05RS0029-01-2023-000792-53
№ 2-861/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2023 г. с. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре Саидовой Д.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ТО Роспотребнадзора по РД в г. Каспийске в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей к администрации МР «Карабудахкентский район», администрации МО «село Агачаул» об устранении нарушений санитарного законодательства,
установил:
ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Каспийске обратился в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что во исполнение законодательства истцом осуществляется наблюдение за состоянием водоснабжения в Карабудахкентском районе. По результатам мониторинга исследования воды в водопроводной сети, отобранной здании администрации МО «село Агачаул», школе с.Агачаул, на соответствие требованиям СанПин 2.1.3684-21 обнаружено превышение гигиенических нормативов ОКБ, что свидетельствует о бактериальном загрязнении воды. Исследованная вода не соответствует требованиям СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий. Выявлено содержание возбудителей кишечных инфекций, обнаружено превышение гигиенических нормативов по ОКБ. Потому просит суд обязать ответчиков администрацию МО «село Агачаул» и администрацию МР «Карабудахкентский район» принять комплекс мер на разработку проекта организации зоны санитарной охраны (ЗСО) на водоисточник «Скважина» и направление его для согласования в Роспотребнадзор для получения санитарного заключения на проектную документацию водоисточника, разработать и утвердить в установленном порядке схемы водоснабжения и водоотведения для МО «село Агачаул» и МР «Карабудахкентский район», обязать разработать программу производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды в соответствии с СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среди обитания» и согласовать программу производственного контроля по санитарно-химическим и микробиологическим показателям; обеспечить работы по установлению границ защитной санитарной зоны, установить специальные информационные знаки на территории границ водоохраной зоны, обязать заключить договор с аккредитованной в национальной системе аккредитации лабораторией на проведение производственного лабораторного контроля питьевой воды, подаваемой населению села; обязать провести ревизию, ремонт и дезинфекцию участков водопроводных сетей села, где отмечаются стойкие бактериальные загрязнения лабораторно исследованных проб воды из стационарной точки.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ответчиков администрации МР «Карабудахкентский район», администрации МО «село Агачаул», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, об отложении не просили.
Исследовав материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит требования истца подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ Управление Роспотребнадзора по РД вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 2 и 42 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в статью 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым организация, в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 5 июля 2014 года, вышеуказанный закон дополнен переходным положением о том, что только до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, а также органы местного самоуправления поселений обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с требованиями ФЗ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится … организация водоснабжения населения, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ и их согласование, производственный контроль качества питьевой воды, программа производственного контроля и т.д. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений утверждаются органами местного самоуправления.
Для создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжени������������?�?�?
Данными Правилами регламентируются технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных пунктов установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» и СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среди обитания».
Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
В судебном заседании установлено, что водопроводной сети, отобранная в здании администрации МО «село Агачаул», в школе с. Агачаул, не соответствует установленным законодательством требованиям СанПин 1.2.3685-21 и СанПин 2.1.3684-21, что подтверждается исследованными в суде протоколами испытаний №00318 от 20.03.2023 и № 00322 от 22.03.2023, экспертными заключениями №19/203-07-23 от 20.03.2023 и № 19/209-07-23 от 22.03.2023.
Доказательств обратно, ответчиками не предоставлено.
Указанный факт, бесспорно, нарушает права неопределённого круга лиц на качественное оказание коммунальных услуг, на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, гарантированные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, нормами Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений в сфере водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности, такие полномочия, как: организация водоснабжения населения, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ и их согласование, производственный контроль качества питьевой воды, программа производственного контроля и др.
Главным государственным санитарным врачом по РД в г.Каспийске и Карабудахкентском районе вынесено постановление №07 от 23.03.2023 о запрещении использования воды в питьевых целях.
Суду не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих на реагирование на информацию Управления Роспотребнадзора о несоответствии питьевой воды СанПиН.
При таких обстоятельствах, учитывая, что администрация МР «Карабудахкентский район» и МО «село Агачаул» обязаны обеспечить качество поставляемой воды в населённые пункты Карабудахкентского района, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Каспийске к администрации МР «Карабудахкентский район», администрации МО «село Агачаул», - удовлетворить.
Обязать администрацию МО «село Агачаул» и администрацию МР «Карабудахкентский район»:
принять комплекс мер на разработку проекта организации зоны санитарной охраны (ЗСО) на водоисточник «Скважина» и направление его для согласования в Роспотребнадзор для получения санитарного заключения на проектную документацию водоисточника.
разработать и утвердить в установленном порядке схемы водоснабжения и водоотведения для МО «село Агачаул» и МР «Карабудахкентский район».
разработать программу производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды в соответствии с СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среди обитания» и согласовать программу производственного контроля по санитарно-химическим и микробиологическим показателям.
обеспечить работы по установлению границ защитной санитарной зоны, установит специальные информационные знаки на территории границ водоохраной зоны водоисточника «Скважина».
заключить договор с аккредитованной в национальной системе аккредитации лабораторией на проведение производственного лабораторного контроля питьевой воды, подаваемой населению села, обязать провести ревизию, ремонт и дезинфекцию участков водопроводных сетей села, где отмечаются стойкие бактериальные загрязнения лабораторно исследованных проб воды из стационарной точки.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Казаватов