Дело № 2-1394/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Медведево 15 ноября 2019 г.
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Чикризовой Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Ивановой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл о возложении обязанности принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Марийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Шойбулакское сельское поселение», в котором просит возложить на ответчика обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план МО «Шойбулакское сельское поселение» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежных защитных полос водных объектов общего пользования, расположенных в с. Шойбулак, д. Малый Шаплак, и направить проект Решения Собрания депутатов МО «Шойбулакское сельское поселение» «О внесение изменений в Генеральный план МО «Шойбулакское сельское поселение» в Собрание депутатов МО «Шойбулакское сельское поселение».
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения водоохранного законодательства, установлено, что на территории МО «Шойбулакское сельское поселение» в с. Шаплак и в д. Малый Шаплак имеются водохранилища на ручьях без названия, которые являются объектами общего пользования. В нарушение ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 23, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте зон с особыми условиями использования территорий в материалах по обоснованию Генерального плана МО «Шойбулакское сельское поселение» не отображены границы прибрежных защитных полос вышеуказанных водных объектов, что может привести к нарушению режима общего доступа граждан к водным объектам, нарушениям режима ведения хозяйственной и иной деятельности, установленного ст.65 Водного кодекса Российской Федерации в пределах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, вовлечение земель с особыми условиями использования в хозяйственный оборот, что приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании старший помощник Марийского межрайонного природоохранного прокурора Разумов А.В. требования искового заявления поддержал по основаниям в нем изложенным.
Представитель ответчика МО «Шойбулакское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещены, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица Собрания депутатов МО «Шойбулакское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещены.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Иванова И.И. полагала исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, представила письменный отзыв на иск. Суду пояснила, что приказом Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 26.03.2019 г. № 128 установлены границы спорных водных объектов, которые в настоящее не согласованы в установленном порядке и находятся на доработке у исполнителя ООО «ПурпеСтройИнвест», в связи с чем не прошли регистрацию в государственном водном реестре, сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Планируют внести сведения о границах водных объектов в Единый государственный реестр недвижимости в ближайшее время.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.
В силу ст.1, ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет землю как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве.
В соответствии со ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к видам зон с особыми условиями использования территорий относятся водоохранная (рыбоохранная) зона, прибрежная защитная зона.
Аналогичные положения закреплены в п.4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), согласно которому зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ (далее ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч.1). В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.2).
Виды и перечень ограничений хозяйственной и иной деятельности границах водоохранных зон, приведены в ч. 15, ч. 17 ст.65 Водного кодекса РФ.
Согласно ч. 3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно п.п.11, 14 ст.2 Закона Республики Марий Эл от 29 декабря 2014 г. №61-З "О закреплении за сельскими поселениями в Республике Марий Эл вопросов местного значения" за сельскими поселениями закрепляются следующие вопросы местного значения: создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территорий.
Согласно ст.24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ч.1). Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч.2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч.3).
В соответствии с п.7 ч.8 ст.23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на территории муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» расположены водные объекты общего пользования: водохранилище на ручье без названия в с. Шойбулак, водохранилище на ручье без называния в д. Малый Шаплак.
Генеральный план поселения утвержден Решением Собрания депутатов сельского поселения от 21.12.2012 г. № 149-II.
В нарушение вышеприведенного правового регулирования в Генеральном плане поселения не отображены и отсутствуют выделенные зоны территорий с особым режимом использования – береговые полосы водных объектов, водоохраные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы водных объектов, расположенных в д. Малый Шаплак и с. Шойбулак, что следует из представления Марийского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений требований водоохранного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности от 01.09.2017 г. № 185 в адрес главы администрации МО «Шойбулакское сельское поселение», информации о состоянии законности и необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов Марийского межрайонного природоохранного прокурора в адрес главы муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение». В ответ на указанные представления и информацию глава администрации МО «Шойбулакское сельское поселение» 28.09.2017 г. (Исх. № 531) сообщил, что ведется разработка проекта по внесению изменений в генеральный план поселения. В письме от 25.09.2019 г. № 627 администрации МО «Шойбулакское сельское поселение» указано, что в настоящее время разрабатывается новый проект по внесению изменений в генеральный план муниципального образования, в котором будут отображены прибрежные защитные полосы указанных в иске водных объектов. О результатах будет сообщено дополнительно. Факт неисполнения требований водоохранного законодательства ответчиком в ходе судебного разбирательства по настоящему делу не оспаривался, сведения о внесений необходимых изменений в генеральный план муниципального образования суду не представлены.
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 26.03.2019 г. №128 установлены границы водохранилища на ручье без названия в с. Шойбулак, водохранилища на ручье без названия в д. Малый Шаплак, сведения о которых в настоящее время не прошли регистрацию в государственном водном реестре и не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, поскольку находятся на согласовании. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о наличии препятствий для исполнения органом местного самоуправления своих обязанностей по совершению необходимых действий для внесения изменений в генеральный план муниципального отображения в части отображения зон с особыми условиями использования территорий.
При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствие в генеральном плане муниципального образования сведений о выделенных зонах территорий с особым режимом использования – береговых полос водных объектов, водоохранных зон, расположенных на территории муниципального образования, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд полагает исковые требования прокурора обоснованными и полагает необходимым возложить на администрацию муниципального образования обязанность по принятию решения о подготовке предложений по внесению необходимых изменений в генеральный план муниципального образования в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежных защитных полос водных объектов общего использования и направлению проекта этого решения в Собрание депутатов муниципального образования.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для принятия мер по внесению изменений в генеральный план муниципального образования необходимо время, двухлетний срок с момента вступления в законную силу решения суда для осуществления всех необходимых действий является разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежных защитных полос водных объектов общего пользования, расположенных в с. Шойбулак, д. Малый Шаплак муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл, и направить проект Решения Собрания депутатов муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в Собрание депутатов муниципального образования «Шойбулакское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в течение двух лет со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Н.Б. Чикризова
Мотивированно решение составлено 19 ноября 2019 г.