Дело № 2-2495/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 ноября 2018г. г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Алексеева А.А.,
при секретаре Ершовой А.Е.,
с участием представительницы истца Мальцевой А.А.,
представительницы ответчика Зуевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симакиной Евгении Борисовны к администрации г. Перми, Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае о проведении капитального ремонта,
установил:
Симакина Е.Б. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми, Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае о возложении обязанности произвести детально-инструментальное обследование, разработать проектно-сметную документацию, провести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу <Адрес>, ссылаясь на то, что является собственником комнаты в квартире по адресу <Адрес> Дом 1929 года постройки. С 1994 года дом в составе муниципальной собственности. Капитальный ремонт не проводился, за исключением кровельного покрытия в 2016 году. Нуждаемость в проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома на настоящий момент с учетом фактического состояния дома сохраняется. Считает, что обязательства по проведению капитального ремонта бывшим наймодателем, за которым сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, после приватизации жилых помещений не выполнены. На основании ст. 16 ФЗ «О приватизации жилого фонда в РФ» просит исковые требования удовлетворить.
Истица в судебное заседание не явилась. Представительница истицы в суде доводы искового заявления поддержала.
Представительница ответчика Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае в судебном заседании с иском не согласилась.
Ответчик администрация г. Перми и третье лицо Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края в судебное заседание представителей не направили.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Симакиной Е.Б. принадлежит 1/2 доля в праве собственности на квартиру по адресу <Адрес> приобретенная на основании договора безвозмездной передачи жилых помещений в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Мотовилихинского района г. Перми и Симакиной Е.Б. (копия выписки л.д. 8, копия договора л.д. 18).
Согласно технической документации многоквартирный жилой <Адрес>, 1933 года постройки. В графе «год последнего капитального ремонта» сведения о проведении капитального ремонта отсутствуют (копия технического паспорта л.д. 13).
Согласно справке ГБУ «ЦТИ ПК», справке администрации Мотовилихинского района г.Перми первый договор приватизации жилого помещения в многоквартирном доме по адресу <Адрес> заключен ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 32).
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм, обязанность по проведению капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательств.
Поскольку наймодателем в отношении истца выступало муниципальное образование «город Пермь», за органом местного самоуправления сохраняется обязанность провести капитальный ремонт многоквартирного дома, который в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда должен был быть проведен на момент приватизации, но не проведен.
Порядок проведения капитального ремонта установлен ст. 191.1 ЖК РФ.
Частью 1 ст. 190.1 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
При этом, согласно ч. 3 ст. 190.1 ЖК РФ, проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
При приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме по адресу <Адрес> ДД.ММ.ГГГГг. от имени собственника выступал Пермский машиностроительный завод имени В.И. Ленина (копия договора л.д. 30). Постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ жилой фонд АО «Мотовилихинские заводы», в т.ч. многоквартирный дом по адресу <Адрес> включен в муниципальную собственность. Следовательно надлежащим ответчиком по иску о проведении капитального ремонта является администрация города Перми, как лицо, представляющее муниципальное образование «город Пермь».
В силу прямого указания ч. 2 ст. 190.1 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 ЖК РФ в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включены: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Истица в подтверждение нуждаемости многоквартирного дома в капитальном ремонте ссылается на заключение эксперта (л.д. 85), согласно которому на март 1992 года жилой дом по адресу: <Адрес> нуждался в проведении капитального ремонта:
конструкций: фундамента (укрепление; восстановление гидроизоляции); стен, цоколя (фасада, в том числе штукатурки цоколя, окраски стен и цоколя, металлических оконных сливов); перекрытий (в том числе утеплителя); кровли, системы водоотведения с крыши, водосточной системы; крыши (мауэрлата, частично стропильных ног, крепления врубок, обрешетки); деревянных и бетонных полов в жилых помещениях; оконных и дверных блоков; междуэтажных лестничных площадок и маршей; отмостки, крылец (козырьков);
инженерных систем (полная замена): отопления(радиаторы, стояки, магистральный трубопровод, запорная арматура, теплоизоляция трубопровода); водоснабжения (трубопровод, арматура); канализации (трубопровод, стояки); электрооборудования (вводно-распределительных устройств, внутридомовых магистралей, внутриквартирных сетей, электроприборы).
На момент проведения исследования сохраняется необходимость капитального ремонта:
конструкций: фундамента (укрепление; восстановление гидроизоляции); стен, цоколя (фасада, в том числе очистки кирпичных стен, штукатурки цоколя, окраски стен и цоколя, металлических оконных сливов); перекрытий (в том числе утеплителя); крыши (мауэрлата, частично стропильных ног, крепления врубок, обрешетки); деревянных и бетонных полов в жилых помещениях; оконных и дверных блоков; междуэтажных лестничных площадок и маршей; отмостки (после ремонта фундамента), крылец (козырьков);
инженерных систем: частично - отопления (магистрального трубопровода, стояков, радиаторов, арматуры, изоляция); частично системы водоснабжения (трубопровода, арматуры); частично системы водоотведения (трубопровода, канализационных стояков); электроснабжения.
