РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2017 года                                                        г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Курченко И.В.,

при секретаре Мартьяновой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1106/2017 по иску Лаврик Елены Ивановны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения,

установил:

Лаврик Е.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения, обосновывая свои требования тем, что от имени Министерства и ЦК Профсоюзов была награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1974 года», однако при обращении с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» ей было отказано, поскольку награждение произведено на основании приказа директора завода. О награждении данным знаком ее (истцы) свидетельствует соответствующая запись в трудовой книжке. Однако сам нагрудный знак и удостоверение к нему утеряны. Просила обязать ГУ ТО «УСЗН Тульской области» признать знак «Победитель социалистического соревнования 1974 года», врученный Лаврик Е.И. основанием для присвоения в установленном порядке звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскать судебные расходы в размере 1800 руб.

Истица Лаврик Е.И., в ходе рассмотрения дела по существу, заявленные требования уточнила, просила: признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» присвоить ей (истице) звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда». Требования о взыскании судебных расходов в размере 1800 руб. не поддержала, просила их не рассматривать в виду отсутствия правового интереса в их разрешении.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Фесак Н.В. заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в виду отсутствия на то правовых оснований.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит уточненные и поддержанные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела по существу достоверно установлено, что Лаврик Е.И. в период с 04.08.1972 по 09.01.1992 работала на Тульском заводе точного машиностроения в должности инженера - конструктора.

20.02.1975 Лаврик Е.И. была награждена общесоюзным знаком «Победитель социалистического соревнования 1974 года».

В трудовой книжке на имя Лаврик Е.И. имеет место запись о награждении вышеуказанным нагрудным знаком на основании приказа директора завода № 93.

26.04.2017 Лаврик Е.И. обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако решением № 1166 от 10.05.2017 отказано в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что знак вручен на основании приказа директора завода, не является ведомственной наградой и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Суд находит данные доводы несостоятельными, подлежащими отклонению, как основанные на неверном и субъективном трактовании норм действующего законодательства по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица:

- имеющие удостоверение "Ветеран труда";

- награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. п. 1-1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО (в редакции Закона Тульской области от 01.06.2016 N 40-ЗТО) звание "Ветеран труда" присваивается районным управлением социальной защиты населения следующим категориям граждан, обозначенным в статье 7 Федерального закона "О ветеранах" при условии, в том числе при наличии документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Порядок присвоения звания "Ветеран труда" предусмотрен ст. 2 вышеуказанного Закона Тульской области.

Звание "Ветеран труда" присваивается государственным учреждением Тульской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения.

В соответствии с положениями п.2 ст. 2 данного Закона лицо, претендующее на присвоение звания "Ветеран труда", подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания "Ветеран труда".

Лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда" по условиям, указанным в пункте 1-1 статьи 1 настоящего Закона, представляют следующие документы:

1) подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года;

2) подтверждающие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

3) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд считает необходимым отметить, что нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. По смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 той же статьи, перечень которых является исчерпывающим.

Соответственно, выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.

Как уже ранее отмечалось решением от 10.05.2017 Лаврик Е.И. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что отсутствуют достаточные сведения, подтверждающие награждением вышеуказанным знаком не приказом директора завода, а именно на основании совместного решения Министерства и ЦК профсоюза.

Рассматривая требования истицы Лаврик Е.И., суд считает необходимым указать следующее.

Постановлением Президиума ВЦСПС от 16 июля 1969 года "О мерах по дальнейшему улучшению организации социалистического соревнования и движения за коммунистический труд" было рекомендовано центральным комитетам и советам профсоюзов совместно с министерствами и ведомствами, начиная с 1970 года организовать в отраслях народного хозяйства социалистическое соревнование коллективов предприятий, важнейших производств, агрегатов и бригад рабочих ведущих профессий за достижение высоких объемных и качественных производственных показателей, устанавливаемых на каждый год.

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 27.02.1974 "О мерах по развертыванию Всесоюзного социалистического соревнования работников промышленности, строительства и транспорта РСФСР за досрочное выполнение народнохозяйственного плана на 1974 год" учрежден знак "Победитель социалистического соревнования 1974 года"

Пунктом 1 Постановления Президиума ВЦСПС "Об утверждении образца знака "Победитель социалистического соревнования 1974 года" и Положения о нем установлено, что знаком "Победитель социалистического соревнования 1974 года" награждаются работники предприятий и организаций районного, областного, краевого подчинения совхозов и колхозов - совместным постановлением обл. (край) исполкома и областного, краевого совета профсоюзов. Награжденному вместе со знаком, вручается удостоверение, установленного ВЦСПС образца. В трудовой книжке лиц, которые награждены знаком "Победитель социалистического соревнования 1974 года" делается соответствующая запись.

В соответствии с Положением о едином общесоюзном знаке "Победитель социалистического соревнования 1974 года", утвержденным Постановлением Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 27 февраля 1974 года, единым общесоюзным знаком "Победитель социалистического соревнования 1974 года" награждаются лучшие рабочие, колхозники, руководящие и инженерно-технические работники, служащие предприятий, строек, совхозов, колхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций и учреждений, добившиеся наиболее высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании за выполнение и перевыполнение государственного плана 1974 года.

Знаком "Победитель социалистического соревнования 1974 года" награждаются: работники предприятий и организаций союзного подчинения - по совместному решению Министерства, ведомства СССР и ЦК профсоюза; работники предприятий и организаций союзно-республиканского и республиканского подчинения - совместным решением Министерства, ведомства союзной республики и республиканского комитета профсоюза или совета профсоюзов, где республиканского отраслевого комитета нет (по РСФСР - Министерства, ведомства РСФСР и ЦК профсоюза); - работники предприятий и организаций, подчиненных обл. (край) исполкомам и не связанных подчиненностью с каким-либо министерством, ведомством, а также совхозов и колхозов - совместным решением обл. (край) исполкома и областного, краевого совета профсоюзов.

Из вышеприведенных Положений общесоюзных знаков следует, что награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени союзных органов было делегировано центральным комитетам и советам профсоюзов совместно с министерствами и ведомствами республики, а также администрациям и профсоюзным комитетам предприятий и организаций. Следовательно, юридически значимым обстоятельством в разрешении настоящего спора является именно то, что данная награда носила общесоюзный характер и была учреждена совместно с союзным органом исполнительной власти и общественным органом, что отражено в вышеуказанных нормативных актах, действовавших в то время, а также установление вручения ее уполномоченным органом.

Согласно записи в трудовой книжки награждение истца данным знаком было произведено от имени Министерства и ЦК профсоюза, что соответствовало действовавшему законодательству.

Из анализа приказа директора завода № 93 от 20.02.1975 Тульского завода точного машиностроения следует, что за достижения высоких показателей во всесоюзном социалистическом соревновании, выполнении и перевыполнении производственного задания 1974 – определяющего года девятой пятилетки, решением Министерства и ЦК профсоюза от 23 декабря 1974 года, 31 января 1975 года №№ 25, 54 группа рабочих, инженерно – технических работников и служащих награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1974 года», начальникам цехов и отделов совместно с председателями цеховых комитетов произвести вручение от имени Министерства и ЦК профсоюза рабочих знака «Победитель социалистического соревнования 1974 года» и удостоверение установленного образца в торжественной обстановке на рабочих собраниях. Из Приложения к данному приказу усматривается, что Лаврик Е.И. в числе прочих награждена вышеуказанным знаком.

Таким образом, судом установлено, что Лаврик Е.И. награждена знаком "Победитель социалистического соревнования 1974 года" за успехи и достижения в труде, имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости.

Единый общесоюзный знак "Победитель соцсоревнований" является ведомственной наградой за успехи в труде.

Оценивая доводы представителя ответчика, суд находит их несостоятельными и подлежащими отклонению, как основанные на неверном и субъективном трактовании норм действующего законодательства, поскольку награждение осуществлено уполномоченными на то органами на основании решения Министерства и ЦК профсоюза.

Суд считает необходимым отметить следующее. Нормами действующего законодательства не дано понятие «ведомственного знака отличия в труде», отсутствует также перечень таких знаков.

Ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 № 2026-ВЯ/476/1-30. К ведомственным знакам отличия в труде следовало относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры РФ, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 № 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 07.10.1998 № 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и РФ, почетными званиями СССР и РФ учитываются почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы, нагрудные знаки и значки, в перечне которых указан и знак «Победитель соцсоревнований».

Положениями ст. 7 Конституции РФ регламентировано, что социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

Ограничительные условия противоречат положениям ст.ст. 19, 55 Конституции РФ, согласно которым все равны перед законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из положений ст.ст. 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.

Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19, 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Как уже ранее отмечалось, исходя из положений ч.1 ст. 19 и ч.2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.10.1995, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, в связи с чем нельзя назвать правомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в постановлении от 24.05.2001, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями си. 1 ч. 1, 2, 18,54 ч.1, 55 ч.2, 57 Конституции РФ.

С учетом изложенного, суд считает установленным, что Лаврик Е.И. на момент обращения в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж и была награжден ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звания «Ветеран труда».

Анализируя вышеизложенное, суд находит решение ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» об отказе в присвоении Лаврик Е.И. звания «Ветеран труда» незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░      (░░░░░░░)

2-1106/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Лаврик Е.И.
Ответчики
ГУ ТО "Управление социальной защиты населения Тульской области
Другие
АО "Тулаточмаш"
Суд
Пролетарский районный суд г. Тула
Дело на сайте суда
proletarsky.tula.sudrf.ru
25.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2017Передача материалов судье
30.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.06.2017Предварительное судебное заседание
27.06.2017Судебное заседание
10.07.2017Судебное заседание
20.07.2017Судебное заседание
25.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее