15RS0010-01-2020-004575-83 Дело № 2а-587 /21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31.03.2021г. г.Владикавказ
Промышленный районный суд г. Владикавказа, в составе: председательствующего судьи Дзуцевой А.А., при секретаре судебного заседания Сабановой М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело о административному иску Администрации Местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия –Алания представитель ФИО2 ( доверенность № от 16.04.2018г.) к заместителю руководителя Северо-Кавказского межрегионального управления «Росприроднадзора», представитель ФИО3 доверенность от 11.01.2021 №, с привлечением заинтересованного лица Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, представители ФИО4, доверенность от 19.06.2020г. №Ю, ФИО7 доверенность от 19.06.2020г. о признании незаконным требования о добровольной оплате вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды.
УСТАНОВИЛ:
АМС РСО-Алания обратилась в суд иском к Заместителю руководителя Северо-кавказского межрегионального управления «Росприроднадзора» о признании незаконным требования о добровольной оплате вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды в размере 2 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца поступило требование о добровольной оплате вреда от 27.11.2020г. №. Из содержания требования усматривается, что на 16.07.2020г. в ходе реализации Приказа Северо-Кавказского межрегионального управления «Росприроднадзора» от ДД.ММ.ГГГГг. № «О проведении планового ( рейдового) осмотра земельных участков от <адрес> до <адрес> на территории <адрес> РСО-Алания», установлен факт, причинения вреда почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления в границах кадастрового квартала №, в районе очистных сооружений на северной окраине <адрес> в 700 м от объездной дороге ТансКам на землях <адрес> РСО-Алания. Указано, что согласно экспертному заключению филиала ФБУ «Цлати по ЮФО» - « ЦЛАТИ по РСО-Алания» от 28.07.2020г. в ходе испытаний образцов почв установлено, что оказывается острое токсическое действие по 4 классу опасности, в соответствии с критериями отнесения отходов к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, ( утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии России № от 04.12.2014г.) административному истцу в течение тридцати дней предложено оплатить вред, причиненный окружающей среде, добровольно в размере 2 100 000 рублей. В обоснование указано, что на основании положений Закона РСО-Алания от 05.03.2995г. №-РЗ «Об установлении границ муниципального образования <адрес>…» спорный земельный участок, по ошибочному мнению Северо-Кавказского межрегионального управления «Росприроднадзора» расположен в границах МО <адрес> РСО-Алания и правообладателем данного земельного участка является АМС <адрес> РСО-Алания». Также указано, что глава <адрес> привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ (уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порч земель»).
Данное требование незаконно поскольку решениями, действиями (бездействиями) административного истца не был причинен вред окружающей среде и не мог быть, в виду того, что административным истцом не осуществляется какой-либо хозяйственной деятельности, ведение которой могло бы привести к причинению вреда окружающей среде.
В пределах заявленного кадастрового квартала отсутствуют земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования <адрес> РСО-Алания. Территориальное расположение земельного участка в границах муниципального образования не является основанием возникновения права собственности муниципалитета на таковой земельный участок. Административным ответчиком не представлены выписи из ЕГРН или иные документы, принятые до введения института регистрации права, о возникновении права муниципальной собственности. Руководитель Административного истца не привлекался к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ. Все изложенное свидетельствует о незаконности требования Северо-Кавказского межрегионального управления «Росприроднадзора».
В судебном заседании представитель истца ФИО2, требования заявленные в иске поддержал и показал, что территория, о которой идет речь не индивидуализирована. Считает, что сведения о границах из публичной карты дает только общие сведения, но не конкретные границы населенных пунктов. Разграничение земель и оформление права собственности между населенными пунктами <адрес> РСО-Алания, до настоящего времени не проведено, данная территория не относится к землям межселенных территорий, в виду отсутствия таковых. Указал, что к полномочиям <адрес> не относится ликвидация самообразовавшейся свалки. Обратил внимание на то, что административный материал в отношении руководителя администрации <адрес> о привлечении к ответственности по ч. 2 ст.8.6 КоАП РФ не рассмотрен, следовательно, ссылка на него в качестве довода подтверждающего обстоятельства иска преждевременны. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Северо-кавказского межрегионального управления «Росприроднадзора», ФИО3 административное исковое заявление Администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания (далее - АМС <адрес>) о признании незаконным требования о добровольной оплате вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях АМС <адрес> РСО-Алания, не признала, показала, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе исполнения Приказа Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении планового (рейдового) осмотра земельных участков от <адрес> до <адрес> на территории <адрес> РСО-Алания» установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления в границах кадастрового квартала № в районе очистных сооружений на северной окраине <адрес> в 700 м от объездной дороги ТрансКАМ на землях <адрес> РСО-Алания и причинения вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды.
Специалистами лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по РСО-Алания, проведены отборы проб почвы и образцов отходов для проведения лабораторных исследований.
Из заключения лаборатории от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что превышения по данным загрязняющим веществам составили относительно фоновой пробы, составили: по фосфатам - в 7,1 раза, по сульфатам - в 4,2 раза, по свинцу - в 12,7 раза, по меди - в 4,8 раза, по цинку - в 2,3 раза.
По данному факту руководитель АМС <адрес> РСО-Алания привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ «Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления» и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Одновременно, пояснила, что административный материал находится не рассмотрен и находится в суде.
В соответствие с требованиями статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» № (далее - ФЗ №), юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствие с законодательством.
Статья 78 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ ( с изм. доп.) установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.
Северо-Кавказским межрегиональным управлением «Росприроднадзора» был осуществлен расчет размера вреда, нанесенного почвам в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 15:07:0050101, расположенный в районе очистных сооружений на северной окраине <адрес> в 700 м от объездной дороги ТрансКАМ на землях <адрес> РСО-Алания, что составило 2 100 000 рублей (два миллиона сто тысяч) рублей 00 копеек, которые было предложено <адрес> уплатить добровольно, что нашло свое отражение в обжалуемом требовании о добровольной оплате вреда подписанном заместителем руководителя СК межрегионального управления «Росприроднадзора». Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства государственного имущества и земельных отношений ФИО7 в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, в котором указал, что земельный участок, на территории которого выявлен несанкционированная свалка не относится к собственности РСО-Алния. Оставил рассмотрение дела на усмотрение суда.
Суд, заслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела приходит к следующему :
В соответствии с частью 1, 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям,… и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно общим требованиям, установленным статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно части 6 статьи 12 ФЗ №, Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу требований ст. 13 ФЗ № ( с из.и доп.) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.
В силу части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
По представленным сведения АМС <адрес> РСО-Алания (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №), в границах кадастрового квартала 15:07:0050101 расположен земельный участок с кадастровым номером 15:07:0050101:565, находящийся в постоянном бессрочном пользовании муниципального образования <адрес> РСО-Алания. !
Следовательно, довод истца о том, что в пределах кадастрового номера 15:07:0050101 отсутствуют земельные участки, находящиеся в собственности мунципального образования <адрес> РСО-Алания является необоснованным и подлежит отклонению.
В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. … К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и …..или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, … Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, (Статьей 13.2., Статья 16 ФЗ - 294 от 26.12.2008г.).
Из материалов дела следует, что в ходе исполнения Приказа Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении планового (рейдового) осмотра земельных участков от <адрес> до <адрес> на территории <адрес> РСО-Алания» и выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления в границах кадастрового квартала № в районе очистных сооружений на северной окраине <адрес> в 700 м от объездной дороги ТрансКАМ на землях <адрес> РСО-Алания установлен факт причинения вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды. Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора был осуществлен расчет размера вреда, нанесенного почвам в результате несанкционированного размещения отходов производства, что составило 2 100 000 рублей (два миллиона сто тысяч) рублей 00 копеек, о чем было предложено <адрес> в требовании о добровольной оплате вреда подписанном заместителем руководителя СК межрегионального управления «Росприроднадзора».
В соответствии со статьей 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ….суды общей юрисдикции и.. рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел,..
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценивая в соответствии с требованиями представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, суд, руководствуясь положениями статей 42, 72 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль", ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", принимая во внимание, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственниками отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требование о добровольной оплате вреда направленное в адрес административного истца Заместителем начальника Северо-Кавказского межрегионального управления «Росприроднадзора» от 27.11.2020г. носит информационный, разъяснительно-рекомендательный характер о необходимости принятия должных мер по ликвидации захламления отходами земельных участков, и размера нанесенного ущерба почве их размещением на территории не приспособленной для этого.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ –░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
.1