СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Председательствующий
в первой инстанции Гаркуша О.М.
Докладчик в апелляционной инстанции Лядова Т.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Севастополь
29 октября 2015 года Дело №33-2450/15
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Лядовой Т.Р.
судей Андрейченко А.А.
Дудкиной Т.Н.
при секретаре судебного заседания Кондратовой Е.В.
при участии:
ФИО1
иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, о причинах неявки сведения не представили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 18 августа 2015 года по делу №33-2450/15 (№2-2807/2015)
по иску ФИО1
к Военному комиссариату города Севастополя
об обязании произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛА:
В июне 2015 года ФИО1 обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Военному комиссариату города Севастополя, в котором просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии истца со дня ее первого начисления в соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2011 N1745 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации", Указом Президента РФ от 23.08.2000 N1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" исходя из оклада по последней должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, установленного штатом, а также с учетом реальной стоимости продовольственного пайка. Кроме того ФИО1 просил возложить на Военный комиссариат города Севастополя обязанность осуществлять выплату пенсии истца в будущем исходя из реальной стоимости продовольственного пайка на день выплаты.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, истец уволен с должности командира группы дистанционного управления дивизиона движения электромеханической боевой части подводного крейсера «№» Северного флота, который, по мнению истца, входит в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в связи с чем размер пенсии ФИО1 подлежит исчислению исходя из оклада по последней должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, установленного штатом. Кроме того, в нарушение действующего законодательства, Военным комиссариатом города Севастополя с 01 января 2015 года выплата пенсии истцу осуществляется без учета реальной стоимости продовольственного пайка.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 18 августа 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил оспариваемое решение отменить по доводам, изложенным в ней, принять по делу новое решение.
Представитель ответчика не явился, принимая во внимание наличие в материалах дела доказательств его надлежащего извещения о времени и месте проведения судебного заседания, судебная коллегия в порядке, предусмотренном статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно статье 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы, решение суда относительно правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1, являясь пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, в марте 2015 года обратился в Военный комиссариат города Севастополя с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии со статьей 55 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В указанном заявлении ФИО1 просил произвести перерасчет пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, с учетом части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", подпункта «г» пункта 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации N 857-64 от 17 ноября 2000 года, которым утвержден закрытый Перечень организаций и воинский частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.
Письмом Военного комиссариата города Севастополя от 24 апреля 2015 года заявителю сообщено, что общая выслуга ФИО1 составляется 38 лет 02 месяцы 15 дней с 18 июля 1969 года по 18 августа 1991 года, размер пенсии с 01 января 2015 года исчисляется из должностного оклада (код 14), оклада по воинскому званию (капитан-лейтенант), процентной надбавки за выслугу 30 лет 40%, основной размер пенсии с учетом райкоэффициента составляет 34152,33 рублей, основания для выплаты пенсии за прошлое время отсутствуют.
Указанные обстоятельства, по мнению истца, являются основанием для обращения за судебной защитой нарушенного права на получение пенсии в большем размере.
Судебная коллегия отмечает, что согласно требованиям части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" пенсия ФИО1 с 01 января 2015 года назначена в соответствии с требованиями пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 49 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии. Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
В целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации Президентом Российской Федерации 23 августа 2000 года издан Указ N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", пунктом 1 которого утвержден прилагаемый Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки".
Подпунктами "г" и "д" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации N 1563 Правительству Российской Федерации предписано установить военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) и оклад по воинской должности в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклада по воинской должности, предусмотренных соответственно штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, и утвердить перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.
Указом Президента РФ от 31.12.2011 N1745 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" 2. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" внесены изменения, а именно гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, установлен соответственно должностной оклад (тарифную ставку) в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренных соответствующими штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 857-64 от 17 ноября 2000 года утвержден закрытый Перечень организаций и воинский частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, в который включены действующие организации и воинские части, входящие в состав ядерного оружейного комплекса.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 949 "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" Правительству России поручено определить перечень расформированных войсковых частей Минобороны России, в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Перечнем видов деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 1563.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 года N 548-38 "О совершенствовании мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" утвержден Перечень расформированных воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР) и военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (Министерства обороны Российской СССР), в которых осуществлялись виды деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 года N 548-38 были утверждены изменения, внесенные в абзац третий пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 857-64, согласно которым Министру обороны Российской Федерации предоставлено право утверждать перечень воинских должностей, сокращенных (переименованных) в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР), воинских частей и военных представительств, прохождение службы в которых предусматривало непосредственное участие военнослужащих в одном из видов деятельности, предусмотренных Перечнем видов деятельности.
15 февраля 2006 года Министром обороны Российской Федерации утвержден Перечень воинских должностей, сокращенных (переименованных) в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР), воинских частей и военных представительств, прохождение службы в которых предусматривало непосредственное участие военнослужащих в одном из видов деятельности, предусмотренных Перечнем видов деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1563.
Исходя из содержания приведенных выше правовых норм право на получение социальной поддержки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", возникает при наличии следующих условий: во-первых, участие в видах деятельности, указанных в перечне; во-вторых, вхождение организаций и воинских частей, где осуществляются эти виды деятельности, в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
При этом названный Указ Президента Российской Федерации не содержит норм, напрямую предусматривающих возможность перерасчета пенсий военным пенсионерам, в связи с чем следует руководствоваться положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в соответствии с которыми пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих и подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.
Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий уволенным с военной службы военнослужащим, включается оклад по последней штатной должности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ФИО1 уволен с военной службы в августе 1991 года с должности командира группы дистанционного управления дивизиона движения электромеханической боевой части подводного крейсера «№» Северного флота.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства того, что войсковая часть, в которой служил на момент увольнения ФИО1, входит в перечень воинских частей или перечень расформированных воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР) и военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (Министерства обороны Российской СССР), в которых осуществлялись виды деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки согласно Указу Президента Российской Федерации N1563.
Помимо указанного, из письма Военного комиссариата города Севастополя от 24 апреля 2015 года усматривается, что по факту, подтверждающему непосредственное участие ФИО1 в действиях подразделения особого риска, данные в личном деле не выявлены, оклад по воинской должности с 01 января 2015 года установлен согласно штата действующего подводного крейсера.
При таких обстоятельствах, поскольку истец был уволен с военной службы с должности, не предусматривающей непосредственное участие в деятельности, установленной Указом Президента РФ от 23.08.2000 N1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", суд пришел к правильному выводу о том, что истец не может быть отнесен к лицам, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные названным Указом и основания для перерасчета назначенной ему пенсии в соответствии с данным Указом отсутствуют.
Касательно требований истца о включении в размер пенсии реальной стоимости продовольственного пайка, суд апелляционной инстанции считает необходимым обратить внимание на следующее.
В силу части 1 статьи 43 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно пункту 8, подпункту «а» пункта 9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) включается оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
Таким образом, исходя из правового анализа приведенных выше правовых норм, в денежное довольствие военнослужащих исходя из размера которого исчисляются пенсии, не включаются ни денежная компенсация за продовольственный паек, ни реальная стоимость продовольственного пайка.
Исследовав имеющиеся доказательства, в их совокупности, судебная коллегия пришла к выводу о том, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела и принято судебное решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, оснований для её удовлетворения судебной коллегией не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 18 августа 2015 года по делу №33-2450/15 (№2-2807/2015) оставить без изменения. А апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Т.Р. Лядова
Судьи А.А. Андрейченко
Т.Н. Дудкина