Дело № 2-6412/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2017 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шамгунова А.И.,
секретаре судебного заседания Гурьяновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шагидуллиной Венеры Фагимовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ... ... о включении периода в специальный страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Шагидуллина В.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ... ... (далее – ответчик, УПФР) о включении периодов в специальный страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменила предмет исковых требований и в итоге просила включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности медицинской сестры в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении "Казанская школа-интернат имени ФИО4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" (л.д. 87).
В обоснование заявленного искового требования ФИО2 указала на то, что --.--.---- г. она обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от --.--.---- г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной деятельности).
Решением УПФР от --.--.---- г. №-- ей было отказано в назначении досрочной пенсии по мотиву отсутствия специального страхового стажа продолжительностью 30 лет.
В этом решении период работы истца с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности медицинской сестры в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении "Казанская школа-интернат имени ФИО4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" не засчитан в специальный страховой стаж.
По мнению истца, указанный период подлежит включению в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с тем, что ГБОУ "Казанская школа-интернат имени ФИО4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" по своему функционалу фактически является детским домом-интернатом для детей с физическими недостатками, которое предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №--. Кроме того, ГБОУ "Казанская школа-интернат имени ФИО4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" с --.--.---- г. имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковое требование.
Ответчик извещен о времени и месте судебного заседания, представитель не явился, направил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал на несогласие с заявленными требованиями, просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от --.--.---- г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; cтраховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа; cтраховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной выше статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от --.--.---- г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от --.--.---- г. №-- "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее – постановление Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №--).
Подпунктом "н" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением ФИО1 от --.--.---- г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. включительно.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Согласно данным трудовой книжки ФИО2 истец --.--.---- г. принята на должность медсестры в государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида имени ФИО4", впоследствии переименованном в государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Казанская школа-интернат имени ФИО4 для детей с ограниченными возможностями здоровья".
Согласно записи к копии трудовой книжке от --.--.---- г. истец на указанную дату продолжает работать в ГБОУ Казанская школа-интернат имени ФИО4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" в должности медсестры.
--.--.---- г. ФИО2 обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от --.--.---- г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной деятельности).
Решением УПФР от --.--.---- г. ФИО2 №-- отказано в назначении досрочной пенсии по мотиву отсутствия специального страхового стажа продолжительностью 30 лет. По расчетам УПФР продолжительность лечебной и иной деятельности по охране здоровья ФИО2 составила 7 лет 1 месяц 23 дня.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, ответчик не включил период работы истца с --.--.---- г. по --.--.---- г.
Суд, исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о включении в специальный страховой стаж периода работы истца с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности медицинской сестры в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении "Казанская школа-интернат имени ФИО4 для детей с ограниченными возможностями здоровья". При этом суд исходит из следующего.
Ни в "Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. N 1066, ни в "Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. N 781, не поименованы такие учреждения как "школа-интернат".
Также суд обращает внимание на следующее.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от --.--.---- г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от --.--.---- г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от --.--.---- г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от --.--.---- г. N 400-ФЗ).
Из положений статьи 3 Федерального закона от --.--.---- г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от --.--.---- г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от --.--.---- г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от --.--.---- г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от --.--.---- г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от --.--.---- г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По смыслу приведенных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорный период трудовой деятельности ФИО2 (с --.--.---- г. по --.--.---- г.) имел место после ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении ФИО2 за спорный период ее работы предоставлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий.
Принимая во внимание, что государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Казанская школа-интернат имени ФИО4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" индивидуальные сведений на истца в отделение Пенсионного фонда России предоставляло общим стажем, без кода "особые условия труда", то спорный период не подлежит включению в специальный страховой стаж.
Ссылка на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от --.--.---- г. N 9-П, по мнению суда, является несостоятельной, поскольку данное Постановление применимо в той ситуации, когда работодателем (страхователем) страховые взносы не уплачиваются либо уплачиваются не в полном размере, а не тогда, когда они сведения персонифицированного учета от работодателя на работника были представлены общим стажем.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для включения оспариваемого истцом периода работы с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности медицинской сестры в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении "Казанская школа-интернат имени ФИО4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового требования Шагидуллиной Венеры Фагимовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе города Казани о включении периода в специальный страховой стаж отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Шамгунов А.И.