Решение по делу № 33-8640/2015 от 16.07.2015

Судья – Зяблицева Н.Б.

Дело № 33 – 8640/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Змеевой Ю.А.,

судей Варовой Л.Н.., Владыкиной О.В.,

при секретаре Цыганковой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 02.09. 2015 г. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «город Губаха» на решение Губахинского городского суда Пермского края от 26.05. 2015 года, которым постановлено:

«Обязать администрацию городского округа «Город Губаха» включить Рейнер Л.Л., С.А., Е.А., О.А., Н.А., Р., З. в список граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности

Обязать администрацию городского округа «Город Губаха» предоставить Рейнер Л.Л. на семью из семи человек социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения в избранном для постоянного проживания на территории субъектов РФ за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности».

    Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Владыкиной О.В., пояснения представителя истца, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истцы Рейнер Л.Л., С.А., Е.А., О.А., Н.А. обратились в суд с иском к ответчику администрации городского округа «Город Губаха» о включении семьи из семи человек в список граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на эти цели.

Требования мотивировали тем, что на основании ордера их семья в составе шести (семи) человек с 1987г. непрерывно проживает в муниципальной квартире по адресу: **** п. Углеуральский г. Губаха Пермского края.

Согласно заключению Уральского филиала ОАО "ВНИМИ" жилое здание по адресу **** п. Углеуральский г. Губаха Пермского края признано непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на бывшей шахте "Центральная" ОАО «Кизелуголь». При этом, со стороны ответчика имеется бездействие в части включения истцов в соответствующий список для получения социальной выплаты, связанной с проживанием в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик администрация городского округа «Город Губаха», указав на нарушение судом норм материального и процессуального права. Иск о возложении на ответчика обязанности о включении в список для получения социальной выплаты, связанной с проживанием в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности заявлен истцом Рейнер Л.Л. в том числе, в интересах совершеннолетних детей без соответствующих на то полномочий. При этом, суд привлек совершеннолетних детей в качестве соистцов, что противоречит принципу диспозитивности и самостоятельной реализации права. Суд в нарушение норм процессуального права такой иск удовлетворил.

Суд вышел за пределы исковых требований. Первоначально иск был заявлен в отношении неопределенного круга лиц (членов семьи Рейнер Л.Л.), затем был уточнен в части указания детей. Однако, внуки Р., З. в качестве членов семьи Рейнер Л.Л. не заявлялись, в связи с чем, необоснованно удовлетворены исковые требования в отношении внуков.

Нанимателем жилого помещения по адресу: **** п. Углеуральский г. Губаха Пермского края является Рейнер А.Г., супруг истца, который получил социальную выплату в качестве проживающего в ином жилом помещении. По заявленному в иске адресу Рейнер Л.Л. не является нанимателем жилого помещения. Внуки истца Р., З. по закону не являются членами ее семьи. В силу закона на них не могла быть предоставлена социальная выплата по заявленному в иске основанию, поскольку на момент ликвидации шахты они в жилом помещении по адресу: **** п. Углеуральский г. Губаха Пермского края не проживали.

В судебном заседании стороны участие не принимали, представитель истца просила оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части ввиду следующего.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 (далее Правила).

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого в соответствии с п. 8 Правил осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

В соответствии с п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена, прежде всего, для обеспечения переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.

Таким образом, предоставление социальных гарантий в форме субсидий в рамках программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возможно при одновременном наличии следующих условий: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, проживание и наличие права на жилое помещение на момент ликвидации шахты, нуждаемость граждан, проживающих в ветхом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем.

Исходя из материалов дела, судом установлено, что 09.01.1997г. было принято решение о ликвидации "Центральная" ОАО «Кизелуголь». В списки жилого фонда, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, на момент ликвидации шахты жилое помещение, принадлежащее истцам по договору социального найма (л.д. 51) и расположенный по адресу: **** п. Углеуральский г. Губаха Пермского край, не был включен.

Поскольку Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 года не предусмотрен специальный порядок признания жилых помещений непригодными для проживания в результате ведения горных работ на угольных предприятиях, в данном случае подлежит применению порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, устанавливаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 49 указанного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, непосредственно включению жилых помещений в Список объектов, признанными непригодными для проживания по критериям безопасности в рамках мероприятий по реструктуризации предприятий угольной промышленности, предшествует установленная законом процедура признания их таковыми, которая в данном случае была соблюдена. Так, из представленного заключения Уральского филиала ОАО "ВНИМИ" от 16.10.2013г. жилое здание по адресу **** п. Углеуральский г. Губаха Пермского края признано непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на бывшей шахте "Центральная" ОАО «Кизелуголь» (л.д. 25,26).

При таких обстоятельствах, учитывая, что Правилами предусмотрена возможность ежегодного уточнения Списка ветхого жилья органом местного самоуправления, в том числе и в связи с выявлением после ликвидации угольного предприятия факта негативного воздействия горных работ на пригодность жилого помещения, суд пришел к правильному выводу о наличии у истцов Рейнер Л.Л., С.А., Е.А., О.А., Н.А. права на социальные выплаты в связи с переселением из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на шахте "Центральная" ОАО «Кизелуголь». При этом, суд, исходя из представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, учел их постоянное проживание в спорном жилом доме на момент ликвидации шахты и отсутствие у них иного жилья, что никем не оспаривалось.

Принимая решение об удовлетворении требований истцов, суд исходил из того, что включению в список в целях предоставления социальной выплаты подлежат внуки истца Рейнер Л.Л. – Р., З.

Судебная коллегия считает данный вывод суда неправильным.    

Внуки Р., З. родились соответственно в 2011г., 2014г., в связи с чем, сразу после рождения были зарегистрированы в квартире по адресу **** п. Углеуральский г. Губаха Пермского края. В 1997г. на момент принятия решения о ликвидации шахты указанные несовершеннолетние внуки в квартире по ул. **** п. Углеуральский г. Губаха Пермского края не проживали.

В соответствии с п. 2.4 Временного порядка содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, утвержденного Президиумом Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов от 15.11.1999 г., переселению подлежат жители домов, независимо от форм собственности, находящиеся в зоне ведения горных работ ликвидируемых шахт и разрезов в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР.

Согласно п. 2.5 Временного порядка в число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с квартиросъемщиком, зарегистрированные на данной площади до даты принятия решения о ликвидации шахты.

Как уже было указано выше, решение о ликвидации шахты "Центральная" было принято 09.01.1997 г. На данную дату в квартире по адресу **** п. Углеуральский г. Губаха Пермского края, ставшей непригодной для проживания в результате ведения горных работ, из лиц, сохранивших право пользования данным жилым помещением, проживали только Рейнер Л.Л., С.А., Е.А., О.А., Н.А. Несовершеннолетние Р., З. на указанную дату в квартире не проживали.

Таким образом, поскольку на день принятия решения о ликвидации шахты Р., З. не проживали в названном доме и, соответственно, право на включение их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, они не приобрели. При таких обстоятельствах, решение суда в данной части не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении Р., З.

Учитывая привлечение Рейнер С.А., Е.А., О.А., Н.А. в качестве соистцов, реализацию ими процессуального права в рамках рассматриваемого дела, судебная коллегия отклоняет как необоснованные доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права по заявленным в жалобе основаниям.

В остальной части суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Иные доводы жалобы отмену постановленного судом решения не влекут.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Решение Губахинского городского суда Пермского края от 26.05. 2015 года отменить в части возложения на ответчика обязанности по включению Р., З. в соответствующий список для получения социальной выплаты, связанной с проживанием в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности, принять в данной части новое решение.

Исковые требования в части возложения на ответчика администрацию городского округа «Город Губаха» обязанности по включению Р., З. в соответствующий список для получения социальной выплаты, связанной с проживанием в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности отказать,

В остальной части решение Губахинского городского суда Пермского края от 26.05. 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа «город Губаха» – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи:

33-8640/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Райнер Е.А.
Воронина Е.М.
Рейнер Л.Л.
Райнер Н.А.
Райнер С.А.
Райнер О.А.
Ответчики
Администрация городского округа "Город Губаха" Пермского края
Другие
Министерство э.Р.
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Владыкина Ольга Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
02.09.2015Судебное заседание
04.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2015Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее