РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2023 года г.Богородицк
Богородицкий межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Финошиной О.А.,
при секретаре Рудаковой М.Н.,
с участием представителя истца Квасникова В.Н. по ордеру и доверенности Гусева А.С.,
представителя ответчика ОСФР по Тульской области по доверенности Шестовой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-376/2023 по иску Квасникова В.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста,
установил:
Квасников В.Н. обратился в суд с иском с учетом уточненных требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на основании ст. ст. 33-34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в общей сложности на 5 лет.
ДД.ММ.ГГГГ решением ГУ - Отделения Социального фонда Российской Федерации по Тульской области в назначении пенсии было отказано в связи с не достижением возраста, необходимого для ее назначения.
Считает отказ незаконным, указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал в <адрес>, которое в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР №237-р от 28.12.1991 было отнесено к территории зоны проживания (работы) с правом на отселение, а с 01.02.1998 в соответствии с постановлением Правительства РФ №1582 от 18.12.1997 относится к зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он зарегистрирован и проживает в <адрес>, который в соответствии с постановлением Правительства РФ №1074 от 08.10.2015 относится к зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец постоянно проживал на территории зоны проживания с правом на отселение – 6 лет 8 месяцев 29 дней, что позволяет снизить возраст выхода на пенсию на 2 года, а с ДД.ММ.ГГГГ по дату обращения за пенсией ДД.ММ.ГГГГ (и по настоящее время) постоянно проживает на территории зоны проживании с льготным социально-экономическим статусом – более 23 лет, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 3 года. С учетом изложенного, имеет право выхода на пенсию по достижении возраста 55 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, ответчик при подсчете периодов проживания в зоне радиоактивного загрязнения, пришел к выводу, что на дату обращения у заявителя имеется право на снижение пенсионного возраста на 3 года, право на установление пенсии возникает не ранее достижения возраста 57 лет.
С учетом уточненных требований, просил признать за ним право на назначение пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения с даты достижения пенсионного возраста – ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области назначить ему пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Квасников В.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке. В представленном в адрес суда письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием его представителя адвоката Гусева А.С., исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца Квасникова В.Н. по доверенности и ордеру адвокат Гусев А.С. уточненные исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Шестова Т.Л. заявленные требования не признала в связи с отсутствием правовых оснований, просила отказать в их удовлетворении.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). По состоянию на 31.12.2018 право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60лет.
Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение пенсии раньше общеустановленного возраста.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991.
В соответствии с абз. 2 указанной выше ст. 28.1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст.ст.30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к ФЗ «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 ФЗ «О страховых пенсиях», или ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п. 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).
Статьи 33 и 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986 независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, постановлениями Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997, № 1074 от 08.10.2015 были утверждены Перечни населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
Данными перечнями территория <адрес> отнесена с 26.04.1986 к зоне проживания с правом отселения, а с 01.02.1998 к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; территория <адрес> отнесена с 01.02.1998 к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно пункту 7 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 № 16/19па, к заявлению о назначении пенсии по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, должны быть приложены документы о проживании или работе в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
П. 100 Перечня от 28.11.2014 № 958н указано, что в качестве документов, подтверждающих проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, принимаются: удостоверения установленного образца, документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания).
Согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признаётся место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Квасников В.Н. обратился в ОСФР по Тульской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с Законом от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Данным решением пенсионного органа установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет 8 месяцев 29 дней) Квасников В.Н. был зарегистрирован в зоне проживания с правом на отселение, что дает право на снижение пенсионного возраста на 2 года. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (23 года 0 месяцев 27 дней) заявитель был зарегистрирован в зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом. Всего: 23 года 0 месяцев 27 дней, что дает право на снижение пенсионного возраста на 3 года.
На основании изложенного, снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на дату обращения у заявителя составляет 3 года. Право на установление пенсии возникает не ранее 20.02.2025 по достижении 57 лет.
Не согласившись с отказом в назначении пенсии Квасников В.Н., обратился в суд с настоящим иском.
Согласно справке выданной администрацией МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, истец Квасников В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован и проживал по месту жительства по адресу: <адрес>
Согласно удостоверения серии ББ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Комитетом Тульской области по природным ресурсам и экологии, Квасников В.Н. проживал в зоне проживания с правом на отселение в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как следует из справки выданной ООО «УК ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ, истец Квасников В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по месту жительства адресу: <адрес>.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец постоянно проживал на территории зоны проживания с правом на отселение – 6 лет 8 месяцев 29 дней, что позволяет снизить возраст выхода на пенсию на 2 года, а с ДД.ММ.ГГГГ по дату обращения за пенсией ДД.ММ.ГГГГ (и по настоящее время) постоянно проживает на территории зоны проживании с льготным социально-экономическим статусом – более 23 лет, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 3 года.
Из материалов дела следует и установлено судом, что истец одновременно относится к двум категориям, определенным в ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7) и гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
Согласно положениям ст. ст. 33, 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 Квасников В.Н., с учетом проживания в различных зонах радиоактивного загрязнения суммарно имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что право выхода на пенсию Квасников В.Н. приобрел по достижении возраста 55 лет – ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о назначении пенсии по старости к истцу обратился ДД.ММ.ГГГГ, пенсия по старости должна быть ему назначена с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня возникновения права на указанную пенсию.
Доводы ответчика относительно того, что Законом №1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30 - 37 указанного Закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом не обоснованы, поскольку вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в адекватном размере.
Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на назначение пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Квасникова В.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░ 1991 ░░░░ № 1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 5 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░ 1991 ░░░░ № 1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 5 ░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2023 ░░░░.