Решение по делу № 2а-52/2022 от 28.01.2022

                Дело №2а-52/2022 УИД 22RS0054-01-2022-000042-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Староалейское                                                            17 февраля 2022 года

    Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

    председательствующего судьи Гончаровой Е.А.,

    при секретаре Даниловой М.М.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Третьяковского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Третьяковского района Алтайского края обратился с административным иском к Администрации Третьяковского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. В обоснование иска указал, что прокуратурой Третьяковского района в соответствии с организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Алтайского края в июне 2021 г. была проведена проверка исполнения в районе законодательства об охране объектов культурного наследия.

Установлено, что на территории Третьяковского сельсовета Третьяковского района, <адрес>, расположен объект культурного наследия регионального значения «Памятник воинам - односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» (зарегистрирован приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.11.2016    № в Едином государственном реестре объектов культурного наследия за № ).

Данный объект культурного наследия не имеет собственника: в реестрах муниципальной собственности Третьяковского района и Третьяковского сельсовета Третьяковского района не значится, на государственный кадастровый учет не поставлен, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о данном объекте отсутствуют

В соответствии с положениями ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон №73-ФЗ) к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статьей 33 Закона №73-ФЗ определено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу положений ч.1 ст.48 Закона №73-ФЗ, объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно п.13 ч.1, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) сохранение, использование и

популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности сельского поселения, является вопросом местного значения муниципального района.

    11.01.2021 на основании ч.4 ст.15 Закона №    131-ФЗ между Администрацией Третьяковского сельсовета Третьяковского района и Администрацией Третьяковского района заключено Соглашение о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, в соответствии с которым полномочия по решению указанного выше вопроса местного значения муниципального района на территории Третьяковского сельсовета переданы Администрации Третьяковского сельсовета.

В соответствии с ч.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу п.3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 (далее - Порядок), на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В соответствии с п.5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Постановка бесхозяйного объекта на учет не наделяет орган местного самоуправления правами собственника в отношении данного объекта, а имеет своей целью определение его собственника в установленном законом порядке и процедуре, в целях дальнейшего принятия мер по его сохранности, предотвращения его разрушения или причинения вреда.

В связи с неприятием Администрацией Третьяковского сельсовета Третьяковского района мер по постановке указанного объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного имущества, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе Третьяковского сельсовета было внесено представление, по результатам рассмотрения которого главой сельсовета сообщено, что ведется работа по оформлению земельных участков под объектами культурного наследия. Вместе с тем, фактически до настоящего времени Администрацией Третьяковского сельсовета проведение кадастровых работ по объекту культурного наследия «Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», расположенному по <адрес>, не организовано, заявление о его постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не направлено, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.

Ссылаясь на ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Администрации Третьяковского сельсовета Третьяковского района, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта культурного наследия «Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945    гг.)», расположенного по <адрес>.

Возложить на Администрацию Третьяковского сельсовета Третьяковского района обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить документацию и обратиться в установленном действующим законодательством порядке в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества объекта культурного наследия «Памятник воинам - односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», расположенного по <адрес>.

В судебном заседании административный истец заместитель прокурора Артюхов Д.А. настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Администрация Третьяковского сельсовета Третьяковского района Алтайского края, представитель заинтересованного лица Администрации Третьяковского района Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Управления государственной охраны объектов культурного наследия в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в представленном отзыве не возражали против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статьей 33 Федерального закона N73-ФЗ определено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу положений части 1 статьи 48 Федерального закона N73-ФЗ, объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N931 (зарегистрированного в Минюсте России 21.04.2016 №41899), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на территории Третьяковского сельсовета Третьяковского района, <адрес>, расположен объект культурного наследия регионального значения «Памятник воинам - односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» (зарегистрирован приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.11.2016    № в Едином государственном реестре объектов культурного наследия за № ).

Из представленной информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, сведения о государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект отсутствует.

Как следует из реестра собственности муниципального образования Третьяковский район, реестра собственности недвижимого имущества МО «Третьяковский сельсовет», указанный объект культурного наследия регионального значения «Памятник воинам - односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» не значится.

Таким образом, сведений о нахождении спорного объекта культурного наследия, в чьей либо собственности не имеется.

На основании ч.4 ст.15 Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 11.01.2021 между Администрацией Третьяковского сельсовета Третьяковского района и Администрацией Третьяковского района заключено Соглашение о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, в соответствии с которым полномочия по решению указанного выше вопроса местного значения муниципального района на территории Третьяковского сельсовета переданы Администрации Третьяковского сельсовета.

Статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, приведенные выше, определяют, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. При этом заявление подается органом местного самоуправления с учетом территории, где находится бесхозяйная недвижимая вещь.

    Обязанность постановки бесхозяйных объектов на учет законодатель связывает с территориальной принадлежностью данного объекта недвижимости и предоставляет данное право исключительно органу местного самоуправления, на территории которого они находятся.

    Из материалов дела следует, что «Памятник воинам-односельчанам», погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» находится в границах муниципального образования Третьяковский сельсовет Третьяковского района Алтайского края, в связи с чем обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии спорного сооружения на учет как бесхозяйного имущества возложена на орган местного самоуправления – Администрацию Третьяковского сельсовета Третьяковского района Алтайского края.

    Причин для невыполнения указанных действий Администрацией Третьяковского сельсовета Третьяковского района не имеется. Непринятие Администрацией Третьяковского сельсовета Третьяковского района мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества является незаконным.

    Необращение администрации Третьяковского сельсовета Третьяковского района в уполномоченный орган с заявлением о принятии объекта культурного наследия «Памятник воинам –односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ.

    Поскольку по делу установлено, что объект культурного наследия «Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» относится к объектам, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, то принимая во внимание положения ст.225 ГК РФ, суд соглашается с мнением прокурора о том, что обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного указанного недвижимого имущества должна быть возложена на администрацию Третьяковского сельсовета Третьяковского района, поскольку указанная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения, и это обращение является обязанностью органа местного самоуправления.

    Суд соглашается, что для совершения действий, которые должны быть совершены административным ответчиком, необходимым и достаточным сроком являются шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что такой срок является разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Третьяковского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие Администрации Третьяковского сельсовета Третьяковского района, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта культурного наследия «Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945    гг.)», расположенного по <адрес>.

    Возложить на Администрацию Третьяковского сельсовета Третьяковского района обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить документацию и обратиться в установленном действующим законодательством порядке в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества объекта культурного наследия «Памятник воинам- односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», расположенного по <адрес>

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 21.02.2022 года.

Судья                                                                 Е.А. Гончарова

2а-52/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Третьяковского района
Ответчики
Администрация Третьяковского сельсовета
Другие
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края
Администрация Третьяковского района
Суд
Третьяковский районный суд Алтайского края
Судья
Гончарова Е.А.
Дело на странице суда
tretiakovsky.alt.sudrf.ru
28.01.2022Регистрация административного искового заявления
28.01.2022Передача материалов судье
01.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
01.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее