Решение по делу № 7.2-388/2024 от 08.11.2024

                                                                             Дело № 7.2-388/2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Куринова Людмила Юрьевна,

рассмотрев 25 ноября 2024 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Максимовой Л.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 октября 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа Саранск,

установил:

постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России (далее – СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России) Максимовой Л.В. от 23 августа 2024 г. № 542 администрация городского округа Саранск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 октября 2024 г. постановление должностного лица по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, заместитель начальник отделения – заместитель старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Максимова Л.В. просит вышеуказанное решение судьи отменить, постановление должностного лица оставить без изменения.

В обоснование жалобы указано, что вывод судьи об отсутствии у администрации городского округа Саранск реальной возможности для исполнения требований исполнительного документа и об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, основан на неправильном применении закона и не соответствует обстоятельствам дела. Направление администрацией в ведомства писем о возможности выделения денежных средств для исполнения решения суда не свидетельствует о принятии мер к исполнению решения суда. С требованиями о выделении денежных средств в судебные органы администрация не обращалась. Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность администрации. Обязанность органов местного самоуправления по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств либо иных условий. Администрацией не доказано, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от неё в целях надлежащего исполнения обязанностей по выполнению требований судебного пристава-исполнителя. Совершенное администрацией правонарушение посягает на принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенного права гражданина. Доказательств исключительности ситуации администрацией не представлено.

На рассмотрение дела представитель администрации городского округа Саранск, заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Максимова Л.В., потерпевшая К.И.М. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, отложить разбирательство дела не просили.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого решения судьи, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу положений статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).

    Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 октября 2019 г. на администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить К.И.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в черте города Саранска общей площадью не менее 33 кв.м.

13 марта 2020 г. на основании исполнительного листа, выданного 6 февраля 2020 г. Ленинским районным судом г. Саранска Республики Мордовия, серии ФС <№> по вышеуказанному гражданскому делу, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия в отношении должника – администрации городского округа Саранск возбуждено исполнительное производство № 4295/20/13028-ИП.

В соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником его копии.

13 мая 2020 г. в связи с неисполнением требования, содержащегося в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

С 16 октября 2023 г. принудительное исполнение судебных актов осуществляет Специализированное отделение судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России (СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России).

Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России от 24 июня 2024 г. должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 7 августа 2024 г. включительно.

Указанным постановлением должник предупрежден об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации.

В рамках вышеуказанного исполнительного производства должником не представлено документов, подтверждающих исполнение требования.

В рамках вышеуказанного исполнительного производства должником не представлено документов, подтверждающих исполнение требования, о чем свидетельствует акт о совершении исполнительных действий от 7 августа 2024 г.

В связи с неисполнением требования судебного пристава-исполнителя 8 августа 2024 г. в отношении должника составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации.

Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Максимовой Л.В. от 23 августа 2024 г. № 542 администрация городского округа Саранск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде административного

Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда пришёл к выводу об отсутствии вины администрации городского округа Саранск в совершении административного правонарушения, которое выразилось в неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования. При этом администрацией приняты все необходимые меры для обеспечения исполнения данного решения, доказательств обратного не представлено.

Данный вывод судьи соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении закона.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

В статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1-3 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органам местного самоуправления передается следующее государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственное полномочие), включающее:

формирование и ведение муниципального списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список);

приобретение и строительство жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями;

предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия.

В силу статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее – Закон Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З) указанной категории лиц однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.

При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4, подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 вышеприведенного Закона Республики Мордовия, органы местного самоуправления при осуществлении государственного полномочия имеют право на финансовое обеспечение осуществления государственного полномочия за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия. При осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия уполномоченные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственного полномочия.

Пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З установлено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.

Таким образом, источником финансирования обязательств администрации городского округа Саранск по реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются субвенции, предоставляемые бюджету муниципального образования из республиканского бюджета Республики Мордовия.

Из материалов дела следует, что в целях исполнения судебных решений ввиду недостаточности размера поступающих субвенций главой администрации городского округа Саранск направлялись обращения от 6 февраля 2023 г., от 30 января 2024 г. к Главе Республики Мордовия, от 6 февраля 2023 г., от 30 января 2024 г. Председателю Правительства Республики Мордовия, от 6 февраля 2023 г., от 30 января 2024 г. Министру финансов Республики Мордовия о дополнительном выделении денежных средств на обеспечение жилыми, помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно сообщению администрации городского округа Саранск от 8 ноября 2024 г., по состоянию на 1 ноября 2024 г. в списке на исполнение судебных решений о первоочередном обеспечении жилыми помещениями из числа детей-сирот-К.И.М. значится за № 42, в общем списке за № 124.

В 2024 году между Министерством строительства и архитектуры Республики Мордовия и Администрацией городского округа Саранск 29 января 2024 г. подписано Соглашение о предоставлении субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджету городского округа Саранск на сумму 55 688,5 тыс. руб. на приобретение 26 жилых помещений.

Департаментом по социальной политике Администрации городского округа Саранск осуществлена процедура торгов и приобретено 26 жилых помещений.

В 2024 году Министерством строительства и архитектуры Республики Мордовия были добавлены субвенции в сумме 7 477,7 тыс. руб. на приобретение еще 3 жилых помещений.

Итого в 2024 году приобретено 29 жилых помещений, из которых: 3 жилых помещения предоставлены на основании Постановления Администрации городского округа Саранск от 28 июня 2024 г. № 1029 в соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (детям-сиротам, участвующим в СВО).

В отношении 26 жилых помещений в настоящее время идет процедура их предоставления.

Министерством строительства и архитектуры Республики Мордовия дополнительно добавлены субвенции в сумме 12 324,5 тыс. руб. на приобретение еще 5 жилых помещений.

В настоящее время Департаментом по социальной политике Администрации городского округа Саранск осуществляется процедура торгов.

Срок предоставления жилых помещений детям-сиротам декабрь 2024 г. Итого в 2024 году детям-сиротам будет предоставлено 34 жилых помещения.

На 2025 год сумма субвенций запланирована в размере 67 844, 6 тыс. руб. на приобретение 29 жилых помещений, плановый показатель уменьшился на 1 единицу в связи с увеличением стоимости кв.м.

На 2026 год запланирована сумма субвенций в размере 84 220, 9 тыс. руб. на приобретение 36 жилых помещений.

С учетом данных обстоятельств судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении К.И.М. жилого помещения администрация городского округа Саранск не обеспечена денежными средствами, необходимыми для осуществления возложенного на нее государственного полномочия по обеспечению жилым помещением.

Реальной возможности для исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении К.И.М. жилого помещения у администрации, принявшей для этого все зависящие от нее меры, не имелось и обратное не доказано. Следовательно, вина администрации городского округа Саранск в совершении административного правонарушения отсутствует.

При таких обстоятельствах, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, судья районного суда правомерно прекратил начатое в отношении администрации городского округа Саранск производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

По этим основаниям отклоняются доводы жалобы должностного лица.

Учитывая изложенное, решение судьи районного суда является законным и по доводам жалобы должностного лица не может быть отменено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 октября 2024 г. оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Максимовой Л.В. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия                                     Л.Ю. Куринова

7.2-388/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация го Саранск
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
08.11.2024Материалы переданы в производство судье
25.11.2024Судебное заседание
25.11.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
26.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2024Дело оформлено
26.11.2024Дело передано в экспедицию
25.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее