Решение по делу № 33-15140/2019 от 14.10.2019

Судья: Васильев А.В. Дело № 33-15140/2019

84RS0001-01-2019-000807-35

                                         2.093

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 октября 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего - Платова А.С.,

судей - Сударьковой Е.В., Емельянова В.А.,

при помощнике - Ануфриевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В., гражданское дело по исковому заявлению Портнягина Михаила Николаевича к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании незаконным решения в части уменьшения размера социальной выплаты, предоставляемой для приобретения жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и возложении на ответчика обязанности произвести выплату в полном объеме,

по апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе истца Портнягина М.Н.,

на решение Дудинского районного суда Красноярского края от 12 августа 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Портнягина Михаила Николаевича к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании незаконным решения в части уменьшения размера социальной выплаты, предоставляемой для приобретения жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и возложении на ответчика обязанности произвести выплату в полном объеме, отказать в полном объеме».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Портнягин М.Н. обратился в суд с иском к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района о признании незаконным решения в части уменьшения размера социальной выплаты, предоставляемой для приобретения жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и возложении на ответчика обязанности произвести выплату в полном объеме. Свои требования истец мотивировал тем, что с 02.08.2011 г. он состоит на учете на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», является участником программы совместно с членами семьи супругой Портнягиной Д.Е., сыном Портнягиным Н.М. и дочерью Портнягиной О.М.. В соответствии с постановлением администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 18.07.2018 № 753 и приказом Министерства строительства Красноярского края от 04.02.2019 № 27-о, Портнягин М.Н. и члены его семьи включены в список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2019 году. Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района принято решение о предоставлении социальной выплаты в размере 2 641 796 рублей, которая была уменьшена на 1 105 717 рублей. Считает принято решение незаконным, поскольку на момент постановки на очередь он не имел жилого помещения, которое по условиям программы мог бы сдать при получении выплаты, но его сын Портнягин Н.М. имел на праве собственности жилое помещение по <адрес> котором они проживали семьей. Указанная квартира принадлежала сыну на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 10.07.2001 года и договора дарения долей квартиры от 04.03.2016 года. На основании договора купли продажи от 13.04.2016 года квартира была продана за 1 000 000 рублей супругам П и их несовершеннолетним детям. Кадастровая стоимость квартиры на момент отчуждения составляла 1 105 718 рублей.

12.04.2016г., на основании договора купли-продажи, сыном была приобретена другая квартира по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 301 123 рублей. Квартира была приобретена взамен проданной. При выделении социальной выплаты они обязались сдать приобретенную квартиру.

Таким образом, и на момент постановки на очередь и в момент принятия решения о выделении социальной выплаты, в собственности сына находилось одно жилое помещение. Таким образом, по мнению Портнягина М.Н., уменьшая размер субсидии на сумму 1 105 718 рублей кадастровой стоимости фактически обмененной квартиры, администрация Таймырского Долгано-Ненецкого района неосновательно обогатилась на сумму 1 105 718 рублей.

Просил суд признать решение о предоставлении ему социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в размере 2 641 796 рублей с уменьшением на сумму 1 105 718 рублей незаконным и предоставить ему социальную выплату в полном объеме в размере 3 747 514 рублей.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе, с учетом дополнений к ней, Портнягин М.Н. просит решение суда изменить в части уменьшения размера социальной выплаты с суммы 1 105 718 руб. на сумму 522 500, 55 руб. и обязать ответчика выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на сумму 3 225 013, 05 руб. Ссылается на незаконность решения. Указывает на то, что суд не учел того обстоятельства, что он и члены его семьи никогда не имели и не имеют других жилых помещений, суд принял во внимание только продажу сыном квартиры, а покупку другой квартиры взамен проданной не учел. Сложилась несправедливая ситуация, при которой социальная выплата уменьшается на размер кадастровой стоимости 1 105 718 руб. и одновременно забирается квартира, купленная на деньги от продажи предыдущей. Ввиду того, что при получении свидетельства о социальной выплате отчуждается трехкомнатная квартира, а должны были сдать в администрацию г. Дудинки четырехкомнатную квартиру считает, что, с учетом кадастровой стоимости квартир, вычет из социальной выплаты должен быть равен 522 500, 55 руб.

В судебном заседании представитель третьего лица Портнягиной О.М. – Сахатина Л.Н., действующая на основании доверенности, поддержала доводы апелляционной жалобы Портнягина Н.М., считает, что решение суда следует изменить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не заявляли.

С учетом мнения представителя третьего лица, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя Портнягиной О.М. – Сахатиной Л.Н., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, апелляционная коллегия оснований для отмены решения не находит.

Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» закрепляет право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих соответствующий стаж работы в этих районах и местностях, на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (статья 1).

Законом Красноярского края от 21 декабря 2010 года № 11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края» (в ред. Законов Красноярского края от 09.06.2011 №12-5909, от 06.10.2011 №13-6168) предусмотрено право граждан, имеющих место жительство в городском округе город Норильск или городском поселении город Дудинка Красноярского края, состоящих на учете в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», имеющих установленный стаж работы в этих районах, в том числе инвалидов 1, 2 группы, на получение социальных выплат на приобретение жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера за счет средств краевого бюджета в соответствии с утверждаемой Правительством Красноярского края долгосрочной целевой программы (статьи 1, 2).

30 сентября 2013 года правительством Красноярского края утверждена государственная Программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» (Постановление Правительства Красноярского края № 514-п).

Согласно пункту 3 подраздела 2 раздела 3 указанной Программы, для включения в список в последующие годы гражданин в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления заявление на предоставление социальной выплаты. К заявлению гражданин прилагает, помимо прочего, копии документов о праве собственности или документов социального (коммерческого) найма на жилое помещение по последнему месту жительства, обязательство о сдаче (безвозмездном отчуждении) жилого помещения органу местного самоуправления района отселения. Обязательство подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилого помещения за счет средств предоставленной социальной выплаты. В случае если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение социальной выплаты этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему свидетельства о предоставлении социальной выплаты, гражданин представляет копии договоров предусматривающих отчуждение жилых помещений, прошедших в установленном порядке государственную регистрацию, справку о кадастровой стоимости жилого помещения на дату заключения договора, предусматривающей отчуждение жилого помещения, а при ее отсутствии справку о величине инвентаризационной стоимости жилого помещения.

Согласно пункту 5 подраздела 3 раздела 3 Программы, в случае если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение социальной выплаты в соответствии с мероприятиями подпрограммы этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему свидетельства о предоставлении социальной выплаты, размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой социальной выплаты учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

В соответствии с пунктом 6 подраздела 3 раздела 3 Программы, размер социальной выплаты рассчитывается министерством на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и является неизменным.

Согласно пункту 1 подраздела 4 раздела 3 программы, министерство организует работу по оформлению и передаче в администрацию для вручения гражданам свидетельств о предоставлении социальных выплат.

Условием предоставления социальной выплаты гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в муниципальную собственность. Отчуждению в муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданину и (или) членам его семьи, с учетом которых определяется размер социальной выплаты (пункт 1 подраздела 6 раздела 3 Мероприятия).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Портнягин М.Н. и члены его семьи: Портнягина Д.Е. (жена), Портнягин Н.М. (сын) и Портнягина О.М. (дочь) с 02 февраля 2011 года состоят на учете в администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ.

10 июля 2018 года Портнягин М.Н. представил в администрацию района заявление о предоставлении ему социальной выплаты на приобретение жилья в 2019 году и соответствующий пакет документов в рамках реализуемой Программы. Одновременно с этим, в тексте заявления Портнягин М.Н. под роспись предупрежден об уменьшении размера социальной выплаты в случае отчуждения им самим или членом его семьи жилого помещения, принадлежащего на праве собственности на территории муниципального района после постановки на учет.

На основании приказа министра строительства Красноярского края от 04.02.2019 № 27-о, утвержден список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2019 году по мероприятию «Предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка», в список включен Портнягин М.Н., размер подлежащей ему социальной выплаты указан 2 641 796 рублей, а также указана сумма, на которую размер социальной выплаты уменьшен – 1 105 718 рублей.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что после постановки Портнягина М.Н. на учет в качестве имеющего права на получение социальной выплаты в соответствии с мероприятиями подпрограммы, член его семьи – Портнягин Н.М., 13 апреля 2016 года, то есть в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты, осуществил отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем, размер предоставляемой социальной выплаты обоснованно был уменьшен на величину кадастровой стоимости жилого помещения по состоянию на дату заключения такого договора, а именно, на сумму 1 105 718 рублей.

Факт продажи квартиры и ее кадастровую стоимость истец не оспаривал, расчет социальной выплаты, с учетом ее уменьшения, в решении суда приведен, соответствует обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы относительно того, что была фактически совершена не сделка купли-продажи квартиры, а состоялся обмен жилыми помещениями, были предметом судебного исследования в суде первой инстанции, при этом суд верно указал, что какие-либо оговорки, на основании которых возможно было бы при указанных обстоятельствах не принимать решение об уменьшении размера социальной выплаты, условия Программы не содержат.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом правильно установлены обстоятельства по делу, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда мотивированы и подтверждаются исследованными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельными основаниями для отмены принятого по делу решения судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Дудинского районного суда Красноярского края от 12 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Портнягина Михаила Николаевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-15140/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Портнягин Михаил Николаевич
Ответчики
Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района
Другие
Портнягина Дарья Егоровна
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края
Портнягин Николай Михайлович
Портнягина Ольга Михайловна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Сударькова Елена Владимировна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.07.2020Судебное заседание
22.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2019Передано в экспедицию
04.08.2020Судебное заседание
30.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее