Решение от 22.08.2019 по делу № 33а-6586/2019 от 22.07.2019

Судья Черняева Л.В.                            Дело № 33а-6586/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2019 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Машковой Л.Г.,

судей Литвиновой М.В., Паршиной С.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области к Борисову А.Г. о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени по апелляционной жалобе Борисова А.Г. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 31 мая 2018 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области Прокоповой Е.В., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области (далее - МИФНС № 3) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Борисова А.Г. налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 637 452 рублей 05 копеек, пени в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц в сумме 2 033 рублей 57 копеек, земельный налог за 2016 год в сумме 20 264 рублей, пени в связи с неуплатой земельного налога в сумме 66 рублей 87 копеек.

Требования мотивированы тем, что Борисов А.Г. в связи с нахождением у него в собственности в 2016 году ряда объектов недвижимого имущества является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога. Налоговое уведомление об уплате налогов в установленный срок не исполнено, в связи с чем налоговым органом исчислены пени, в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате задолженности. В последующем спорные суммы задолженности взысканы с Борисова А.Г. судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Вольского района Саратовской области от 05 марта 2018 года, который отменен определением мирового судьи от 30 октября 2018 года.

Решением Вольского районного суда Саратовской области от 31 мая 2019 года с Борисова А.Г. взысканы спорные суммы налогов и пени, а также государственная пошлина в размере 9 594 рублей 86 копеек.

В апелляционной жалобе Борисов А.Г. просит изменить решение суда от 31 мая 2019 года, полагая необоснованным взыскание налога на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимости нежилого здания (<данные изъяты>) с кадастровым номером №. Ссылается, что инвентаризационная стоимость определена по результатам последней технической инвентаризации 02 марта 2000 года в размере 10 039 537 рублей, что подтверждается сведениями, содержащимися в техническом паспорте объекта недвижимости.

В возражениях на апелляционную жалобу МИФНС № 3 ссылается на несостоятельность доводов жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате земельного налога установлена главой 31 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 3 статьи 396, пунктам 1, 4 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Ставки земельного налога в 2016 году определены решением Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от 29 ноября 2010 года № 29/2-169 «О земельном налоге».

С 01 января 2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 НК РФ.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 408, пунктам 1, 2, 3 статьи 409 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Порядок исчисления пени определен в статье 75 НК РФ.

Как следует из материалов административного дела, в связи с нахождением в 2016 году в собственности Борисова А.Г. ряда земельных участков и иных объектов недвижимости, в том числе здания (<данные изъяты>), с кадастровым номером №, площадью 8171,20 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, МИФНС № 3 исчислены налог на имущества физических лиц и земельный налог за 2016 год; 09 августа 2017 года Борисову А.Г. направлено уведомление об уплате не позднее 01 декабря 2017 года земельного налога в общей сумме 20264 рублей, налога на имущество физических лиц в общей сумме 697660 рублей, в том числе в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №, в сумме 673687 рублей; в связи с образованием недоимки МИФНС № 3 исчислены спорные суммы пени за период со 02 декабря 2017 года по 13 декабря 2017 года, в личном кабинете налогоплательщика в его адрес направлено требование по состоянию на 14 декабря 2017 года об уплате задолженности в срок до 30 января 2018 года.

В соответствии со статьей 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Спорные суммы задолженности взысканы с Борисова А.Г. судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Вольского района Саратовской области от 05 марта 2018 года, который отменен определением мирового судьи от 30 октября 2018 года.

08 февраля 2019 года МИФНС № 3 обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что административным истцом соблюдены порядок и сроки предъявления налогоплательщику требования об уплате налога, пени, подачи заявлений в суд (мировому судье), доказательств уплаты сумм задолженности административным ответчиком не представлено, вывод суда первой инстанции об удовлетворении административного искового заявления МИФНС № 3 является правильным.

Расчет спорной задолженности по налогам и пени проверен, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об исчислении налоговым органом задолженности в соответствии с действующим законодательством.

Из положений статьи 5 Федерального закона от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ следует, что определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, не производится, начиная с 01 января 2020 года.

В силу пункта 9.1 статьи 85 НК РФ (в редакции, действующей до 01 января 2015 года), органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 01 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 01 января текущего года.

В соответствии Порядком оценки строений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Минстроя РФ от 04 апреля 1992 года № 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» обязанность по определению инвентаризационной стоимости возложена на местные бюро технической инвентаризации.

Налоговые органы не наделены полномочиями по проверке достоверности или изменению сведений об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке.

Частью 2 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 404 НК РФ, вступившей в силу с 01 января 2015 года, в случаях определения налоговой базы объекта налогообложения из его инвентаризационной стоимости, налоговый орган использует данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года.

Исходя из содержания технического паспорта на указанный объект, инвентаризация в отношении него проводилась 21 октября 1999 года.

Вопреки доводам апелляционной жалобы размер инвентаризационной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № подтверждается представленными по запросу суда сведениями АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и составляет на 2013 год 25 345 619 рублей.

Принимая во внимание изложенное, учитывая наличие у налогового органа сведений об инвентаризационной стоимости объекта - здания по состоянию на 01 января 2013 года, исчисление налога на имущество физических лиц за 2016 год, исходя из указанной инвентаризационной стоимости объекта, не противоречит положениям статьи 404 НК РФ.

При этом налоговая ставка определена налоговым органом согласно решению Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от 05 августа 2013 года № 66/2-354.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 № 437, вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования в сфере оценочной деятельности, отнесены к компетенции Минэкономразвития России. В настоящее время действующим законодательством не установлен орган, уполномоченный осуществлять проверку достоверности установленной ранее инвентаризационной стоимости имущества.

В связи с этим инвентаризационная стоимость может быть оспорена в судебном порядке, в том числе при обнаружении ошибок при ее расчете.

В установленном порядке, инвентаризационная стоимость недвижимого имущества для целей определения налоговой базы по исчислению налога на имущество физических лиц за 2016 год, административным истцом не оспорена.

При таком положении, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

Оснований, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения, не имеется.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31 ░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-6586/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 России по Саратовской области
Ответчики
Борисов Артем Георгиевич
Другие
Филиал ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области
ГУП Сартехинвентаризация
Мищенко Александр Николаевич
АО РОстехивентаризация Федеральное БТИ
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Литвинова М.В.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
30.08.2020Передача дела судье
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
22.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее