Дело № 2-83/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2021 года село Варна
Варненский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Поздеевой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Файзулиной Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Красноармейское» о возложении обязанностей об устранении нарушений по выбросам вредных веществ в атмосферный воздух, с участием помощника прокурора Варненского района – Сазонова М.В.,
УСТАНОВИЛ:
Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО «Красноармейское» о возложении обязанностей об устранении нарушений по выбросам вредных веществ в атмосферный воздух.
В обоснование требований указал, что Магнитогорской природоохранной прокуратурой Челябинской области на основании мониторинга государственной системы объектов негативного воздействия на окружающую среду проведена проверка соблюдения ООО «Красноармейское» законодательства об охране окружающей среды. По информации ООО «Красноармейское» по состоянию на 08 мая 2020 года, поголовье крупного рогатого скота составило 183 головы. Предприятие расположено по адресу: <адрес>. Вместе с тем, ООО «Красноармейское» не выполнена обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, у общества отсутствует, производственный экологический контроль на предприятии не осуществляется, программа производственного экологического контроля в установленные законом сроки не разработана, инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не проведена. ООО «Красноармейское» имеет источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, однако, мероприятия для производственных площадок по уменьшению выбросов, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора, не разработаны и не осуществляются. По указанным фактам прокуратурой 09 июня 2020 года в адрес директора ООО «Красноармейское» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, но до настоящего времени нарушения не устранены. Выявленные нарушения с учетом их длительности, значительного количества крупного рогатого скота, количества источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, опасности выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ для жизни и здоровья граждан, окружающей среды являются существенными нарушениями охраняемых общественных правоотношений, создают реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, в результате чего нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Прокурор Сазонов М.В. в судебном заседании поддержал исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Красноармейское» в судебное заседание при надлежащем извещении не явился.
Учитывая указанные обстоятельства, суд в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым рассмотреть гражданское дело в порядке заочного производства.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п.1 ст.69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно п. 1,2,4 ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности: по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более) относится к объектам III категории.
Частью 2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Согласно п. 1 ст. 22 Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (п. 3 ст. 19 Указанного Федерального закона).
В соответствии с п. 1 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56960) (далее Приказ) требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899 "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам" (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2012, регистрационный N 23173). Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды (п.п. 4,5 Приказа).
Судом установлено, что ООО «Красноармейское» является юридическим лицом и в соответствии с Уставом занимается, наряду с основным видом деятельности, разведением племенного КРС. По состоянию на 01 мая 2020 года в ООО «Красноармейское» поголовье крупного рогатого скота составило 183 головы. Предприятие расположено на территории животноводства по адресу: Челябинская область, Варненский район, п. Красноармейский, ул. Рабочая (л.д.11).
В нарушении законодательства в области охраны окружающей среды ООО «Красноармейское» не выполнена обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, у общества отсутствует, производственный экологический контроль на предприятии не осуществляется, программа производственного экологического контроля в установленные законом сроки не разработана. Также ответчиком не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, мероприятия для производственных площадок по уменьшению выбросов не разработаны и yе осуществляются.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку, выявленные нарушения с учетом их длительности, значительного количества крупного рогатого скота, количества источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, опасности выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ для жизни и здоровья граждан, окружающей среды являются существенными нарушениями охраняемых общественных правоотношений, создают реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, имеются основания для удовлетворения заявленных требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ООО «Красноармейское» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно:
- обеспечить проведение инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на площадках, эксплуатируемых предприятием;
- обеспечить разработку и утвердить программу производственного экологического контроля;
- обеспечить разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 и обратиться в установленном порядке за их согласованием в Министерство экологии Челябинской области;
- в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган с заявкой о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных по адресу: <адрес>
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Ю.А.Поздеева �