Исследовав заключение эксперта и сопоставив его с содержанием ч. 1 ст. 166 ЖК РФ и норм содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, закрепленных в ВСН 58-88 (р) Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, суд приходит к выводу о частичной обоснованности заявленных в иске требований о проведении капитального ремонта.
Часть указанных в заключении эксперта работ (а именно: ремонт конструкций: перекрытий (в том числе утеплителя); деревянных и бетонных полов в жилых помещениях; оконных и дверных блоков; междуэтажных лестничных площадок и маршей; отмостки (после ремонта фундамента), крылец (козырьков)) не входят в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, закрепленный частью 1 ст. 166 ЖК РФ. В связи с этим проведение этих работ не может быть возложено на орган местного самоуправления в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Другая часть работ: ремонт фундамента (усиление и замена отдельных участков кладки, восстановление горизонтальной и вертикальной гидроизоляции л.д. 93); частичный ремонт систем отопления, водоснабжения, водоотведения относятся к текущему ремонту в силу следующего.
В соответствии с п. 5.1 ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Согласно п. 5.2 ВСН 58-88 (р) на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
В приложении 1 ВСН 58-88 (р) даны понятия:
Элементы здания - конструкции и технические устройства, составляющие здание, предназначенные для выполнения заданных функций.
Ремонт здания - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.
Текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
Согласно приложению 7 ВСН 58-88 (р) в перечень работ по текущему ремонту зданий и объектов входят (по элементам здания):
Фундамент
1. Заделка и расшивка стыков, швов, трещин, восстановление местами облицовки фундаментных стен со стороны подвальных помещений, цоколей.
2. Устранение местных деформаций путем перекладки и усиления стен.
3. Восстановление отдельных гидроизоляционных участков стен подвальных помещений.
9. Замена отдельных участков отмосток по периметру зданий.
Центральное отопление
1. Смена отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры.
5. Смена отдельных секций у чугунных котлов, арматуры, контрольно-измерительных приборов, колосников.
7. Восстановление разрушенной тепловой изоляции.
Водопровод и канализация, горячее водоснабжение
(внутридомовые системы)
1. Уплотнение соединений, устранение течи, утепление, укрепление трубопроводов, смена отдельных участков трубопроводов, фасонных частей, сифонов, трапов, ревизий; восстановление разрушенной теплоизоляции трубопроводов, гидравлическое испытание системы, ликвидация засоров, прочистка дворовой канализации, дренажа.
2. Смена отдельных водоразборных кранов, смесителей, душей запорной арматуры.
10. Ремонт или замена регулирующей арматуры.
Таким образом, требуемые истицей частичный ремонт фундамента и частичный ремонт систем отопления, водоснабжения, водоотведения, полностью охватываются перечнем работ по текущему ремонту многоквартирного дома и не относятся к капитальному ремонту. Кроме того, в отличие от капитального ремонта, который проводится в отношении всего элемента здания (т.е. полная замена), требуемые работы нацелены на частичный (местами) ремонт отдельных элементов, что является признаком текущего ремонта, который должен выполняться собственниками жилых помещений в соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ. Такое толкование следует из буквального содержания п. 5.2 ВСН 58-88 (р), понятий текущего и капитального ремонта, сформулированных в приложении 1 ВСН 58-88 (р), и перечня работ по текущему и капитальному ремонту в приложениях 7 и 9 ВСН 58-88 (р).
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложена обязанность только по проведению капитального ремонта. Обязанность проводить текущий ремонт после приватизации жилых помещений на органы местного самоуправления законом не возложена.
Доказательств того, что ответчик принял на себя обязательства по проведению капитального ремонта в каком-либо объеме путем включения дома по адресу <Адрес> в муниципальную программу такого ремонта на 1993 год или в настоящее время, истцом не представлено.
Учитывая, что текущий ремонт многоквартирного дома осуществляется собственниками жилых и нежилых помещений, оснований для возложения на администрацию города Перми обязанности провести работы, относящихся к текущему ремонту, не имеется.
По заключению эксперта на момент проведения обследования кровля дома в капитальном ремонте не нуждается, в связи с чем соответствующее требование необоснованно.
Вместе с тем, работы по ремонту фасада, крыши и системы электроснабжения относятся к капитальному ремонту и, согласно заключению эксперта, требуются в объеме, соответствующем понятию капитального ремонта. В этой части исковые требования Симакиной Е.Б. к администрации г. Перми обоснованны и подлежат удовлетворению.
Требования Симакиной Е.Б. к администрации г. Перми о проведении детально-инструментального обследования, разработке проектно-сметной документации не подлежат удовлетворению, поскольку истица не имеет самостоятельного права на получение соответствующих услуг от ответчика, а проведение обследования и разработка проектно-сметной документации являются этапами проведения капитального ремонта.
В удовлетворении требований истца к НО «Фонд капитального ремонта Пермского края» надлежит отказать, поскольку в силу прямого указания ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 и ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме лежит на бывшем наймодателе - органе местного самоуправления, т.е. на администрации г. Перми.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию г. Перми произвести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: <Адрес> следующем объеме:
ремонт фасада, крыши, внутридомовой электросистемы.
В удовлетворении остальной части требований Симакиной Евгении Борисовны к администрации г. Перми, Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае о проведении обследования, разработке проектно-сметной документации, проведении капитального ремонта - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: