Решение по делу № 33-5901/2014 от 25.11.2014

Судья Ланшаков С.В. Дело № 33-5901/2014 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Костенко Е.Л., Пунегова П.Ф.,

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 04 декабря 2014 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 сентября 2014 года, по которому

признано за Соколовой А.В. право на получение государственной жилищной субсидии в <Дата обезличена> году с даты постановки на учет – <Дата обезличена> и обязано Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства республики Коми выдать Соколовой А.В. государственную жилищную субсидию <Дата обезличена> года на состав семьи ... человека.

Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Соколова А.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута», Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственной жилищной субсидии в <Дата обезличена> с датой постановки на учет <Дата обезличена>., возложении обязанности на Минархстрой Республики Коми предоставить жилищную субсидию на состав семьи, указав в обоснование, что Минархстрой Республики Коми неправомерно отказал в выдаче государственного жилищного сертификата выпуска <Дата обезличена>.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми просит решение отменить в связи с нарушением судом норм материального права.

В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако стороны участия в судебном заседании не приняли.

Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что мать Соколовой А.В. - Демидова С.В. состояла в общереспубликанских списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера, сформированных Минархстроем Республики Коми по категории ... с датой постановки на учет <Дата обезличена> года.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», утвержденным постановлением главы администрации МО ГО «Воркута» от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> произведен перевод очереди на получение государственной жилищной субсидии с Демидовой С.В. на Соколову А.В. с датой постановки на учет - <Дата обезличена> года.

Соколова А.В., <Дата обезличена> года рождения, уроженка г. Воркуты является инвалидом с детства, с <Дата обезличена> года инвалидность установлена бессрочно.

<Дата обезличена> года ответчик уведомил администрацию МО ГО «Воркута» и Соколову А.В. об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, поскольку на дату постановки на учет на переселение у нее отсутствовал необходимый стаж работы в РКС не менее 10 лет. Кроме того, в период с <Дата обезличена>. по <Дата обезличена>. она выезжала из ... в ....

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируются Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.

Согласно статье 1 указанного Федерального закона в редакции Федерального закона от 17 июля 2011 года №212-ФЗ, действующей с 1 января 2012 года, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

На дату постановки (перевода очереди) на учет Соколовой А.В. <Дата обезличена> года действовал Федеральный закон от 17 августа 1996 года № 116 - ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в 1996 году».

Согласно статье 4 указанного Закона выделенные средства направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, поселков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение более года) граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с региональными программами приобретения и строительства жилья в климатически благоприятных регионах.

При этом Положение «О порядке предоставления безвозмездных жилищных субсидий гражданам, выезжающим их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденное указом Главы Республики Коми от 17 декабря 1996 года № 329, предусматривало, что субсидии представляются гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет с учетом первоочередного права, в том числе для инвалидов.

Во исполнение указанных нормативных правовых актов решением Совета г.Воркуты от 10 июня 1997 года «Об утверждении Положения о предоставлении жилой площади за пределами г. Воркуты» закреплено право инвалидов 1, 2 группы независимо от стажа работы на предоставление жилой площади за пределами г. Воркуты по льготному Списку № 2.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125 «О жилищных субсидиях гражданам из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям», не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами.

Кроме того, в соответствии со статьей 5 Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.

Право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу с 01 января 2012 года новой редакции Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях.

Руководствуясь приведенными положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Коми и муниципального образования городского округа «Воркута», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ранее действовавшее законодательство не ставило в зависимость право детей инвалидов на получение жилищных субсидий от стажа, следовательно, положения действующих в настоящее время нормативных актов должны применяться с учетом сохранения ранее возникших прав граждан.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем довод в жалобе о том, что истец не имела соответствующего стажа работы в районах Крайнего Севера, а также ссылка на несогласие с выводами суда об отсутствии у детей-инвалидов каких-либо препятствий для признания за ними права на первоочередное предоставление жилищной субсидии по стажу, являются несостоятельными.

Установив, что Соколова А.В. является инвалидом с детства, родилась и проживает в районах Крайнего Севера в течение более ... лет, по ранее действующему законодательству приобрела право на получение жилищной субсидии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у нее права на получение государственной жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера.

Судебная коллегия также признает обоснованным вывод суда о том, что выезд истца за пределы ... с <Дата обезличена>. по <Дата обезличена>. не может служить основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата.

Из материалов дела следует, что до момента выезда за пределы районов Крайнего Севера Соколова А.В. состояла в очереди на получение жилищной субсидии в составе семьи матери Демидовой С.В. и ее выезд не повлиял на право состоять на соответствующем учете, с которого она не была снята.

Перевод очереди осуществлен после возвращения Соколовой А.В. на постоянное место жительства в г.Воркута, а на дату перевода очереди – <Дата обезличена>. она соответствовала всем условиям ранее действовавшего законодательства, в связи с чем перевод очереди осуществлен законно, что свидетельствует о правомерности выводов суда о праве истца на получение социальной выплаты.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и на дату постановки Соколовой А.В. на учет как заявителя для получения жилищной субсидии, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет без ограничения датой приезда в районы Крайнего Севера (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").

Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на иное толкование правильно примененных при разрешении спора судом норм материального права и основанием для отмены решения суда служить не могут.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-5901/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Соколова А.В.
Ответчики
Минархстрой РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Костенко Е Л
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
04.12.2014Судебное заседание
22.12.2014Передано в экспедицию
22.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее