Гр.дело № 2-1190/2021 УИД 51RS0007-01-2021-003151-41
Мотивированное решение составлено 18.10.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14.10.2021 года г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Полузиной Е.С.
при помощнике судьи Пошиной И.А.,
с участием: представителя истца Пучковой А.Ю.,
представителя ответчиков Косарева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Апатиты обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в обоснование требований указав, что в ходе проверки деятельности ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, прокуратурой Мурманской области были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, по факту которых в адрес начальника УФСИН России по Мурманской области 08.05.2021 года прокуратурой Мурманской области внесено представление об их устранении. Согласно ответу УФСИН России по Мурманской области от 04.06.2021, нарушения, указанные в представлении устранены, за исключением обеспечения в СИЗО-2 подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Неисполнение связано с отсутствием финансовых средств для устранения данных нарушений, что не является основанием для неисполнения требований федерального законодательства.
Прокуратурой г. Апатиты 12.08.2021 проведена проверка устранения нарушений, отраженных в представлении от 08.05.2021, в ходе которой установлено, что вопреки требованиям ч.7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации в здании режимного корпуса СИЗО-2 не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
С учетом уточнений исковых требований прокурор г. Апатиты просит обязать ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области в срок до 01.02.2022 года обеспечить финансирование ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в целях обеспечения в здании режимного корпуса СИЗО-2 дублирования сигналов о возникновении пожара системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в срок до 01.04.2022 года обеспечить в здании режимного корпуса СИЗО-2 дублирование сигналов о возникновении пожара системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Определением суда от 14.10.2021 производство по делу в части исковых требований о возложении обязанности на ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области в срок до 01.12.2021 года обеспечить финансирование ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в целях прохождения осужденными ФИО1, ФИО2, привлеченными к труду в качестве кухонных рабочих, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, и в части возложения обязанности на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в срок до 01.01.2022 года обеспечить прохождение осужденными ФИО1, ФИО2, привлеченными к труду в качестве кухонных рабочих, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации – прекращено, в связи с отказом от указанных исковых требований ввиду исполнения их ответчиками в добровольном порядке.
Старший помощник прокурора г. Апатиты Пучкова А.Ю. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, с учетом их уточнений, дополнительно указав, что возложение на ответчиков обязанности по финансированию не является вмешательством в их административно-хозяйственную деятельность, поскольку требования заявлены в целях устранения выявленных нарушений пожарной безопасности и касаются выполнения лишь тех обязанностей, которые предусмотрены действующим законодательством. Также указывает, что решение суда от 26.09.2019 по гражданскому делу №2-859/2019 в части возложения на УФСИН России по Мурманской области в срок до 01.02.2020 года обязанности обеспечить финансирование ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в целях дублирования в здании режимного корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и в части возложения на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области обязанности в срок до 01.06.2020 года обеспечить дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта – исполнено, в связи с чем заявленные исковые требования в настоящем споре, не тождественны исковым требованиям, ранее рассмотренным Апатитским городским судом.
Представитель ответчиков ФСИН России, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области Косарев Е.А. просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что судебным решением по гражданскому делу №2-859/2019 были удовлетворены исковые требования прокурора г. Апатиты об обязании ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области обеспечить дублирование светового и звукового сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта. В настоящее время указанное решение находится в стадии исполнения, в связи с чем считают, что имеется спор между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Кроме этого, представитель ответчиков указал, что согласно определения Верховного Суда РФ №81-КГ20-1 от 29.05.2020, возложение обязанности на ФСИН России по финансированию является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность данного государственного органа.
Ответчик УФСИН России по Мурманской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. В предыдущем судебном заседании представитель Новицкая Е.И. просила отказать в удовлетворении иска.
Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации.
Положения ст.ст. 17, 23 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ предусматривают, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, они имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей.
Согласно п. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Согласно Информационного письма МЧС России от 25.12.2018 года №43-8785-19 «О порядке применения оборудования систем передачи извещений о пожаре» в соответствии с частью 7 статьи 83 Технического регламента дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны предусматривается исключительно для объектов класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений), Ф1.2 (гостиницы, общежития и т.п.), Ф4.1 (здания образовательных учреждений и т.п.), Ф4.2 (здания образовательных учреждений: высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования). Действующим законодательством предусмотрено проведение процедуры подтверждения соответствия оборудования системы передачи извещений о пожаре требованиям Технического регламента. При этом не ограничивается тип указанных приборов, а также способы передачи информации при дублировании сигнала о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны.
Положением о Федеральной службе исполнения наказаний России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года N 1314, ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации безопасность объектов уголовно-исполнительной системы; осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Положением об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области, утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015 г. N 518 установлено, что Управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств. Управление обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации безопасность объектов Управления и подведомственных учреждений; обеспечивает охрану прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; организует создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. Управление осуществляет: меры по укреплению и развитию материально-технической базы Управления и подведомственных учреждений; материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; разработку и реализацию мер по обеспечению противопожарного режима, предупреждению и тушению пожаров на объектах Управления и подведомственных учреждений.
Согласно Уставу, утвержденному приказом Министерства Федеральной службы исполнения наказаний от 31.03.2011 года № 187, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Учреждение является участником бюджетного процесса- получателем бюджетных средств. Управление Учреждением осуществляет УФСИН России по Мурманской области, которое осуществляет в отношении Учреждения доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств. Начальник Учреждения в установленном порядке распоряжается финансовыми ресурсами выделенными из федерального бюджета, обладает правом заключения договоров и контрактов. Предметом деятельности Учреждения является в т.ч., обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных; создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Судом установлено, что в апреле-мае 2021 года Прокуратурой Мурманской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, в ходе которой были установлены нарушения, в том числе требований пожарной безопасности.
По результатам надзора, прокуратурой Мурманской области вынесено представление от 08.05.2021 в адрес начальника УФСИН России по Мурманской области, об устранении, в том числе, нарушений требований п. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, выразившихся в том, что системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или)транслирующей этот сигнал организации.
Согласно ответу УФСИН России по Мурманской области (от 04.06.2021) на представление прокуратуры Мурманской области, указанное нарушение требований п. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ не устранено, в виду отсутствия финансирования.
Из материалов дела также следует, что ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области направляло 17.12.2020 года, 10.02.2021, 13.05.2021, заявки в адрес УФСИН России по Мурманской области о выделении денежных средств на противопожарные нужды, в том числе на дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
По результатам проверки проведенной 12.08.2021 прокуратурой г.Апатиты, в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, было установлено, что вопреки требованиям п. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, системы пожарной сигнализации в здании режимного корпуса СИЗО-2 не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или)транслирующей этот сигнал организации.
Таким образом, факт необеспечения в здании режимного корпуса СИЗО дублирования светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации нашел объективное подтверждение в судебном заседании.
Выявленные нарушения требований противопожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в т.ч. содержащихся в учреждении.
Ссылка представителя ответчиков на Определение Верховного Суда Российской Федерации N 81-КГ20-1 от 29.05.2020 года не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку в рамках настоящего дела установлены иные фактические обстоятельства. Вопреки доводам представителя ответчиков, возложение на ответчиков обязанности по финансированию не является вмешательством в их административно-хозяйственную деятельность, поскольку заявленные требования касаются принятия мер к соблюдению требований противопожарной безопасности, и обратное приведет к нарушению прав лиц, которым государство обязалось обеспечить условия содержания под стражей, отбытия наказания, отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья. Прокурор, в пределах возложенных на него полномочий, обратился в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, которые ответчики должны соблюдать в силу закона. Указанные обязанности не оспариваются ответчиками, вместе с тем не исполняются, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчиков о том, что в связи с наличием судебного решения по гражданскому делу №2-859/2019, в настоящее время имеет место спор между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Так, решением суда от 26.09.2019 по гражданскому делу №2-859/2019 был удовлетворен иск прокурора г. Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в т.ч. на УФСИН России по Мурманской области возложена обязанность в срок до 01.02.2020 года обеспечить финансирование ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в целях дублирования в здании режимного корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта. На ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области возложена обязанность в срок до 01.06.2020 года обеспечить дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
Судом установлено, что в исполнение указанного решения, 30.01.2020 ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области был заключен государственный контракт №26-ПЦ-2020, по оказанию МОО ВДПО (исполнитель) услуги по техническому обслуживанию и ремонту системы мониторинга пожарной сигнализации –передачи сигнала на пункт связи пожарной части путем передачи тревожной информации на пульт пункта связи пожарной части №8 г. Апатиты от прибора «БазАльт», установленного на Объекте Заказчика по адресу г. Апатиты, ул. Трудовая, д.24а. Срок действия контракта предусмотрен по 31.12.2020.
Согласно сообщению судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОУП УФССП России по Мурманской области от 07.10.2021, решение суда о возложении обязанности на УФСИН России по Мурманской области обеспечить финансирование ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в целях дублирования в здании режимного корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта –исполнено; были выделены денежные средства в сумме 87 тыс. руб., на указанные денежные средства 30.01.2020 был заключен государственный контракт №26-ПЦ-2020. Решение суда в этой части исполнено.
Факт исполнения решения суда от 26.09.2019 в указанной части подтверждается совокупностью иных имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сообщением УФСИН России по Мурманской области от 21.09.2020 в адрес директора ФСИН России об исполнении судебного решения, информацией прокуратуры Ленинского административного округа г. Мурманска от 04.03.2021 по результатам проверки исполнения требований исполнительных документов по искам прокурора; заявлением ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в порядке ст. 203 ГПК РФ от 28.05.2020; заявлением УФСИН России по Мурманской области о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам от 11.05.2021; заявлением УФСИН России по Мурманской области о прекращении исполнительного производства от 22.03.2021.
Таким образом, рассматриваемый иск заявлен по другим (новым) основаниям, возникшим после исполнения решения суда от 26.09.2019 по гражданскому делу №2-859/2019, и нашедшим свое отражение в результатах проведенных в 2021 году проверок соблюдения требований пожарной безопасности в СИЗО-2, в связи с чем дело по иску подлежит рассмотрению по существу.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание объем мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которые связаны с необходимостью привлечения бюджетных средств, договорными сроками на выполнение работ, и требуют финансовых и временных затрат, суд соглашается со сроками для устранения недостатков, предложенными истцом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–198, 206 Гражданского процессуального кодекса, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности- удовлетворить.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области в срок до 01.02.2022 года обеспечить финансирование Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» в целях обеспечения в здании режимного корпуса СИЗО-2 дублирования сигналов о возникновении пожара системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» в срок до 01.04.2022 года обеспечить в здании режимного корпуса СИЗО-2 дублирование сигналов о возникновении пожара системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.С.Полузина