагает, что дополнительно заявление о предоставлении льготы писать в МИФНС РФ № 9 по Волгоградской области не обязана, поскольку ПФ РФ должно было все передать в МИФНС РФ № 9 по Волгоградской области самостоятельно.

Представитель заинтересованного лица ГУ ОПФР по Волгоградской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, находит заявленный административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ и подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются плательщиками страховых взносов.

В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. При этом обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В отсутствие у налогового органа сведений о доходах плательщика орган контроля за уплатой страховых взносов рассчитывает страховые взносы по максимальному тарифу в порядке ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, а именно в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона, увеличенное в 12 раз, пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором была прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно части 8 статьи 16 Закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности плательщикам страховых взносов следует представить в Инспекцию Федеральной налоговой службы сведения о доходах от деятельности, так как право определять величину доходов плательщиков, необходимую для определения фиксированного размера страховых взносов, и передавать сведения о ней из территориальных органов Федеральной налоговой службы России в территориальные органы Пенсионного фонда принадлежит налоговым органам.

Статья 25 Федерального закона N 212-ФЗ закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

С 1 января 2017 года данный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

Расчетным периодом признается календарный год (ст. 423 НК РФ).

Согласно пункта 1 статьи 431 НК РФ, в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов, исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, начисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Сумма страховых взносов рассчитывается за истекший календарный месяц отдельно по каждому застрахованному лицу по каждому виду страховых взносов в рублях и копейках (п. 1 ст. 421, п. п. 1, 5, 6 ст. 431 НК РФ).

Пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), закреплена обязанность по уплате конкретного налога или сбора налогоплательщиком и плательщиком сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно пункту 2 статьи 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 70 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

Пенями признается установленная статьей 25 Закона №212-ФЗ денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из материалов дела, Степанова Н.А. в период с 25 апреля 2013 года по 14 апреля 2017 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 29 января 2021 года (л.д.31-35).

В связи с неисполнением обязательств по оплате страховых взносов (на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование) налоговым органом административному ответчику были направлены требования:

- № 474782 от 06 декабря 2017 года об уплате задолженности: по пене по страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный период начиная с 1 января 2017 года) в размере 14 рублей 97 копеек, по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, в ФФОМС за расчетный период, начиная с 1 января 2017 года в размере 2 рубля 93 копейки;

- № 69644 от 11 октября 2017 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 910 рублей 00 копеек, об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 178 рублей 50 копеек (л.д.12-15).

В связи с неисполнением обязательств по оплате налогов Межрайонная ИФНС России № 9 по Волгоградской области обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка № 142 Волгоградской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Степановой Н.А. задолженности по страховым взносам.

15 января 2021 года мировым судьей судебного участка № 142 Волгоградской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по страховым взносам с Степановой Н.А., однако, по поступившим возражениям должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, 02 февраля 2021 года он был отменен (л.д.9).

Административное исковое заявление подано в суд 28 июля 2021 года, то есть в установленный срок.

Согласно статье 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Статьей 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 4 статьи 289 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Налоговым органом не представлено доказательств правомерности взыскания недоимки пени по страховым взносам.

Доказательств, свидетельствующих, что должник после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, по смыслу положений части 1 статьи 419 НК РФ продолжал являться плательщиком страховых взносов, Налоговым органом также не представлено.

Вместе с тем, судом установлено, что 15 августа 2015 года у Степановой Н.А. родился сын Степанов М.А. (л.д.36).

На основании поданного Степановой Н.А. 22 сентября 2015 года обращения и необходимых документов, УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда представлена Степановой Н.А. льгота в виде права не начислять и не уплачивать страховые взносы за период с 15 августа 2015 года по 15 января 2017 года (л.д.37, 83-102)

14 апреля 2017 года Степанова Н.А. прекратила свою деятельность как индивидуальный предприниматель (л.д.35).

При подаче заявления на прекращение деятельности как индивидуальный предприниматель Степанова Н.А. уплатила страховые взносы за период с 15 января 2017 года по 15 апреля 2017 года, а именно: страховой взнос на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период с 15 января 2017 года по 15 апреля 2017 года в размере 5 850 рублей и страховой взнос на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за период с 15 января 2017 года по 15 апреля 2017 года в размере 1 147 рублей 50 копеек, что подтверждается копиями квитанций и не оспаривается в судебном заседании представителем налогового органа.

При таких данных, и учитывая, что на налогоплательщика Степанову Н.А. законом не возложена обязанность, при передаче полномочий по администрированию определенных страховых взносов от ПФ РФ в Федеральную налоговую службу с 01 января 2017 года повторно подавать заявление и необходимые документы для предоставления льготы, в налоговый орган. Ранее полномочным органом УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда льгота Степановой Н.А. была представлена. А так же учитывая, что со дня истечения льготы по день прекращения ИП, страховые взносы в установленный срок Степанова Н.А. уплатила, то в требованиях Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области к Степановой Н.А. о взыскании задолженность: по требованию № 474782 от 06 декабря 2017 года об уплате задолженности по пене по страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный период начиная с 1 января 2017 года) в размере 14 рублей 97 копеек, по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, в ФФОМС за расчетный период, начиная с 1 января 2017 года в размере 2 рубля 93 копейки; по требованию № 69644 от 11 октября 2017 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 910 рублей 00 копеек, об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 178 рублей 50 копеек, в общей сумме 1 106 рублей 40 копеек - следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области к Степановой Наталье Алексеевне о взыскании задолженность: по требованию № 474782 от 06 декабря 2017 года об уплате задолженности по пене по страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный период начиная с 1 января 2017 года) в размере 14 рублей 97 копеек, по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, в ФФОМС за расчетный период, начиная с 1 января 2017 года в размере 2 рубля 93 копейки; по требованию № 69644 от 11 октября 2017 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 910 рублей 00 копеек, об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 178 рублей 50 копеек, в общей сумме 1 106 рублей 40 копеек – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: И.И. Костюк

СПРАВКА: резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 16 ноября 2021 года, мотивированный текст решения изготовлен 30 ноября 2021 года.

Судья: И.И. Костюк

2а-2688/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №9 по ВОлгоградской области
Ответчики
Степанова Наталья Алексеевна
Другие
Центр ПФР № 3 по установлению пенсий в Волгоградской области
ГУ УПФ РФ в Краснооктябрьском районе г. Волгограда
Суд
Краснооктябрьский районный суд г. Волгоград
Судья
Костюк И.И.
Дело на сайте суда
krokt.vol.sudrf.ru
29.07.2021Регистрация административного искового заявления
29.07.2021Передача материалов судье
30.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2021Судебное заседание
14.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
16.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2021Дело оформлено
16.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее