Решение по делу № 2-4830/2017 от 30.08.2017

№ 2-4830/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2017 года      г. Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего:     Паниной Е.Ю.

при секретаре:             Гончаровой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Рише Виктора Александровича к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда в г. Барнауле о включении периода в страховой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

УСТАНОВИЛ:

    Рише В.А. обратился в суд с иском к ответчику о защите пенсионных прав, ссылаясь на то, что является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В период с ДД.ММ.ГГГГ по июль 1998 ему была установлена инвалидность второй группы по причине увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС.

Статьей 29 Закона РСФСР от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 18.06.1992) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Согласно положениям п. 2 указанной статьи в редакции от ДД.ММ.ГГГГ назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.

ДД.ММ.ГГГГ истцу была установлена вторая пенсия, трудовая пенсия по старости. Ее размер определен исходя из трудового стажа 22года 10 мес.

Ответчиком в общий трудовой стаж не был включен период нахождения на инвалидности 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ по июль 1998 года.

Согласно абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Позиция о сохранении ранее приобретенных пенсионных прав высказана Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П.

В соответствии с п. «а» ст. 92 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж включаются наравне с работой, указанной в статье 89 Закона, следующие периоды - временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.

Согласно п. «а», «е» ст. 39 указанного закона инвалидность трудящегося, выполнявшего работу, указанную в части первой статьи 89 Закона, считается наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья, произошел: при выполнении трудовых обязанностей (в том числе во время командировок); при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.

Не включение периода инвалидности истца влияет на размер страховой пенсии по старости, которая находится в зависимости от продолжительности трудового стажа.

По таким основаниям заявлены требования о возложении обязанности на ответчика включить в страховой стаж истца спорный период нахождения на инвалидности 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ по июль 1998 года, возложить обязанность произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения указанного периода.

В судебном заседании истец Рише В.А. и его представитель Пономарева Е.А. на удовлетворении требований настаивали, по изложенным в иске основаниям.

    Представители ответчика Бахарева Н.В., Карбазова Л.И. против удовлетворения требований возражали.

В отзыве на исковое заявление указано, что порядок и условия признания гражданина инвалидом, в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» устанавливаются Правительством РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (п. 14) различались причины инвалидности: трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, иные причины, установленные законодательством. Причины инвалидности различались в зависимости об обстоятельств наступления инвалидности, установленных законом. От определенных причин инвалидности зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций, предоставления иных льгот.

Разграничение причин инвалидности приведено в Разъяснении Минтруда РФ от 15.04.2003 № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утв. постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 № 17. При этом в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» инвалидностью вследствие военной травмы считается также инвалидность наступившая, в том числе в связи с прохождением военной службы при исполнении иных обязанностей военной службы.

Законодатель разграничивает понятия «инвалидность, связанную с профессиональным заболеванием, трудовым увечьем» и «инвалидность, наступившую вследствие военной травмы».

Положениями п. 2 ст. 29 Закона РСФСР от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравнены в назначении пенсии к гражданам, ставшим инвалидами, вследствие военной травмы. На основании положений пп.1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» им предоставлено право на получение двух пенсий: по инвалидности и трудовой пенсии по старости. Такое право обусловлено причиной инвалидности «вследствие военной травмы».

Право на получение двух пенсий реализовано истцом в 2006 году.

По таким основаниям просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Рише В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ являлся инвали.... группы, в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС, дата очередного переосвидетельствования июль, сентябрь 1998 года, что подтверждено выпиской из Акта освидетельствования во ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ истец является инвали.... группы бессрочно.

В соответствии с архивной справкой ФКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» Рише В.А. проходил службу в войсковой части 41173, принимавшей участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время Рише является получателем пенсии по инвалидности (с ДД.ММ.ГГГГ) и трудовой пенсии по старости (с ДД.ММ.ГГГГ).

Размер трудовой пенсии по старости (в настоящее время страховой пенсии) исчислен исходя из страхового стажа без учета спорного периода нахождения истца на инвалидности.

В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В ходе рассмотрения дела с учетом позиции ответчика судом проверялся вопрос о размере пенсии с учетом включения спорного периода. В настоящем судебном заседании представителем ответчика даны пояснения о том, что размер пенсии при включении спорного периода увеличится, поскольку зависит, в том числе от продолжительности стажа.

В связи с чем, суд не проверяет исчисление размера пенсии, оценивая наличие оснований для включения спорного периода в стаж работы истца.

Согласно положениями ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 18.06.1992) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:

1) назначение пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на период назначения или перерасчета пенсии);

назначение пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной безопасности, гражданской обороны, военнослужащим, призванным на специальные учебные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, и их семьям по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Им предоставляется право получать две пенсии - пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте, если не оговорено иное;

в иных случаях исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей), не связанной с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, военнослужащим и их семьям пенсия по случаю потери кормильца назначается в порядке и по нормам, установленным законодательством Российской Федерации. Им пенсия по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы назначается как пенсия по инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, и независимо от общего трудового стажа, в том числе военной службы.

Истец относится к категории лиц, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 названного Закона.

Согласно положениям п.п. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется, в том числе гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.

В силу п.п. 1 п. 2 ст. 15 названного закона предусмотрено право на получение пенсии по инвалидности, вследствие военной травмы. Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Действительно, согласно п. «а», «е» ст. 39 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 инвалидность трудящегося, выполнявшего работу, указанную в части первой статьи 89 Закона, считается наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья, произошел: при выполнении трудовых обязанностей (в том числе во время командировок); при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу положений ст. 11 ГК РФ защите подлежит нарушенное право.

Из положений Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что получение пенсии по инвалидности в связи с трудовым увечьем не предоставляет право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в связи с отсутствием нарушенного права истца.

Возможность включения спорного периода в трудовой стаж вышеприведенными положениями закона предусмотрена. Однако, данное обстоятельство будет являться основанием для изменения основания установления пенсии по инвалидности (вследствие трудового увечья (п.1 ст. 29 Закона 1244-1)).

Истцу была назначена пенсия по инвалидности вследствие военной травмы по п. 2 ст. 29 Закона 1244-1. Именно эта норма дает право на получение двух пенсий – по инвалидности и страховой. При изменении основания установлении пенсии, признании периода нахождения на инвалидности по трудовому увечью, истец утрачивает право на получение двух пенсий.

Учитывая, что истец не намерен отказываться от получения двух пенсий, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований, включения спорного периода в стаж работы, поскольку это приведет к изменению основания установления пенсии по инвалидности и прекращению права истца на получение двух пенсий, что не приведет к восстановлению каких-либо его прав, т.к. при получении одной пенсии вместо двух, общий размер пенсионного обеспечения снизится.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

    

Р Е Ш И Л:

исковые требования Рише Виктора Александровича к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда в г. Барнауле о включении периода в страховой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Панина

Копия верна:

Судья            Панина Е.Ю.

Секретарь         Гончарова А.Н.

2-4830/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рише В.А.
Ответчики
ГУ - УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края
Другие
Пономарева Е.А.
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
30.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2017Передача материалов судье
31.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.10.2017Предварительное судебное заседание
25.10.2017Судебное заседание
20.11.2017Судебное заседание
25.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2017Дело оформлено
14.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее