Решение по делу № 2-1394/2019 от 30.09.2019

Дело № 2-1394/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Медведево                               15 ноября 2019 г.

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Чикризовой Н.Б.,

при секретаре судебного заседания Ивановой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл о возложении обязанности принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Марийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Шойбулакское сельское поселение», в котором просит возложить на ответчика обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план МО «Шойбулакское сельское поселение» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежных защитных полос водных объектов общего пользования, расположенных в с. Шойбулак, д. Малый Шаплак, и направить проект Решения Собрания депутатов МО «Шойбулакское сельское поселение» «О внесение изменений в Генеральный план МО «Шойбулакское сельское поселение» в Собрание депутатов МО «Шойбулакское сельское поселение».

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения водоохранного законодательства, установлено, что на территории МО «Шойбулакское сельское поселение» в с. Шаплак и в д. Малый Шаплак имеются водохранилища на ручьях без названия, которые являются объектами общего пользования. В нарушение ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 23, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте зон с особыми условиями использования территорий в материалах по обоснованию Генерального плана МО «Шойбулакское сельское поселение» не отображены границы прибрежных защитных полос вышеуказанных водных объектов, что может привести к нарушению режима общего доступа граждан к водным объектам, нарушениям режима ведения хозяйственной и иной деятельности, установленного ст.65 Водного кодекса Российской Федерации в пределах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, вовлечение земель с особыми условиями использования в хозяйственный оборот, что приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании старший помощник Марийского межрайонного природоохранного прокурора Разумов А.В. требования искового заявления поддержал по основаниям в нем изложенным.

Представитель ответчика МО «Шойбулакское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещены, просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель третьего лица Собрания депутатов МО «Шойбулакское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещены.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Иванова И.И. полагала исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, представила письменный отзыв на иск. Суду пояснила, что приказом Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 26.03.2019 г. № 128 установлены границы спорных водных объектов, которые в настоящее не согласованы в установленном порядке и находятся на доработке у исполнителя ООО «ПурпеСтройИнвест», в связи с чем не прошли регистрацию в государственном водном реестре, сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Планируют внести сведения о границах водных объектов в Единый государственный реестр недвижимости в ближайшее время.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

В силу ст.1, ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Земельный кодекс Российской Федерации определяет землю как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве.

В соответствии со ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к видам зон с особыми условиями использования территорий относятся водоохранная (рыбоохранная) зона, прибрежная защитная зона.

Аналогичные положения закреплены в п.4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), согласно которому зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ (далее ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч.1). В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.2).

Виды и перечень ограничений хозяйственной и иной деятельности границах водоохранных зон, приведены в ч. 15, ч. 17 ст.65 Водного кодекса РФ.

Согласно ч. 3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно п.п.11, 14 ст.2 Закона Республики Марий Эл от 29 декабря 2014 г. №61-З "О закреплении за сельскими поселениями в Республике Марий Эл вопросов местного значения" за сельскими поселениями закрепляются следующие вопросы местного значения: создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территорий.

Согласно ст.24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ч.1). Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч.2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч.3).

В соответствии с п.7 ч.8 ст.23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на территории муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» расположены водные объекты общего пользования: водохранилище на ручье без названия в с. Шойбулак, водохранилище на ручье без называния в д. Малый Шаплак.

Генеральный план поселения утвержден Решением Собрания депутатов сельского поселения от 21.12.2012 г. № 149-II.

В нарушение вышеприведенного правового регулирования в Генеральном плане поселения не отображены и отсутствуют выделенные зоны территорий с особым режимом использования – береговые полосы водных объектов, водоохраные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы водных объектов, расположенных в д. Малый Шаплак и с. Шойбулак, что следует из представления Марийского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений требований водоохранного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности от 01.09.2017 г. № 185 в адрес главы администрации МО «Шойбулакское сельское поселение», информации о состоянии законности и необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов Марийского межрайонного природоохранного прокурора в адрес главы муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение». В ответ на указанные представления и информацию глава администрации МО «Шойбулакское сельское поселение» 28.09.2017 г. (Исх. № 531) сообщил, что ведется разработка проекта по внесению изменений в генеральный план поселения. В письме от 25.09.2019 г. № 627 администрации МО «Шойбулакское сельское поселение» указано, что в настоящее время разрабатывается новый проект по внесению изменений в генеральный план муниципального образования, в котором будут отображены прибрежные защитные полосы указанных в иске водных объектов. О результатах будет сообщено дополнительно. Факт неисполнения требований водоохранного законодательства ответчиком в ходе судебного разбирательства по настоящему делу не оспаривался, сведения о внесений необходимых изменений в генеральный план муниципального образования суду не представлены.

Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 26.03.2019 г. №128 установлены границы водохранилища на ручье без названия в с. Шойбулак, водохранилища на ручье без названия в д. Малый Шаплак, сведения о которых в настоящее время не прошли регистрацию в государственном водном реестре и не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, поскольку находятся на согласовании. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о наличии препятствий для исполнения органом местного самоуправления своих обязанностей по совершению необходимых действий для внесения изменений в генеральный план муниципального отображения в части отображения зон с особыми условиями использования территорий.

При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствие в генеральном плане муниципального образования сведений о выделенных зонах территорий с особым режимом использования – береговых полос водных объектов, водоохранных зон, расположенных на территории муниципального образования, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд полагает исковые требования прокурора обоснованными и полагает необходимым возложить на администрацию муниципального образования обязанность по принятию решения о подготовке предложений по внесению необходимых изменений в генеральный план муниципального образования в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежных защитных полос водных объектов общего использования и направлению проекта этого решения в Собрание депутатов муниципального образования.

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку для принятия мер по внесению изменений в генеральный план муниципального образования необходимо время, двухлетний срок с момента вступления в законную силу решения суда для осуществления всех необходимых действий является разумным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежных защитных полос водных объектов общего пользования, расположенных в с. Шойбулак, д. Малый Шаплак муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл, и направить проект Решения Собрания депутатов муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в Собрание депутатов муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в течение двух лет со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья                                                        Н.Б. Чикризова

Мотивированно решение составлено 19 ноября 2019 г.

2-1394/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Марийский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
администрация МО "Шойбулакское сельское поселение" Медведевского района РМЭ
Другие
Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл
Собрание депутатов МО "Шойбулакское сельское поселение"
Суд
Медведевский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Чикризова Наталия Борисовна
Дело на странице суда
medvedevsky.mari.sudrf.ru
30.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2019Передача материалов судье
04.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2019Судебное заседание
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
20.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2019Дело оформлено
20.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее