Решение по делу № 2а-2479/2020 от 04.03.2020

    Дело № 2а-2479/2020

                                      Р Е Ш Е Н И Е

                   Именем Российской Федерации

    г.Санкт-Петербург                                                                    29 июня 2020 года

    Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга в составе:

    председательствующего судьи Лебедевой А.С.,

    при секретаре Ивановой В.В.,

    с участием заинтересованного лица Асеевой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайоной ИФНС России №2 по Самарской области к Русакову Алексею Владимировичу о взыскании налога на имущество физических лиц и пени, по встречному иску Русакова Алексея Владимировича к Межрайоной ИФНС России №2 по Самарской области об обязании произвести перерасчет налога на имущество физических лиц,

                                        у с т а н о в и л:

Административный истец Межрайоная ИФНС России №2 по Самарской области обратилась в Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просит взыскать с Русакова А.В. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1855891 руб.00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 4992 руб. 89 коп.

В обоснование заявленных требований указав, что, согласно сведениям, имеющимся у административного истца, Русаков А.В. является собственником объектов недвижимости, являющихся объектами налогообложения, в связи с чем, ему был начислен налог на имущество физических лиц, о чем административному ответчику было направлено налоговое уведомление об уплате налога, который оплачен не был. Требования административного истца также не исполнены.

Решением Кировского районного суда г.Санкт-Петербурга от 01.10.2019 исковые требования были удовлетворены.

Финансовым управляющим Русакова А.В. была подана апелляционная жалоба на указанное решение.

Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда решение Кировского районного суда г.Санкт-Петербурга отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела Русаков А.В. обратился в суд со встречным иском к Межрайоной ИФНС России №2 по Самарской области об обязании произвести перерасчет налога на имущество физических лиц.

В обоснование встречных исковых требований Русаков А.В. указал, что вступившими в законную силу судебными актами установлено, что ряд комнат из состава нежилого помещения, входят в состав общего имущества административного управленческого комплекса (АУК) и главного производственного комплекса (ГПК). Вышеуказанное имущество зарегистрировано как общая долевая собственность, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.03.2020. в настоящее время ни перечень имущества, на которое Русаков А.В. обладает правом собственности в зданиях АУК и ГПК, ни кадастровая стоимость этого имущество не определены, в связи, с чем ответчик полагает, что оснований для начисления на данные объекты налога на имущество физических лиц отсутствуют.

Представитель административного истца МИФНС России №2 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, просил рассматривать дело в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо финансовый управляющий Русакова А.В. - Асеева Д.В. в судебное заседание явилась, встречные исковые требования и возражения ответчика поддержала.

Административный ответчик Русаков А.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени проведения судебного заседания извещался надлежащим образом путем направления судебной повестки по адресу регистрации.

В силу ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанности перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 названного закона).

Из приведенной нормы следует, что постоянно зарегистрировавшись по месту жительства, гражданин, тем самым, обозначает свое постоянное место жительства в целях исполнения своих обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, то есть выполняет вышеуказанные нормы Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, не сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Исходя из действия принципов добросовестности и разумности, ответчик должен был обеспечить возможность получения почтовой и иной корреспонденции по месту своего нахождения, что им выполнено по субъективным причинам.

Информация о времени и месте рассмотрения административного дела размещена на сайте Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга     в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что суд принял надлежащие меры к извещению ответчика о времени и месте рассмотрения дела, направив ему извещение по адресу его регистрации, ответчик, не обеспечив возможность получения судебной корреспонденции, не явившись в судебное заседание, по своему усмотрению не воспользовался своим правом на участие в судебном заседании, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика и представителя истца, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела, выслушав заинтересованное лицо, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьёй 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 и статьей 45 Налогового кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщики уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Согласно ст. 400-401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом;

2) квартира, комната;

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Согласно части 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п.4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствие со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствие с ч. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствие с ч. 1 и ч. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В соответствие с ч. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Из содержания ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из материалов дела, административному ответчику был начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год, как обладающему правом собственности объектами недвижимости:

- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

- квартира, расположенная по адресу: <адрес>

- иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <адрес>;

- иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <адрес>;

- квартира, расположенная по адресу: <адрес>

- квартира, расположенная по адресу: <адрес>;

- квартира, расположенная по адресу: <адрес>

- иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу <адрес>

Сумма налога к уплате за 2017 год по налогу на имущество физических лиц составляет: 1104 руб. 00 коп. по ОКТМО 22701000, 1855891 руб. 00 коп., по ОКТМО 36740000, 4818 руб. 00 коп. по ОКТМО 36701335, со сроком уплаты до 03.12.2017.

Предметом судебного рассмотрения является недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 1855891 руб. 00 коп., по ОКТМО 36740000.

Административный ответчик Русаков А.В. в нарушение требований ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации в установленные законом сроки не исполнил свою обязанность по уплате налога в полном объеме, в связи с чем, административным истцом в адрес Русакова А.В. направлено требование № 114619 со сроком уплаты до 18.01.2019 (л.д. 12).

В установленный срок требование административного истца не исполнено, сумма налога административным ответчиком не уплачена.

Доказательств обратного суду на момент вынесения решения не представлено.

21.02.2019 мировым судьей судебного участка № 67 Санкт-Петербурга МИФНС России №2 по Самарской области было отказано в вынесении судебного приказа (л.д. 17).

21.05.2019 МИФНС России №20 по Санкт-Петербургу подано настоящее административное исковое заявление.

Таким образом, срок, установленный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 286 КАС РФ для обращения в суд с административным иском не пропущен.

        Разрешая встречные исковые требования, суд исходит из того, что судебные акты, которыми установлено, что ряд комнат из состава нежилых помещений входят в состав общего имущества зданий административного управленческого комплекса и главного производственного комплекса вступили в законную силу 08.10.2019 и 24.08.2018, а недоимка по налогу возникла за 2017 год, следовательно, оснований для перерасчета налога и пени не имеется.

Согласно части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу частей 1, 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Сведений о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости, в части прекращения права собственности Русакова А.В. на объекты недвижимости за период налогообложения (2017 год) административным ответчиком при рассмотрении настоящего спора не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения встречных исковых требований Русакова Алексея Владимировича к Межрайоной ИФНС России №2 по Самарской области об обязании произвести перерасчет налога на имущество физических лиц не имеется.

По общему правилу с 1 января 2015 года налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости (п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

Так как налог на имущество является местным налогом, то для его установления и введения в действие на соответствующей территории представительные органы муниципальных образований принимают отдельные нормативные правовые акты.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 1 января 2015 года.

Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы для отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 12, пункт 2 статьи 372 НК РФ).

Решение Думы городского округа Тольятти Самарской области от 12 ноября 2014 года N 510 "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Ставка составляет 1,5%.

Представленный административным истцом расчет судом проверен, является подробным, арифметически верным, при таких обстоятельствах суд находит сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год по ОКТМО 36740000 в размере 1855891 руб. 00 коп., заявленную к взысканию МИФНС России №2 по Саратовской области правомерной.

Кроме того, поскольку административным ответчиком обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год не исполнена, налоговый орган правомерно начислил пени по налогу на имущество физических лиц, которые также подлежат взысканию с административного ответчика.

Представленный административным истцом расчет пени содержит расчет по пени за период с 04.12.2018 по 16.12.2018 на сумму недоимки 1855891 руб. 00 коп. и, с учетом уменьшений, составляет 5512 руб. 27 коп. (л.д. 13).

Административным истцом заявлено к взысканию 4992 руб. 89 коп.

Согласно положениям ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, оснований для взыскания пени в большем размере, чем заявлено административным истцом не имеется, в связи, с чем с ответчика подлежат взысканию пени в размере 4992 руб. 89 коп.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой административный истец был освобожден в размере 17504,41 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-179 КАС РФ, суд

                                                 Р Е Ш И Л:

          Административное исковое заявление Межрайоной ИФНС России №2 по Самарской области к Русакову Алексею Владимировичу о взыскании налога на имущество физических лиц и пени – удовлетворить.

Взыскать с Русакова Алексея Владимировича недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 855 891 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 4992 руб. 89 коп., а всего 1860883 (один миллион восемьсот шестьдесят тысяч восемьсот восемьдесят три) рублей 89 копеек.

Взыскать с Русакова Алексея Владимировича в доход государства государственную пошлину в размере 17504 (семнадцать тысяч пятьсот четыре) руб. 41 коп.

В удовлетворении встречного административного искового заявления Русакова Алексея Владимировича к Межрайоной ИФНС России №2 по Самарской области об обязании произвести перерасчет налога на имущество физических лиц – отказать.

          Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга.

            Председательствующий судья:                                         А.С. Лебедева

2а-2479/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №2 по Самарской области
Ответчики
Русаков Алексей Владимирович
Другие
Финансовый управляющий Асеева Дарья Витальевна
Суд
Кировский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Лебедева Александра Станиславовна
Дело на странице суда
krv.spb.sudrf.ru
04.03.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
06.03.2020Передача материалов судье
06.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.04.2020Предварительное судебное заседание
02.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Судебное заседание
08.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее