Решение по делу № 2-4007/2022 от 01.11.2022

78RS0-08 Дело                     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург                      14 ноября 2022 года        

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Воробьевой И.А.

при секретаре ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом. В обоснование заявленного иска истец указал, что является инвали<адрес> группы с детства, страдает редким (орфанным) аутосомно-рецессивным наследственным заболеванием из группы лизосомных болезней накопления – «ФИО3-Маннозидозом». Согласно протокола врачебной комиссии ФГБНУ «Институт Экспериментальной Медицины» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных препаратов для лечения данного заболевания ФИО1 был назначен для индивидуального применения незарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат ВЕЛМАНАЗА ФИО3 (Lamzede 10 mg Chiese Limited) по жизненным показаниям, пожизненно.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга с заявлением об обязании организовать обеспечение данным лекарственным препаратом. Письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в льготном обеспечении.

К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Комитет финансов Санкт-Петербурга, ФГБНУ «Институт Экспериментальной Медицины».

Представители истца в судебное заседание явились, требования иска поддержали, просили удовлетворить. Дополнительно представили заключение лечащего врача-терапевта СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника » от ДД.ММ.ГГГГ, в которой наблюдается истец.

Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской представителя, возражений на иск не представил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Третьи лица - Комитетов финансов Правительства Санкт-Петербурга, ФГБНУ «Институт Экспериментальной Медицины» извещены надлежащим образом, в суд представителя не направили, представили письменные возражения, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования искового заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.

В соответствие со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий граждан » лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перечень которых утвержден федеральным законодательством, отпускаются бесплатно по рецептам, выписанным врачами при амбулаторном лечении.

В соответствие с «Положением о Комитете по здравоохранению», утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ , Комитет в порядке предусмотренном федеральным законодательством организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, организует обеспечение населения закупленными по государственными контрактам лекарственными средствами.

Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 816-О-О, право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2299 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 620-134 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (Территориальная программа) утвержден Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Установлено, что истец ФИО1, рождения ДД.ММ.ГГГГ, является инвали<адрес> группы с детства, страдает редким аутосомно-рецессивным наследственным заболеванием из группы лизосомных болезней накопления - ФИО3-Маннозидозом.

Согласно протокола врачебной комиссии федерального специализированого медицинского учреждения - ФГБНУ «Институт Экспериментальной Медицины» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных препаратов для лечения данного заболевания ФИО1 был назначен для индивидульного применения незарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат ВЕЛМАНАЗА ФИО3 ( Lamzede 10 mg Chiese Limited) «по жизненным показаниям, пожизненно», флакон 10 мг из расчета 1мг\кг массы тела (при массе 53 кг – на одно введение 53 мг- 5,3 флакона – 6 флаконов в неделю- 312 флаконов в год) до отмены препарата.

Указанный препарат не включен в «Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности», утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" (вместе с "Правилами ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента"). Соответствующий стандарт оказания медицинской помощи лицам, страдающим выше указанным заболеванием не разработан.

Из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Таким образом, суд полагает, что действующие нормы права указывают на приоритет обеспечения инвалида лекарственными средствами в том случае, если причиной такой инвалидности явилось жизнеугрожающее и хроническое прогрессирующее редкое (орфанное) заболевание. Данная позиция отражена, в частности, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29-КГ19-1, указавшей на обязательность принятия необходимых мер для обеспечения права на жизнь и на охрану здоровья инвалидов.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно «Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям", утвержденного
приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В силу ч.4 ст. 48 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ, консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Препарат ВЕЛМАНАЗА ФИО3 ( Lamzede 10 mg Chiese Limited) не входит в соответствующий стандарт медицинской помощи, однако его назначение допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) на основе соответствующего решения консилиума. Данный факт не оспаривается участниками дела.

В настоящем случае решение о возможности назначения препарата было принято консилиумом федеральной специализированной медицинской организации - ФГБНУ «Институт Экспериментальной Медицины» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого незарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат ВЕЛМАНАЗА ФИО3 ( Lamzede 10 mg Chiese Limited) назначен ФИО1 в связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных препаратов для лечения данного заболевания, для индивидуального применения по жизненным показаниям, пожизненно. Также суду предоставлено аналогичное заключение врача лечащего врача-терапевта СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника » от ДД.ММ.ГГГГ. Решение врачебного консилиума и медицинское заключение являются актуальными.

Суд критически оценивает довод ответчика о том, что «препятствием к обеспечению лекарством является необходимость его введения в стационарных условиях». При этом, суд учитывает, что обеспечение данным лекарственным препаратом за счет стационара в настоящее время не производится, в связи с чем такая позиция ответчика фактически приведет к лишению инвалида жизненно необходимой и единственно возможной медицинской помощи. Кроме того, суд учитывает, что способ введения препарата сам по себе не является предметом настоящего спора. Делая данный вывод, суд учитывает принцип единообразия судебной практики и принимает аналогичные вывод, сделанный в судебных актах по делу Куйбышевского районного суда, вступившего в законную силу.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, имеются основания для обеспечения ФИО1 для индивидуального применения незарегистрированным на территории Российской Федерации лекарственным препаратом ВЕЛМАНАЗА ФИО3 (Lamzede 10 mg Chiese Limited) по жизненным показаниям, пожизненно, - флакон 10 мг из расчета 1мг\кг массы тела (при массе 53 кг – на одно введение 53 мг- 5,3 флакона – 6 флаконов в неделю- 312 флаконов в год) до отмены препарата. Поскольку обеспечение указанным лекарственным препаратом инвалида, проживающего в Санкт-Петербурге, не было проведено, в обеспечении Комитетом по здравоохранению СПб отказано, то ответчик обязан организовать обеспечение этим препаратом.

Суд, согласно ст.211 ГПК РФ, полагает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению, учитывая необходимость приема назначенного безальтернативного препарата на постоянной основе и по жизненным показаниям, а также тяжесть последствий указанного заболевания, инвалидность истца.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 197- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга организовать обеспечение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом ФИО3 флакон 10 мг из расчета 1мг\кг массы тела (при массе 53 кг – на одно введение 53 мг- 5,3 флакона – 6 флаконов в неделю- 312 флаконов в год) до отмены препарата.

Решение суда подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд.

Судья:    

2-4007/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Манусаджян Георгий Эрнестович
Ответчики
Комитет по здравоохранению
Другие
Комитет финансов
ФГБНУ " Институт Экспериментальной Медицины"
Суд
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на странице суда
kbs.spb.sudrf.ru
01.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2022Передача материалов судье
03.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее