Дело №2-302/23
УИД 16RS0009-01-2023-000248-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2023 года Бавлинский городской суд Республики Татарстан
под председательством судьи Саитова М.И.
при секретаре Сафиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зиязовой Г.З. к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о признании договора социальной ипотеки недействительным, признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Зиязова Г.З. обратилась в суд с иском к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан»), исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, о признании договора социальной ипотеки недействительным, возложении обязанности заключения договора на передачу жилого помещения в собственность граждан. В обоснование иска указав, что в конце 2006 года по программе «Ликвидация ветхого и аварийного жилья» семье дедушки истца Н. была предоставлена квартира, расположенная по адресу <адрес>. При этом между Н. и Специализированной некоммерческой организацией «Государственный социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее», действующим от имени НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» был заключен договор социальной ипотеки указанного помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Договор подписали вынуждено, поскольку его подписание было непременным условием предоставления жилья со стороны исполкома. На основании изложенного, истица просила признать договор социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Н., Шакирзяновой (девичья фамилия) Г.З., А. и СНО «Государственный социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее», действующим от имени НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» недействительным, обязать исполнительный комитет Бавлинского муниципального района Республики Татарстан зарегистрировать право муниципальной собственности на квартиру и заключить с истцом договор на передачу жилого помещения в собственность граждан. Истец Зиязова Г.З. уточняя предмет исковых требований в окончательной формулировке просила признать договор социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, признать право собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
Истица Зиязова Г.З. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала.
Представители ответчика НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» на судебное заседание не явились, представили отзыв на исковое заявление в котором просили в исковых требованиях отказать.
Представители ответчика исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан своим заявлением просили рассмотреть дело в их отсутствии, не возражали на удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд, ознакомившись с доводами сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу статьи 168 Гражданского кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса).
Судом установлено, что администрацией <адрес> Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение «Об утверждении списка жильцов проживающих в ветхом фонде» за № согласно результатов обследования жилищного фонда бюро технической инвентаризации утвержден список жильцов проживающих в ветхом жилищном фонде в количестве 163 семей, в том числе семья истицы в лице ответственного нанимателя Н., членов семьи А., Зиязовой Г.З., занимающих жилое помещение по адресу <адрес>.
Распоряжением исполкома Бавлинского муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Зиязовой Г.З. семья из трех человек проживающих в аварийном жилье по адресу <адрес>, принята на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке, учетному делу присвоен уникальный №, семья включена в реестр фонда на получение государственной поддержки с правом на заключение договора социальной ипотеки.
ДД.ММ.ГГГГ между истицей Зиязовой Г.З., членами ее семьи Н., А. и Специализированной некоммерческой организацией «Государственный социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее», действующим от имени НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» был заключен договор социальной ипотеки за № с правом участия гражданина «в выборе будущей собственной квартиры», с «правом ее использования» и с правом оформления в собственность путем полного внесения и выплате пая (задатков). Указанный договор был составлен и подписан на основании программы государственной поддержки в улучшении жилищных условий нуждающихся граждан.
К договору о социальной ипотеке № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ был подписан участниками протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина. Согласно условиям договора и Протокола к нему для проживания участников договора была предоставлена квартира (найм) по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Из пунктов 2.6, 3.1.4, 3.1.6, 3.1.8 спорного договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в качестве существенного условия, относительного которого должно быть достигнуто соглашение (абз. 2 ч. 1 ст. 432 ГК РФ) стороны заявляли условия отраженные в «протоколе участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры» (протокол) - а именно условия «об индивидуализации квартиры», «заявленную стоимость одного квадратного метра», «площадь и количество неоплаченных квадратных метров», «срок рассрочки», внесения «задатка», «размер» изменения стоимости неоплаченных метров будущей собственной квартиры.
Согласно условиям договора социальной ипотеки, гражданину предоставлено право выбора, право пользования и возможность получения права собственности на проинвестированную специализированной некоммерческой организацией будущую собственную квартиру. Оформление права собственности за гражданином осуществляется на основании справки о выплате пая, выдаваемой после зачисления на расчетный счет специализированной организации 100% платежей за будущую собственную квартиру, поступающих в виде задатков.
Таким образом, соглашение по всем существенным условиям достигнуто, подписав договор социальной ипотеки и протокол участия, истец и члены ее семьи тем самым приняли все указанные в них условия и согласились исполнять свои договорные обязательства в том виде, как они были определены условиями соглашения. На день рассмотрения судом требований истца условия договора социальной ипотеки и протокола участия не изменены, они не признаны недействительными, договор социальной ипотеки не расторгнут и не прекращен.
На основании Указа Президента Республики Татарстан от 30.03.1995 №УП-213 «О мерах по развитию жилищного строительства в Республике Татарстан» был образован Государственный внебюджетный жилищный фонд Республики Татарстан с целью разработки и внедрения в жизнь нетрадиционных методов финансирования и привлечения внебюджетных средств, включая средства населения, в жилищное строительство.
Указом Президента Республики Татарстан от 23.10.1995 №УП-720 «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья» на Государственный внебюджетный жилищный фонд Республики Татарстан было возложено финансирование работ по ликвидации ветхого жилищного фонда, реконструкции кварталов ветхого жилья и контроль за использованием средств, направляемых на указанные цели жилищного фонда, с целью разработки и внедрения в жизнь нетрадиционных методов финансирования и привлечения внебюджетных средств, включая средства населения, в жилищное строительство.
Указом Президента Республики Татарстан от 09.06.1997 №УП-284 «О дополнительных мерах по ликвидации ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья» установлено, что Государственный внебюджетный жилищный фонд Республики Татарстан является Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан.
Согласно Указу Президента Республики Татарстан от 30.12.2004 №УП-810 «О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан» Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан был преобразован в некоммерческую организацию «Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» и был установлен правовой режим его имущества в соответствии с положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях».
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 01.06.2005 №УП-219 в связи с изменениями в действующем законодательстве, а также завершением реализации Программы ликвидации ветхого жилья и реконструкции кварталов ветхого жилья был признан утратившим силу Указ Президента Республики Татарстан от 01.06.2005 №УП-219 «О признании утратившим силу Указа Президента Республики Татарстан «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде и реконструкции кварталов ветхого жилья» как реально исполненный. Данный указ вступил в силу с 01.06.2005 года.
В соответствии со статьи 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ, для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Суд, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, установил, что жилой дом в котором ранее проживала истец Зиязовой Г.З. со своей семьей был признан непригодным для постоянного проживания и в связи с этим ей и ее семье была предоставлена в найм спорная квартира на условиях договора социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ, данный договор был заключен добровольно, и подписав его истец и ее семья вселилась в спорное жилое помещение, в котором истец проживает по настоящее время, до предоставления данной квартиры истец не состояла в очереди на улучшение жилищных условий, жилой дом в котором находится спорная квартира был построен после завершения Программы ликвидации ветхого жиля в ДД.ММ.ГГГГ году и финансирование его строительства осуществлялось НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан».
Условиями реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения в порядке приватизации является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
С учетом вышеприведенных положений норм права и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что поскольку НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной в форме фонда, то жилые помещения принадлежащие ему не являются объектом ни государственной, ни муниципальной собственности и не могут предоставляться по договорам социального найма, следовательно спорная квартира, которая была предоставлена истцу в найм на условиях социальной ипотеки, принадлежащая НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» не может быть предоставлена ей в собственность.
Кроме того, представителем ответчика НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Согласно пункту 2 статьи 181 Гражданского кодекса срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179 данного Кодекса), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации» суд вправе отказать в удовлетворении иска при наличии заявления о применении исковой давности только от одного из соответчиков при условии, что в силу закона или договора либо исходя из характера спорного правоотношения требования истца не могут быть удовлетворены за счет других соответчиков (например, в случае предъявления иска об истребовании неделимой вещи).
Судом установлено, что истец Зиязова (Шакирзянова) Г.З. подписала договор социальной ипотеки ДД.ММ.ГГГГ, протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина ДД.ММ.ГГГГ, в суд с настоящим иском обратилась ДД.ММ.ГГГГ, срок исковой давности для обращения в суд с иском о признании договора недействительным истек.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности. Данных, свидетельствующих о наличии оснований для перерыва и приостановления течения срока исковой давности, так же как и обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока исковой давности, в дело не представлено.
Таким образом, руководствуясь вышеприведенными нормами права и в силу вышеприведенных обстоятельств, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 191-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Зиязовой Г.З. к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о признании договора социальной ипотеки недействительным, признании права собственности на квартиру, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Бавлинский городской суд Республики Татарстан со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: М.И. Саитов.