22 октября2020 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глушковой Ю. В., при помощнике судьи Седовой О.Ю.,
сучастием представителя административного истца Шаркова Д.Е., действующего на основании ордера от 22.09.2020, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области Осинцевой Е.Л., действующей на основании доверенности от 09.12.2019, диплома ***, представителя заинтересованного лица Имангалиева К.Э., действующего на основании доверенности от 08.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Ляминой И.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, государственному регистратору Осипову А.С., о признании незаконным решения,
установил:
Лямина И.П. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным решения, в обоснование которого указала, что 05.06.2020 между административным истцом Ляминой И.П. и Ерыкаловым Д.С. в простой письменной форме был заключен договор дарения следующего недвижимого имущества: жилой дом, кадастровый номер ***, общей площадью 390,2 кв. м, расположен
по адресу: ***, который состоит из 2 (двух) этажей; земельный участок, кадастровый номер ***, общей площадью 816 кв. м.,категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование садоводство, расположен
по адресу: ***; земельный участок, кадастровый номер ***, общей площадью 878 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование садоводство, расположенпо адресу: ***. 23.06.2020 произведена государственная регистрация договора дарения. В связи с тем, что договор дарения сторонами фактически не исполнялся, имущество одаряемым (административным истцом) не принималось, а дарителем (заинтересованным лицом) не передавалось, из его владения и пользования не выбывало, ключи и правоустанавливающие
документы также не передавались, 21.08.2020 сторонами договора дарения было заключено «Соглашение о расторжении договора дарения» (далее - соглашение), также в простой письменной форме. Каких-либо требований к содержанию такого соглашения законом не предусмотрено. Исходя из положений п. 2 ст. 573 ГК РФ, п. 1 ст. 450 ГК РФ, указанное соглашение от 21.08.2020 было сдано 30.08.2020 на государственную регистрацию в Управление Росреестра по
Свердловской области через Отдел ГБУ СО «МФЦ» в Ленинском районе города Екатеринбурга (ул.Громова, д. 145) с заявлением административного истца от 30.08.2020 № *** и заявлением Ерыкалова Д.С. от 30.08.2020 № ***. Управлением Росреестра по Свердловской области было принято решение от 08.09.2020 № *** о приостановлении государственной регистрации перехода права и права собственности в отношении объекта недвижимости – жилого дома с кадастровым номером ***, сроком до 08.12.2020, в соответствии с которым административный ответчик не усматривает оснований зарегистрировать изменения на основании представленного соглашения от 21.08.2020. В качестве оснований административным ответчиком указано, что «договор дарения исполнен сторонами, фактическая передача имущества дарителем и принятие его одаряемым осуществлена в день подписания настоящего договора». Административный истец считает принятое административным ответчиком решениенезаконным, поскольку оно противоречит ст.ст. 131, ст. 433, п. 1 ст. 450, ст. 573 ГК РФ, ст. ст. 14, 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации
недвижимости», а также нарушает его права, свободы и законные интересы, создает препятствие к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, на истца незаконно возложена обязанность доказать факт неисполнения договора дарения, отказа от его исполнения как со стороны одаряемого, так и со стороны дарителя, при наличии подписанного и представленного обеими сторонами сделки соглашения от 21.08.2020 о расторжении договора дарения от 05.06.2020
по подробным основаниям, изложенными в этом самом соглашении от 21.08.2020.
На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным решение административного ответчика о приостановлении
государственной регистрации перехода права и права собственности от 08.09.2020 № ***; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости: жилой дом с кадастровым номером ***, общей площадью 390,2 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область,
***, который состоит из 2 (двух) этажей, на основании заявления административного истца от 30.08.2020 № ***, соглашения от 21.08.2020 о расторжении договора дарения; издержки и судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела, отнести полностью на административного истца.
Определением от 25.09.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен государственный регистратор Осипов А.С..
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал доводы и требования административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области в судебном заседании и в письменном отзыве возражала против удовлетворения иска, суду пояснила, что в связи с тем, что право собственности на спорные объекты недвижимости возникло у Ляминой И.П. с момента государственной регистрации договора дарения и перехода к ней права собственности, возврат имущества дарителю Ерыкалову Д.С. возможен только путем регистрации между сторонами новой сделки в отношении этого имущества.
Представитель заинтересованного лица Ерыкалова Д.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования, суду пояснил, что Ерыкалов Д.С. спорное имущество не передавал административному истцу, постоянно проживает с семьей в указанном жилом доме, выезжать из него не намеревался. Административный истец просила формально оформить на неё данный договор, чтобы она была титульным собственником этого имущества. В последующем административный истец вновь попросила оформить расторжение данного договора, поняв, что не намерена нести бремя содержания указанного имущества. В результате чего, было оформлено соглашение о расторжении договора дарения.
Административный ответчик государственный регистратор Осипов А.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом и в срок, представил письменный отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, указав, что расторжение договора дарения объектов недвижимости по соглашению сторон после государственной регистрации перехода права собственности невозможно.
Учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение всех участников, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, иные представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ч. 4-6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (вступил в силу с 01.01.2017, далее – ФЗ № 218) государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ст. 3 ФЗ № 218, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав), т.е. Росреестр.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 ФЗ № 218, полномочия по проверке действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверке наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся исключительно к компетенции Росреестра и его территориальных органов.
Как следует из материалов дела, 05.06.2020 между административным истцом Ляминой И.П. и Ерыкаловым Д.С. в простой письменной форме был заключен договор дарения следующегонедвижимого имущества:жилой дом, кадастровый номер ***, общей площадью 390,2 кв. м, расположен
по адресу: ***, который состоит из 2 (двух) этажей; земельный участок, кадастровый номер ***, общей площадью 816 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование садоводство, расположен
по адресу: ***; земельный участок, кадастровый номер ***, общей площадью 878 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование садоводство, расположен по адресу: *** (л.д. 9-10).
Переход права от Ерыкалова Д.С. к Ляминой И.П. был зарегистрирован, с 23.06.2020 Лямина И.П. является собственником указанного жилого дома (л.д.11).
21.08.2020 стороны отказались от исполнения договора, в связи с чем, ими было подписано соглашение о расторжении договора дарения недвижимого имущества. 30.08.2020 стороны сдали на регистрацию вышеуказанное соглашение (л.д.12).
В силу ст. 14 ФЗ № 218, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе:
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно ч. 4 ст. 18 ФЗ № 218, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 29 ФЗ № 218, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ № 218, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: 7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 27 ФЗ № 218, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что 08.09.2020 государственным регистратором правомерно было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации расторжения договора дарения на основании п. 3 ч. 1 ст. 26 ФЗ № 218, а именно, имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (л.д. 15-16).
Согласно ч. 12 ст. 29 ФЗ № 218 приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Административный истец оспаривает уведомление о приостановлении государственной регистрации от 08.09.2020.
Оценивая основания и действия государственного регистратора, суд приходит к следующим выводам.
Действительно, как указывает административный истец, в соответствии с п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Административныйистец указывает, что обе стороны – Ерыкалов Д.С. и Лямина И.П. - согласны расторгнуть договор дарения от 05.06.2020 спорного объекта недвижимости на основании соглашения о расторжении договора дарения от 21.08.2020, в котором указали, что в соответствии с ст. 450 ГК РФ на основании обоюдного согласия расторгают договор и признали, что договор дарения сторонами не исполнялся, недвижимое имущество от дарителя к одаряемому не передавалось.
Административныйистец полагает, что в данном случае ст. 450 ГК РФ позволяет сторонам расторгнуть ранее заключенный договор, поскольку в указанной статье нет условия по поводу того, исполнен договор или нет, а, значит, нет такого ограничения, на которое указывает регистратор.
Вместе с тем, административным истцом не учтено следующее.
В силу ст. 573 Гражданского кодекса Российской Федерации одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. В этом случае договор дарения считается расторгнутым. Если договор дарения заключен в письменной форме, отказ от дара должен быть совершен также в письменной форме. В случае, когда договор дарения зарегистрирован (п. 3 ст. 574), отказ от принятия дара также подлежит государственной регистрации.
Как указано административным истцом в иске и подтверждается материалами дела, переход права собственности от Ерыкалова Д.С. к Ляминой И.П. зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области 23.06.2020. Лямина И.П. является собственником спорного недвижимого имущества.
Судом установлено, что 21.08.2020 между административным истцом и заинтересованным лицом на основании обоюдного согласия составлено соглашение о расторжении договора дарения от 05.06.2020, которое суд расценивает как отказ заинтересованного лица–Ляминой И.П. от принятия дара, однако возможность отказа от принятия дара Ляминой И.П. на момент 21.08.2020 не может быть ею реализована, поскольку право собственности на спорное жилое помещение возникло у нее с момента регистрации договора дарения и перехода права собственности 23.06.2020. Между тем, п. 1 ст. 573 ГК РФ регулирует вопросы, касающиеся права одаряемого на отказ от принятия дара, который возможен только до передачи дара.
При этом, суд не принимает во внимание доводы представителя административного истца и представителя заинтересованного лица о том, что договор дарения фактически не исполнен, дар не передавался, поскольку указанные доводы противоречат тексту договора дарения от 05.06.2020, который стороны собственноручно подписали. Указанный договор в установленном законом порядке недействительным или незаключенным не признан. Также суд не принимает во внимание представленные рапорты УУП ОП № 12 УМВД России по г. Екатеринбургу А. и Б. о том, что Ерыкалов Д.С. с семьей с 2018 года проживает по адресу: ***, а Лямина И.П. с 2015 года проживает по адресу: ***, поскольку указанные обстоятельства не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Суд, проанализировав представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что обжалуемое уведомление о приостановлении государственной регистрации права вынесено законно, соответствует действующему законодательству, и не нарушает права и законные интересы административного истца.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении административного иска суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ляминой И.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, государственному регистратору Осипову А.С., о признании незаконным решения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю. В. Глушкова