Решение по делу № 2-366/2022 от 08.06.2022

Дело № 2-366/2022

УИД № 24RS0003-01-2022-000574-42

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта                            12 июля 2022 года

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,

при секретаре Дорш О.В.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П.

представителя ответчика Юшкова ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности произвести очистку земельных участков от бытовых отходов и мусора, провести работы по очистке населенного пункта от сухой растительности, создать вокруг населенного пункта противопожарные минерализованные полосы, установить указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности произвести очистку земельных участков от бытовых отходов и мусора, провести работы по очистке населенного пункта от сухой растительности, создать вокруг населенного пункта противопожарные минерализованные полосы, установить указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения администрацией Красненского сельсовета Балахтинского района законодательства о пожарной безопасности, отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства и благоустройства территории, по результатам которых выявлены нарушения законодательства. В соответствии с Уставом администрации Красненского сельсовета к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселка; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселка; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселка, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселка в соответствии с указанными правилами. В ходе проверки прокуратурой района установлено, что на участке местности в д. <адрес>, имеющем координаты , относящемся к землям населенных пунктов, складированы различного вида отходы, а именно в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242: отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий (4 01 000 00 00 0), продукция из древесины, утратившая потребительские свойства (4 04 000 00 00 0), отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (1 52 ПО 01 21 5), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (1 54 ПО 01 21 5), отходы мебели из разнородных материалов (4 92 111 81 52 4 ), отходы шин, покрышек, камер автомобильных (9 21 100 00 00 0 ), кроме того на данном участке местности имеется сухая травянистая растительность. Обследование земельного участка показало, что твердого покрытия, обустроенного в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями под навалом из отходов не имеется, отходы размещены прямо на поверхности земельного участка. Таким образом, администрацией Красненского сельсовета Балахтинского района вопреки требованиям вышеперечисленного законодательства в границах указанных земельных участков не произведена своевременная уборка мусора. Кроме того, в соответствии с п. 63 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима Российской Федерации» в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края №1000-п от 30.12.2021 года населенные пункты, расположенные на территории Красненского сельсовета: <адрес>, включены в список населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2022 году, однако в нарушение вышеуказанных положений закона д. Красная, д. Безъязыково не имеют минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. Кроме того, в нарушение п. 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», в котором указано, что направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, в населенных пунктах: д. Красная, д. Безъязыково отсутствуют указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения. Также, территории общего пользования населенных пунктов, расположенных на территории Красненского сельсовета: д. Красная, д. Безъязыково, не очищены от сухой растительности в границах указанных населенных пунктов, что является нарушением п. 67 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2022 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Факты выявленных нарушений подтверждаются материалами проверки. Непринятие мер по очистке территории земельных участков от отходов производства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, учетом объема древесных отходов, их высоты, велика вероятность возникновения чрезвычайной ситуации в результате пожара и распространения огня с земельного участка на близлежащие строения и земельные участки, что также возможно связи с не проведением мероприятий по создания минерализованных полос, а также с не проведением работ по очистке населенных пунктов от сухой растительности. Просит суд обязать администрацию Красненского сельсовета Балахтинского района в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести очистку земельного участка в <адрес> Балахтинского района, имеющего координаты , относящегося к землям населенных пунктов, от отходов: отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий (401 000 00 00 0), продукция из древесины, утратившая потребительские свойства (404 000 00 00 0), отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (1 52 110 0121 5), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (1 54 110 01 21 5), отходы мебели из разнородных материалов (4 92 111 81 52 4 ), отходы шин, покрышек, камер автомобильных (9 21 100 00 00 0 ). Обязать администрацию Красненского сельсовета Балахтинского района с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по очистке населенных пунктов <адрес> от сухой растительности. Обязать администрацию Красненского сельсовета Балахтинского района с момента вступления решения суда в законную силу создать (обновить) вокруг населенных пунктов <адрес> противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. Обязать администрацию Красненского сельсовета Балахтинского района с момента вступления решения суда в законную силу установить указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения в д. Красная, д. Безъязыково.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика – глава Красненского сельсовета Балахтинского Красноярского края Юшков ФИО9., действующий на основании Устава и решения от 24.08.2020 года № 40-138р «Об избрани Красненского сельсовета Балахтинского Красноярского края», в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения, в которых указал, что согласно Постановлению вменяемым нарушением является, в том числе нарушение п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479. Исходя из материалов дела Глава, нарушив п. 67 Постановления № 1479, допустил наличие сухой растительности на территориях общего пользования. Под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом, исходя из положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 28 Федерального закона 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» территории общего пользования могут находиться в любой публичной собственности. Поскольку п. 67 Постановления № 1479 устанавливает обязанность именно для правообладателей, то в рамках рассмотрения дела выяснению подлежало, в том числе, является ли Красненский сельсовет правообладателем земельных участков, относящихся к территории общего пользования, на которых допущено наличие сухой растительности. Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что муниципальное образование является правообладателем территорий общего пользования, относительно которых вменяются нарушения. в рамках рассмотрения дела не было установлено, что Красненский сельсовет является правообладателем указанных выше территорий общего пользования, то Постановление подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено. Также согласно Постановлению, Главе вменяется то, что <адрес> не имеют минерализованной полосы шириной не менее 10 метров в
нарушение пункта 63 Постановления № 1479. Вместе с тем, указанные минерализованные полосы в д. Красная, д. Безъязыково имеются, что подтверждается Муниципальным контрактом № 6 от 05.05.2022 г. Также согласно Постановлению Главе вменяется то, что в д. Красная, д. Безъязыково отсутствуют указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения в нарушение пункта 48 Постановления № 1479. Однако, указатели направления движения в <адрес> имеются. Дополнительно представитель ответчика суду пояснил, что в настоящее время территория муниципального образования очищена от сухой растительности, установлены указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, вокруг населенных пунктов созданы противопожарные минерализованные полосы, периодически проводится уборка территории населенных пунктов от мусора, который опять появляется, просит установить срок для выполнения требований прокурора до 30.10.2022 года.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу п. 1 ст. 51 настоящего Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст.13).

Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.

В силу ст. 1 Закона о пожарной безопасности пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 30 Закона о пожарной безопасности в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.

В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 12.04.2022 года №276-п «О введении особого противопожарного режима на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края» на территории Балахтинского района Красноярского края введен особый противопожарный режим с 15.04.2022 года.

Статья 38 Закона о пожарной безопасности устанавливает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в числе прочего реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые действуют с 1 января 2021 г.

В соответствии с п. 48 Правил противопожарного режима направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Согласно п. 63 Правил противопожарного режима в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

В силу пункта 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

В судебном заседании установлено, что населенные пункты Красненского сельсовета сельсовета: д.<адрес> постановлением Правительства Красноярского края №1000-п от 30.12.2021 года включены в список населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2022 году.

13.04.2022 года прокурором Балахтинского района Красноярского края вынесено решение о проведении проверки в отношении пос/сельсоветов Балахтинского района на предмет проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности.

В рамках исполнения указанного решения 04.05.2022 года помощником прокурора Балахтинского района Красноярского края Бохан О.Ю. с участием государственного инспектора Балахтинского и Новоселовского районов по пожарному надзору Пупышко ФИО10. произведен выезд в д. Красная Балахтинского района.

В ходе проверки установлено, что на участке местности в <адрес> Балахтинского района, имеющем координаты , относящемся к землям населенных пунктов, складированы различного вида отходы, а именно в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242: отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий (4 01 000 00 00 0), продукция из древесины, утратившая потребительские свойства (4 04 000 00 00 0), отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (1 52 ПО 01 21 5), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (1 54 ПО 01 21 5), отходы мебели из разнородных материалов (4 92 111 81 52 4 ), отходы шин, покрышек, камер автомобильных (9 21 100 00 00 0 ), кроме того на данном участке местности имеется сухая травянистая растительность. Обследование земельного участка показало, что твердого покрытия, обустроенного в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями под навалом из отходов не имеется, отходы размещены прямо на поверхности земельного участка. Кроме того, населенные пункты Администрации Красненского сельсовета: д<адрес> согласно постановления Правительства Красноярского края №1000-п от 30.12.2021 года включены в список населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2022 году, не имеют минерализованную полосу шириной не менее 10 метров, а представлена в виде двух минерализованных полос шириной 0,5 метра каждая, нарушен п. 63 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020г. № 1479 «Об утверждений Правил противопожарного режима в Российской Федерации», в котором указано, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров та территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. В населенных пунктах Администрации Красненского сельсовета: д. Красная, д. Безъязыково отсутствуют указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, нарушен п. 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», в котором указано, что направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Вопреки утверждениям ответчика о добровольном исполнении требований прокурора по очистке территории муниципального образования от сухой растительности, установлению указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, создания минерализованных полос, в ходе судебного разбирательства каких-либо доказательств подтверждающих исполнение требований законодательства о пожарной безопасности, отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства и благоустройства территории, суду не предоставлено.

    Муниципальный контракт № 6 от 05.05.2022 г. не содержит сведений о ширине минерализованной полосы по данному контракту, и сведений о времени исполнения данного контракта. Из фотографий установленных указателей к источникам противопожарного водоснабжения не возможно установить имеется ли на них светоотражающая поверхность либо световые указатели, подключенные к сети электроснабжения и включенные в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Также суду не представлено сведений об очистке территорий общего пользования Красненского сельсовета от сухой растительности.

Таким образом, бездействием администрации Красненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по очистке земельных участков от бытовых отходов и мусора, проведению работы по очистке населенного пункта от сухой растительности, созданию вокруг населенного пункта противопожарных минерализованных полос, установлению указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем подлежащих совершению организационных и иных мероприятий, в связи с чем, учитывая позицию сторон, устанавливает срок исполнения решения суда в срок до 30.10.2022 года.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.

Обязать администрацию Красненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в срок до 30.10.2022 года:

- провести очистку земельного участка в д<адрес> Балахтинского района Красноярского края, имеющего координаты , относящегося к землям населенных пунктов, от отходов: отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий (401 000 00 00 0), продукция из древесины, утратившая потребительские свойства (404 000 00 00 0), отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (1 52 110 0121 5), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (1 54 110 01 21 5), отходы мебели из разнородных материалов (4 92 111 81 52 4 ), отходы шин, покрышек, камер автомобильных (9 21 100 00 00 0 );

- провести работы по очистке населенных пунктов <адрес> Балахтинского района Красноярского края от сухой растительности;

- создать (обновить) вокруг населенных пунктов <адрес> Балахтинского района Красноярского края противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров;

- установить указатели направления движения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения к источникам противопожарного водоснабжения в <адрес> Балахтинского района Красноярского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 17.07.2022г.

2-366/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Балахтинского района
Ответчики
администрация Красненского сельсовета
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Лябзина Татьяна Георгиевна
Дело на странице суда
balahta.krk.sudrf.ru
08.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2022Передача материалов судье
08.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2022Судебное заседание
17.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2022Дело оформлено
12.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее