Дело № 2а-2860/2021 (УИД 37RS0022-01-2021-003415-65)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Иваново 02 сентября 2021 года

Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Яценко А.Л.,

при секретаре Силантьевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зейналова С.А. к Министерству юстиции Российской Федерации, УМВД России по Ивановской области, начальнику УМВД России по Ивановской области Жигайло В.Н. об оспаривании решений,

УСТАНОВИЛ:

Зейналов С.А. обратился в суд с указанным иском, в котором просит признать незаконными решение распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности его пребывания в Российской Федерации, решение УМВД России по Ивановкой области от ДД.ММ.ГГГГ о депортации, указывая в обоснование требований следующее.

Он является гражданином Республики Азербайджан. На территории Российской Федерации проживает его супруга Зейналова Ю.М., гражданка РФ, брак с которой заключен ДД.ММ.ГГГГ. Супруга беременна, 34 недели. Они ожидают рождение ребенка. ДД.ММ.ГГГГ он был осужден Ленинским районным судом г. Иваново к лишению свободы до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он прибыл в ИК-6 УФСИН России по Ивановской области для отбывания наказания. ДД.ММ.ГГГГ сотрудники администрации колонии уведомили его о том, что Минюстом России принято распоряжение о нежелательности его пребывания в РФ от 01.07.2021. 14.07.2021 УМВД России по Ивановской области на основании распоряжения Минюста России приняло решение о его депортации за пределы РФ, о котором ему стало известно ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Минюста России о нежелательности пребывания в РФ и решением УМВД России по Ивановской области о депортации он не согласен, считает их незаконными, вынесенными с нарушением законодательства, процедуры их принятия, без полного и всестороннего исследования обстоятельств его личной и семейной жизни. Оспариваемыми решениями государственных органов и должностных лиц нарушено его право пребывать на территории РФ, на личную и семейную жизнь. При принятии оспариваемых решений ответчики не приняли во внимание обстоятельства его личной и семейной жизни, которые являются существенными. В РФ находится его семья: супруга, скоро родится ребенок. Распоряжением о нежелательности пребывания он лишен возможности приезжать к своим близким в течение 8 лет. Высылка из РФ и запрет въезда на протяжении длительного периода времени станет неоправданным вмешательством в личную и семейную жизнь, и приведет к нарушению баланса личных и публичных интересов. Он не сможет длительное время общаться с супругой и ребенком, что влечет нарушение не только его прав, но и прав членов его семьи.

При подготовке дела к рассмотрению к участию в деле в качестве административного соответчика начальник УМВД России по Ивановской области Жигайло В.Н.

Административный истец Зейналов С.А. извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Из сообщения Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области следует, что Зейналов С.А. не желал оставаться на территории РФ, сотрудники УВМ УМВД России по Ивановской области приобрели ему авиабилет в Республику Азербайджан, и ДД.ММ.ГГГГ. сопроводили его из Центра для осуществления процедуры депортации.

Представитель административного ответчика Минюста России извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в удовлетворении требований просил отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель административного ответчика УМВД России по Ивановской области извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела своё отсутствие, в удовлетворении требований просил отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Административный ответчик начальник УМВД России по Ивановской области извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 4 статьи 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

В силу п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.08.2021 № 1390 утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Ранее, до 24.08.2021, девствовал Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 № 199, согласно которому на момент вынесения оспариваемого распоряжения Минюста России от 01.07.2019 о нежелательности пребывания административного истца на территории Российской Федерации к числу таких органов исполнительной власти относился Минюст России.

Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений были закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентировался Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 № 171.

Согласно пункту 3 Инструкции и в соответствии со статьей 25.10 Закона № 114-ФЗ решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Частью 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается доказательствами по делу, приговором Ленинского районного суда г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ Зейналов С.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "з" ч. 2 ст. 111 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет (л.д. 51-60).

Зейналов С.А. отбывал наказание ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области. По окончании отбывания наказания был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан Ивановской области на срок до ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям Центра временного содержания иностранных граждан Ивановской области Зейналов С.А. не желал оставаться на территории Российской Федерации, сотрудники УВМ УМВД России по Ивановской области приобрели ему авиабилет в Республику Азербайджан, ДД.ММ.ГГГГ сопроводили его из Центра для осуществления процедуры депортации (л.д. 71).

Распоряжением Минюста России от 01.07.2019 признано нежелательным пребывание Зейналова С.А., гражданина Азербайджанской Республики, на территории Российской Федерации (л.д. 42).

ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Ивановской области принято решение о депортации Зейналова С.А. за пределы Российской Федерации (л.д. 8–9).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между Зейналовым С.А. и Мукиной Ю.М., которой присвоена фамилия Зейналова.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Зейналова Ю.М. состоит на диспансерном наблюдении в женской консультации ОБУЗ «Палехская центральная районная больница» по поводу беременности (л.д. 13)

Суд учитывает приведенные административным истцом доводы, однако критерием оценки реальной угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан является наличие у административного истца непогашенной судимости за совершение преступления, за которые он привлечен к уголовной ответственности приговором суда.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 № 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.

В соответствии с пп.3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если иностранный гражданин имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

В настоящее время судимость у Зейналова С.А. не снята и не погашена.

Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.

Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.

Пунктом 3 ст. 12 Международного пакта от 16.12.1966 о гражданских и политических правах ип. 3 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Законодательное регулирование возможности принятия решения о признании нежелательным пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации, установление срока нежелательности пребывания согласуется с закрепленным в Конституции Российской Федерации указанным выше принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55), а также не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международных договоров Российской Федерации, в частности, Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.1985), что подтверждает право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами (п. 1 ст. 2), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществлении этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.05.2006 № 155-О, в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашая право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), указывает, что не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2). В понимании Европейского Суда по правам человека это означает, что Конвенция не гарантирует иностранным гражданам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вмешательство в право лица на уважение частной и семейной жизни будет являться нарушением статьи 8 Конвенции, если только оно не преследует правомерные цели, указанные в пункте 2 данной статьи, и не оправдано крайней социальной необходимостью.

По мнению суда, с учетом характера преступления, принимая оспариваемое распоряжение, Минюст России отдало приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации. На момент принятия оспариваемого распоряжения административный истец в браке не состоял, брак зарегистрирован в период нахождения административного истца в местах лишения свободы лишь в конце 2020 года. Также, из материалов дела не следует, что административный истец на момент осуждения осуществлял трудовую деятельность в Российской Федерации.

Оспариваемое распоряжение принято с учетом степени общественной опасности деяний иностранного гражданина и не нарушает его права в сфере семейной жизни.

Доводы административного истца не являются основанием для отмены распоряжения Минюста России и решения УМВД России по Ивановской области, которое принято на основании законного распоряжения Минюста России.

Исходя из вышеизложенного, оценив представленные доказательства, суд полагает, что распоряжение о признании нежелательным пребывания (проживания) на территории Российской Федерации принято полномочным государственным органом, для вынесения оспариваемого распоряжения, а также решения о депортации имелись достаточные основания, поскольку административный истец имеет непогашенную судимость, привлекался к уголовной ответственности за совершение тяжкого преступления, что в совокупности создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд считает, что административные исковые требования Зейналова С.А. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16.09.2021.

2а-2860/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Зейналов Самеддин Ариф оглы
Ответчики
начальник УМВД России по Ивановской области Жигайло В.Н.
УМВД России по Ивановской области
Министерство юстиции Российской Федерации
Суд
Фрунзенский районный суд г. Иваново
Судья
Яценко Анна Леонидовна
Дело на сайте суда
frunzensky.iwn.sudrf.ru
03.08.2021Регистрация административного искового заявления
04.08.2021Передача материалов судье
05.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее