Решение по делу № 2-3819/2022 от 28.07.2022

55RS0-67

2-3819/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                12 сентября 2022 года

Ленинский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Савчук А.Л.,

при секретаре судебного заседания ФИО3

с участием помощника судьи ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России по <адрес> о взыскании суммы невыплаченных отпускных, процентов за их несвоевременную выплату и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с названным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России по <адрес>. В обоснование своих требований указала, что в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ принята переводом из Межрайонной ИФНС России по <адрес> в ИФНС России по Октябрьскому АО <адрес> на должность заместителя начальника отдела информатизации. Исходя из приказа УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ @, ИФНС по Октябрьскому административному округу <адрес> реорганизована путем присоединения в Межрайонной ИФНС России по <адрес>. Не согласившись с размером полученной компенсации, ФИО1 обратилась в УФНС России по <адрес> с заявлением о предоставлении подробного расчета и о перерасчете произведенных выплат, поскольку при расчете размера компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск не были учтены средства материального стимулирования. Однако ей было отказано в перерасчете, где УФМС России по <адрес> указало, что в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , содержит исчерпывающий перечень выплат государственному служащему, включаемых в расчет, и в названном перечне средства материального стимулирования качестве самостоятельной выплаты не предусмотрены. В период прохождения государственной гражданской службы ей не были выплачены суммы из средств системы материального стимулирования и дополнительных ассигнований, согласно расчетным листкам. Ответчиком не учтены выплаты при расчете среднего заработка для расчета отпускных на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске. За период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не доплачены отпускные в размере 13 735,75 рублей; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не доплачены отпускные в размере 32 555 рублей; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не доплачены отпускные в размере 29 450,87 рублей. Истец полагает, что с учетом даты увольнения (ДД.ММ.ГГГГ) срок исковой давности не пропущен. Как указано в пункте 56 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» нарушение носит длящейся характер, соответственно, срок исковой давности следует исчислять с даты увольнения.

На основании изложенного истец просила взыскать с Межрайонной ФНС России по <адрес> не доплаченные отпускные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в размере 13 735,75 рублей; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 32 555 рублей; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 735,75 рублей, а также проценты за несвоевременно выплаченные отпускные за очередной отпуск в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 511,82 рублей; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 784,53 рублей; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 461,52 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России по <адрес> в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что выплаты государственному служащему содержит исчерпывающий перечень включаемых в расчет, и в названном перечне средства материального стимулирования качестве самостоятельной выплаты не предусмотрены. Кроме того, указал на пропуск истцом срока исковой давности по выплатам отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку истец обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, установленный годичный срок исковой давности пропущен.

Представитель третьего лица УФНС России по <адрес> по доверенности ФИО5 в судебном заседании полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 в соответствии с приказом -ЛС от ДД.ММ.ГГГГ принята на должность федеральной государственной гражданской службы специалиста 1 категории отдела работы с налогоплательщиками в Межрайонной ИФНС России по <адрес>. На основании заявления ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор (л.д. 17).

В соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по Октябрьскому АО <адрес> ФИО1 (Скосырских) Е.Е. принята на работу переводом из Межрайонной ИФНС России по <адрес> и назначена на должность – заместитель начальника отдела по срочному служебному контракту сроком на 1 год.

Согласно условий трудового договора, должностной оклад ФИО1 (Скосырских) Е.Е. составил 4 510 рублей, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы 90%; ежемесячное денежное поощрение оклад за классный чин (Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса) – 1 429 рублей.

На основании заявления ФИО1 и в соответствии с Приказом начальника ИФНС России по Октябрьскому административному округу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заключенный с ФИО1 служебный контракт был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в порядке пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ (по инициативе работника).

Приказом предусмотрено удержать с ФИО1 за использованный авансом отпуск в количестве 0,68 дней.

При исчислении среднего заработка для расчета отпускных на период нахождения ФИО1 в ежегодном оплачиваемом отпуске ответчиком не были учтены суммы ежеквартального материального стимулирования, а также разовые суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за счет дополнительных бюджетных ассигнований.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ФИО1 в суд с настоящим иском.

С ДД.ММ.ГГГГ Федеральной налоговой службой России утверждена новая структура Управления Федеральной налоговой службы России по <адрес>, в соответствии с которой реорганизованы территориальные налоговые органы по <адрес>, в том числе Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу <адрес> путем присоединения Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес>.

Установлено, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей иных вопросов деятельности ИФНС по ОАО <адрес>.

При разрешении спора суд полагает необходимым исходить из следующего.

Положениями ч. 1 ст. 50 Федерального закона Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную Т премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч. ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную Т; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подп. «д» п. 1 названных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абз. 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а» - «г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д» - «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную Т - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 названной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 названного указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч. ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В отзыве на исковое заявление представителем Межрайонной ИФНС России по <адрес> указано, что спорные выплаты являются выплатами, которые в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда ежегодно выделяются Правительством РФ на дополнительное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов в пределах ассигнований федерального бюджета сверх установленных фондов оплаты труда.

Из материалов дела усматривается, что Комиссией УФНС России по <адрес> по оценке эффективности деятельности территориальных инспекций и аппарата Управления ФНС России по <адрес> в 2020-2022 годах ежеквартально утверждались: общий рейтинговый балл территориальных инспекций УФНС России по <адрес>; распределение средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций УФНС России по <адрес>.

На основании приказов ИФНС России по Октябрьскому административному округу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, осуществлялась выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим ИФНС России по Октябрьскому административному округу <адрес> за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности за 2019-2021 годы, в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на выплату материального стимулирования государственных служащих.

То обстоятельство, что бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих выделены сверх установленного фонда оплаты труда, не свидетельствует об отсутствии оснований для их учёта при определении размера среднего заработка государственного служащего для исчисления денежного задержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска.Данные денежные средства поступают и направлены на оплату деятельности государственных гражданских служащих налоговой службы, которые получают их из фонда оплаты труда, а в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за счет денежных средств, имеющих целевой характер - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых Федеральной налоговой службой России именно на оплату труда, носят систематический характер и, безусловно, подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.

Указанный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ », в соответствии с которыми для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности (пункты 1, 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), приведенные выше разъяснения необходимо учитывать при разрешении спора.

В Письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ /В-2197, от ДД.ММ.ГГГГ /В-5300 указано, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.

При этом порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями указанных выше Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

В период прохождения государственной гражданской службы ФИО1 выплачены суммы из средств системы материального стимулирования и дополнительных ассигнований, согласно расчетным листкам в следующих суммах:

-в феврале 2019 года – 2900 рублей; в мае 2019 года в размере 25 000 рублей;     в июле 2019 года в размере 48 895 рублей; в сентябре 2019 года в размере 19 622 рубля; в ноябре 2019 года в размере 40 143 рубля; в декабре 2019 года в размере 54 287 рублей; в феврале 2020 года в размере 7 500 рублей; в марте 2020 года в размере 32 000 рублей; в апреле 2020 года в размере 32 214 рублей; в мае 2020 года в размере 31 800 рублей; в июне 2020 года в размере 15 769 рублей; в сентябре 2020 года в размере 70 314 рублей; в ноябре 2020 года в размере 37 100 рублей; в декабре 2020 года в размере 24 232 рублей; в феврале 2021 года в размере 8000 рублей; в апреле 2021 года в размере 23 180 рублей; в мае 2021 года в размере 38 000 рублей; в июне 2021 года в размере 40 000 рублей; в июле 2021 года в размере 60 489 рублей; в сентябре 2021 года в размере 92 521,36 рублей; в декабре 2021 года в размере 45 081,03 рублей; в апреле 2022 года в размере 83 874,54 рублей.

Определяя размер недоплаты денежных средств истцу, суд учитывает, что представленный стороной истца расчёт ответчиком и третьим лицом оспаривался с учетом периодов, по которым срок обращения в суд истцом пропущен.

На основании части 10 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

В силу статьи 69 Закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

В соответствии с частью 1 статьи 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров: 1) комиссией государственного органа по служебным спорам; 2) судом.

Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров (часть 17 статьи 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно части 2 статьи 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что требование о взыскании заработной платы является самостоятельным исковым требованием, с которым работник в случае невыплаты или неполной выплаты причитающихся ему заработной платы и других выплат, вправе обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

Согласно части пятой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" содержатся разъяснения, являющиеся актуальными для всех субъектов трудовых отношений, по вопросам пропуска работником срока обращения в суд. В абзаце первом данного пункта указано, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин. В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как-то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.

Стороной ответчика в письменном отзыве на иск заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд с требованием о взыскании денежного содержания за периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, находящихся за пределами 12 месяцев, предшествующих обращению истца в суд.

В ходе судебного разбирательства установлено, что денежное содержание за период службы начислялось и выплачивалось истцу ежемесячно, за периоды нахождения в отпусках денежное содержание начислялось и выплачивалось с учетом производимых работодателем расчетов отпускных, при этом все составные части заработной платы и суммы отпускных отражались в расчетных листках. Истец в судебном заседании подтвердила, что установленный законом срок выплаты денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске не нарушался.

Истец при надлежащей заботе об осуществлении и защите своих прав не лишена была возможности еще до начала ежегодного оплачиваемого отпуска обратиться к представителю нанимателя за получением разъяснений о порядке расчета сумм денежного содержания на период такого отпуска.

С учетом приведенных нормативных положений и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального служебного спора по выплатам к ежегодному оплачиваемому отпуску, произведенным до ДД.ММ.ГГГГ, которые истец считает неполными, данный срок начинал течь не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска, тогда как обращение в суд имело место ДД.ММ.ГГГГ.

Позиция истца об исчислении срока на обращение в суд со дня увольнения из налогового органа, когда она узнала о неполной выплате спорных сумм денежного содержания, является ошибочной, поскольку противоречим приведенным выше нормам материального права.

В силу абзаца третьего пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» истечение срока обращения в суд за защитой нарушенного права без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Из представленных в материалы дела документов следует, что за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлялись отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 7 календарных дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 12 календарных дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 24 календарных дня; за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 14 календарных дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 7 календарных дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 22 календарных дня, за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 15 календарных дней. При этом с учетом даты увольнения за период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец имела право на 14 календарных дней отпуска, в связи с чем при увольнении произведен перерасчет и удержаны денежные средства за 1 день отпуска, предоставленный излишне.

Учитывая приведенные выше нормы права, даты использования истцом ежегодных отпусков, а также даты получения денежного содержания за период отпуска, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок обращения в суд по всем выплатам к ежегодному отпуску за заявленные истцом периоды, за исключением недоплаченного денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска с ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 22 календарных дня и за период с ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 14 календарных дней.

В течение 12 месяцев, предшествующих дате расчета денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска, имевший место с ДД.ММ.ГГГГ (с сентября 2020 года по август 2021 года) истцу было начислено в счет материального стимулирования 301 315 рублей (в сентябре 2020 года 70 314 рублей; в ноябре 2020 года 37 100 рублей; в декабре 2020 года 24 232 рублей; в феврале 20ДД.ММ.ГГГГ рублей; в апреле 2021 года 23 180 рублей; в мае 2021 года 38 000 рублей; в июне 2021 года 40 000 рублей; в июле 2021 года 60 489 рублей). Кроме того при расчете среднего заработка нанимателем не учтена премия месячная за август 2021 года в размере 7 355,74 рублей и районный коэффициент, начисленный на нее в сумме 1 103,36 рублей.

Таким образом, дневное денежное содержание составит 1 860,53 рубля ((23 773,95+ 51675,99/12+7 425,00/12+ 309774,1/12) /29,3).

Следовательно, истцу должно было быть выплачено денежное содержание за период отпуска в размере 40 931,67 рубль, а фактически выплачено 21548,78 (9794,9+2938,47+8815,41), соответственно сумма недоплаты составит 19 382,88 рубль.

В течение 12 месяцев, предшествующих дате расчета денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска, имевший место с ДД.ММ.ГГГГ (с июня 2021 года по май 2022 года) истцу было начислено в счет материального стимулирования 321 965,93 рублей (в июне 2021 года 40 000 рублей; в июле 2021 года 60 489 рублей; в сентябре 2021 года 92 521,36 рублей; в декабре 2021 года 45 081,03 рублей; в апреле 2022 года 83 874,54 рублей)

Таким образом, дневное денежное содержание составит 2 212,92 рубля ((23449,65+ 166162,24/12+8538,75/12+ 321965,93/12) /29,3).

Следовательно, истцу должно было быть выплачено денежное содержание за период отпуска в размере 30 980,88 рублей, а фактически выплачено 18 160,83 рублей, соответственно сумма недоплаты составит 12 820,05 рубль.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что общая сумма недоплаченного денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска составит 32 202,93 рублей (19 382,88+12 820,05).

Разрешая заявленные истцом требования о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты спорных сумм на основании ст. 236 Трудового кодекса РФ суд и сходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, гарантированно полагающихся работнику по трудовому договору.

Поскольку из обстоятельств дела следует, что настоящий трудовой спор возник из-за различных подходов, примененных сторонами при толковании норм действующего законодательства, и был разрешен только в судебном порядке, суд полагает, что оснований для привлечения территориального налогового органа к материальной ответственности за нарушение сроков выплаты расчета при увольнении не усматривается.

В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Определение конкретного размера денежной компенсации морального вреда является оценочной категорией, определяемой судом.

Согласно абз. 4 п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работника, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца в связи с неполной и несвоевременной выплатой денежных средств при увольнении компенсации морального вреда в сумме 7 000 рублей, что будет соответствовать требованиям разумности и справедливости. Суд при этом учитывает как факт причинения работнику нравственных страданий, так и вышеуказанные причины, связанные с толкованием норм права, послужившие основанием для задержки выплат в полном размере.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России по <адрес> (ИНН в пользу ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации , недоплаченные отпускные в размере 32 202 рублей 93 копейки, компенсацию морального вреда в размере 7 000 рублей, всего 39 202 рубля 93 копейки.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                         А.Л. Савчук

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                         А.Л. Савчук

2-3819/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА
Ответчики
Межрайонная ИФНС россии № 4 по Омской области
Другие
Управление Федеральной налоговой службы по Омской области
Суд
Ленинский районный суд г. Омск
Судья
Савчук Анна Леонидовна
Дело на сайте суда
lenincourt.oms.sudrf.ru
28.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2022Передача материалов судье
29.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2022Подготовка дела (собеседование)
24.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
19.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее