Дело №12-41/2016
РЕШЕНИЕ
16 июня 2016 года с.Визинга
Судья Сысольского районного суда Республики Коми Бондаренко Н.В.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ООО «Северо-Западный лесной терминал» Кирушева Н.В. (по доверенности от 13.01.2016),
открыто рассмотрев жалобу Кирушева Н.В. в интересах юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, от 06 апреля 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего лесного инспектора Республики Коми О. от 06 апреля 2016 года юридическое лицо ООО «Северо-Западный лесной терминал» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
20 апреля 2016 года в Сысольский районный суд поступила жалоба Кирушева Н.В. в интересах юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» на вышеуказанное постановление должностного лица от 06.04.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.
Из содержания жалобы Кирушева Н.В. в интересах ООО «Северо-Западный лесной терминал» усматривается, что данное дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом необъективно. Заявитель не согласен с вынесенным по результатам рассмотрения дела постановлением, просит его отменить, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, ввиду следующего.
30 марта 2015 года между Комитетом лесов Республики Коми (арендодатель) и ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» (арендатор) заключено Соглашение № Об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2015 году, в соответствии с которым Арендодатель устанавливает, а Арендатор обязуется выполнить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в 2015 году на арендованном участке (Договор аренды лесного участка № заключен 22 апреля 2008 года), а именно, выполнить мероприятия по естественному лесовосстановлению, путем сохранения подроста, в объеме 500 га.
01 июня 2015 года между ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» (первоначальный арендатор) и ООО «Северо-Западный лесной терминал» (новый арендатор) заключен договор о передаче прав и обязанностей по Договору аренды № от 22.04.2008 аренды лесного участка, данный договор зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 22.07.2015.
На момент передачи прав и обязанностей, ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» (первоначальный арендатор) выполнило работы по естественному лесовосстановлению в объеме 79,1 га (в соответствии с актами аттестации законченных производством работ №№8-2, 8-3, 8-4 от 14.05.2015).
На основании п.4.2.3 Договора аренды лесного участка № от 22.04.2008, Арендодатель (Комитет лесов Республики Коми) должен был заключить с Новым Арендатором ООО «Северо-Западный лесной терминал» Соглашение Об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2015 году, с указанием объемов (за вычетом объема, выполненного первоначальным Арендатором ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» - 79,1 га) и сроков выполнения мероприятий по естественному лесовосстановлению, путем сохранения подроста.
25 сентября 2015 года истек срок сдачи мероприятий по естественному лесовосстановлению, которое планировалось выполнить в Копсинском участковом лесничестве. В связи с чем, 29 сентября 2015 года ООО «Северо-Западный лесной терминал» в адрес ГУ «Сысольское лесничество» направлена заявка о готовности сдачи выполненных работ по Копсинскому участковому лесничеству в объеме 133,8 га. Из заявленного объема, ГУ «Сысольское лесничество» принято 4,4 га (акт аттестации законченных производством работ № от 30.11.2015). Остальной объем работ (129,4 га) не принят, а Проекты на естественное лесовосстановление не согласованы, ввиду того, что ГУ «Сысольское лесничество» не провело осмотр мест использования лесов (лесосек, вышедших из-под рубки), который был назначен на 25.09.2015 (извещение ГУ «Сысольское лесничество» № от 04.09.2015). То есть, оставшийся объем работ по естественному лесовосстановлению не был принят по независящим от Арендатора (ООО «Северо-Западный лесной терминал») обстоятельствам. С учетом этого, Арендодатель в лице ГУ «Сысольское лесничество» обязано было перенести сроки осмотра мест рубок и сроки выполнения мероприятий по естественному лесовосстановлению по Копсинскому участковому лесничеству, с уведомлением об этом Арендатора (ООО «Северо-Западный лесной терминал»).
20 ноября 2015 года (исходящий №), 16 декабря 2015 года (исходящий №) ООО «Северо-Западный лесной терминал» поданы заявки в ГУ «Сысольское лесничество» о готовности сдачи выполненных работ по Чухлэмскому участковому лесничеству. Из заявленного Арендатором (ООО «Северо-Западный лесной терминал») объема мероприятий по естественному лесовосстановлению, ГУ «Сысольское лесничество» согласованы (на момент привлечения юридического лица к административной ответственности) 27 Проектов на естественное лесовосстановление объемом 364,3 га. Наличие согласованных проектов, свидетельствует о том, что работы по естественному лесовосстановлению Арендатором (ООО «Северо-Западный лесной терминал»), фактически выполнены, несмотря на отсутствие актов аттестации законченных лесохозяйственных объектов.
По окончании срока действия (31.12.2015) Соглашение № Об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2015 году от 30.03.2015, Арендатор (ООО «Северо-Западный лесной терминал») 03 марта 2016 года направил в ГУ «Сысольское лесничество» ходатайство (исходящий №) о переносе мероприятий по естественному лесовосстановлению за 2015 год в объеме 416,5 га.
Таким образом, Новый Арендатор (ООО «Северо-Западный лесной терминал»), вступив права и обязанности по Договору аренды лесного участка № от 22.04.2008, при невозможности сдать часть выполненных работ (по независящим от них обстоятельствам) по Копсинскому участковому лесничеству в объеме 129,4 га, поставлен в неравные условия с Арендодателем, при этом, в обязанности последнего входит создание и обеспечение благоприятных условий для выполнения арендатором своих обязательств в полном объеме. Тогда как за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, солидарную ответственность несут все стороны договора.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении защитник Кирушев Н.В. поддержал доводы поданной им жалобы в интересах юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» по указанным основаниям. Защитник Кирушев Н.В. объяснил, что выполненные Арендатором (ООО «Северо-Западный лесной терминал») в 2015 году работы по естественному лесовосстановлению по Копсинскому и Чухлэмскому участковым лесничествам, несмотря на предпринятые меры, не приняты по независящим от Арендатора обстоятельствам, а именно, по вине Арендодателя в лице ГУ «Сысольское лесничество», не осмотревшего 25 сентября 2015 года места рубок. Тогда как, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Арендодатель обязан был заключить с Новым Арендатором (ООО «Северо-Западный лесной терминал») новое Соглашение Об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2015 году, с изменением объемов мероприятий (в сторону уменьшения) и сроков (отодвинув их на более поздний период) выполнения мероприятий по естественному лесовосстановлению, так как, после вступления Договора о передаче прав и обязанностей по Договору аренды № от 22.04.2008 аренды лесного участка в законную силу (22.07.2015), заключенного 01.07.2015 между ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» и ООО «Северо-Западный лесной терминал», привлеченное к административной ответственности юридическое лицо, не имело реальной возможности выполнить запланированные мероприятия по естественному лесовосстановлению в установленные Соглашением от 30.03.2015 сроки (до 25 сентября 2015 года и 01 ноября 2015 года). Рассмотрение данного дела об административном правонарушении было проведено административным органом необъективно, административное расследование по делу не проводилось. Совершенное правонарушение может быть признано малозначительным.
Свидетель М. при рассмотрении жалобы показал, что является инженером по охране и защите леса ГУ «Сысольское лесничество». Заключение нового Соглашения после уступки прав требований по Договору аренды лесного участка, договором не предусмотрено. Лесосеки, вышедшие из-под рубки, не были осмотрены ГУ «Сысольское лесничество», ввиду неявки представителя ООО «Северо-Западный лесной терминал». При этом, осмотр мест рубок, это отдельное мероприятие, и не является приемкой мероприятий по естественному лесовосстановлению. По Копсинскому участковому лесничеству Проекты на лесовосстановление и заявка о приемке мероприятий по естественному лесовосстановлению, были направлены ООО «Северо-Западный лесной терминал» одновременно, и уже после установленного Соглашением от 30.03.2015 срока (до 25.09.2015), а именно, 29 сентября 2015 года. Проекты на лесовосстановление должны быть предоставлены Арендатором заблаговременно, поскольку выполненные мероприятия по естественному лесовосстановлению, принимаются лесничеством в соответствии с утвержденными Проектами на лесовосстановление. Аналогичная ситуация сложилась и по Чухлэмскому участковому лесничеству. Заявки о приемке мероприятий по естественному лесовосстановлению были направлены Арендатором уже после истечения срока, установленного Соглашением от 30.03.2015 (до 01.11.2015) для сдачи выполненных мероприятий, 20.11.2015, 16.12.2015, 29.12.2015, при этом, Проекты на лесовосстановление были направлены только 16.12.2015. По указанным заявкам, мероприятия по естественному лесовосстановлению ГУ «Сысольское лесничество» не приняты, в силу объективных обстоятельств – отсутствие Проектов на лесовосстановление, неявка представителя Арендатора, Арендатором не выполнен отвод заявленных к приемке участков в натуре.
Свидетель Д. при рассмотрении жалобы показал, что является лесничим руководителем Копсинского участкового лесничества ГУ «Сысольское лесничество». На 25 сентября 2015 года (извещение ГУ «Сысольское лесничество» от 04.09.2015) был запланирован осмотр мест рубок, а не приемка выполненных работ по естественному лесовосстановлению, которые являются разными мероприятиями. При этом, 25 сентября 2015 года места рубок не были осмотрены, ввиду неявки представителя Арендатора и не предоставления им транспорта. Позже, в 2015 году, места рубок так и не были осмотрены из-за погодных условий, поскольку места рубок осматриваются при благоприятных погодных условиях в бесснежный период. Заявка ООО «Северо-Западный лесной терминал» от 25.09.2015, поступившая в лесничество 29.09.2015, то есть, уже после истечения срока, установленного для сдачи выполненных мероприятий по естественному лесовосстановлению (до 25.09.2015), была направлена одновременно с Проектами на лесовосстановление, тогда как Проекты должны направляться заблаговременно, для их проверки и согласования. Указанные в данной заявке мероприятия по естественному лесовосстановлению, лесничеством в 2015 году так и не были приняты, поскольку указанные Проекты, в связи с имеющимися в них нарушениями, не были согласованы, тогда как приемка мероприятий по естественному лесовосстановлению осуществляется в соответствии с согласованными Проектами.
Изучив доводы жалобы, заслушав участвующих при рассмотрении жалобы лиц, проверив представленные материалы дела, исследовав иные доказательства, судья приходит к следующему.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.3 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные отношения регулирует лесное законодательство.
В силу ч.ч.1, 2, 3 ст.2 ЛК РФ, лесное законодательство состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ЛК РФ, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных ЛК РФ, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.4 ЛК РФ, участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
На основании ч.ч.1, 5 ст.12, ч.1 ст.19 ЛК РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, или использующими леса в соответствии с ЛК РФ.
На основании ч.ч.1, 2 ст.61 ЛК РФ, вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя, в том числе, лесовосстановление.
В соответствии со ст.62 ЛК РФ, лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.62 ЛК РФ, разработаны Правила лесовосстановления, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 №183, которые устанавливают требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации.
Согласно п.2 Правил лесовосстановления, лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.
На основании с п.3 Правил лесовосстановления, естественное восстановление лесов осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
В силу п.п. «а» п.4 Правил лесовосстановления, лесовосстановление обеспечивается, в том числе, на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, арендаторами этих лесных участков.
На основании п.8 Правил лесовосстановления, лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления.
Согласно п.13 Правил лесовосстановления, меры по сохранению подроста лесных насаждений ценных лесных древесных пород осуществляются одновременно с проведением рубок лесных насаждений. Рубка в таких случаях проводится преимущественно в зимнее время по снежному покрову с применением технологий, позволяющих обеспечить сохранение от уничтожения и повреждения количество подроста и молодняка ценных лесных древесных пород не менее предусмотренного при отводе лесосек. После проведения рубок проводится уход за сохраненным подростом и молодняком лесных древесных пород путем их освобождения от завалов порубочными остатками, вырубки сломанных и поврежденных лесных растений.
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.99 ЛК РФ).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
Частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
На основании ч.ч.1, 2 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно материалам дела, 22 апреля 2008 года между Комитетом лесов Республики Коми и ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» заключен Договор аренды лесного участка №. В соответствии с данным Договором аренды, Арендатору передан в аренду лесной участок, расположенный на территории ГУ «Сысольское лесничество» в кварталах: 7, 11-13, 16ч, 17ч, 18, 19, 25ч, 26, 27, 28, 28ч, 29-44, 45ч, 46-53ч, 54-64, 67, 68-70ч, 71-74ч, 75-84, 86, 88-96ч, 97-104, 111, 114, 124-132ч, 142-146ч, 156, 157, 158-162ч, 163, 164, 188, 189ч, 191, 192ч, 193ч, 194, 196-200, 226ч, 228ч, 232-236, 269-271 Чухломского лесничества; 9-14, 23-28 Копсинского участкового лесничества, с целью заготовки древесины. Срок аренды с 22.04.2008 по 16.08.2025.
Пунктом 4.4.10 данного Договора аренды лесного участка № от 22.04.2008, предусмотрена обязанность арендатора осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в соглашении, заключенном в соответствии с проектом освоения лесов за счет средств арендатора.
30 марта 2015 года между Комитетом лесов Республики Коми (арендодатель) и ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» (арендатор) заключено Соглашение № «Об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2015 году», в соответствии с которым Арендодатель устанавливает, а Арендатор обязуется выполнить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в 2015 году на арендованном участке - выполнить мероприятия по естественному лесовосстановлению, путем сохранения подроста, в объеме 500 га, с предельным сроком сдачи выполненных мероприятий: до 25 сентября 2015 года – 200 га, до 01 ноября 2015 года – 300 га.
В соответствии с п.п.1.1, 2.1, 2.2 данного Соглашения № от 30.03.2015, Арендатор обязуется выполнить мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в 2015 году на арендованном лесном участке в полном объеме и в сроки, установленные Соглашением. В 2015 году Арендодатель устанавливает Арендатору объемы выполнения и виды мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
01 июня 2015 года между ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» и ООО «Северо-Западный лесной терминал» заключен Договор о передаче прав и обязанностей по Договору аренды № от 22.04.2008 аренды лесного участка. Данный Договор зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 22 июля 2015 года.
В соответствии с п.1.1 данного Договора от 01.06.2015, Первоначальный Арендатор передает, а Новый Арендатор принимает права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка лесного фонда с предприятием ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат», заключенному ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» с Комитетом лесов Республики Коми, зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 01.07.2008. В силу п.4.2 данного Договора от 01.06.2015, Новый Арендатор принимает на себя права и обязанности по Договору аренды лесного участка в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали у Первоначального Арендатора. В результате передачи прав и обязанностей по Договору аренды, Новый арендатор занимает место Первоначального Арендатора и становится Арендатором по договору аренды.
В соответствии с п.п.2.5, 3.1, 3.2, 3.3 вышеуказанного Соглашения № от 30.03.2015, Арендатор не позднее 5 рабочих дней после исполнения мероприятий, обязан направить в подведомственное Арендодателю ГУ «Сысольское лесничество» письменное уведомление о готовности сдачи работ. Приемка каждого вида выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов производится подведомственным Арендодателю ГУ «Сысольское лесничество», действующим на основании доверенности, с участием Арендатора (уполномоченного представителя с доверенностью на право сдачи выполненных работ и подписи акта аттестации законченных лесохозяйственных объектов), не позднее 10 дней со дня получения письменного уведомления от Арендатора о готовности сдачи работ. При приемке выполненных работ составляется акт аттестации законченных лесохозяйственных объектов, неотъемлемой частью которого являются полевые материалы (ведомость пробных площадей, абрис и др.). В акте аттестации законченных лесохозяйственных объектов указывается квартал, выдела и площади мероприятия отдельно по каждому выделу и общая площадь мероприятия. Мероприятие считается выполненным и сданным с даты подписания акта аттестации законченных лесохозяйственных объектов.
Согласно актам аттестации законченных лесохозяйственных объектов №№8-2, 8-3, 8-4 от 14.05.2015, Арендатор выполнил мероприятия по естественному лесовосстановлению на площади 79,1 га, и акту аттестации законченных лесохозяйственных объектов от 30.11.2015, Арендатор выполнил мероприятия по естественному лесовосстановлению на площади 4,4 га.
Таким образом, ООО «Северо-Западный лесной терминал», в нарушение п.4.4.10 Договора аренды лесного участка, п.2.1, 2.2 Соглашения об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2015 году, не выполнило мероприятия по естественному лесовосстановления на лесном участке площадью 32400 га, расположенном на территории ГУ «Сысольское лесничество» (Копсинского и Чухлэмского участковых лесничеств) в объеме 416,5 га (26.09.2015 в объеме 116,5 га; 02.11.2015 в объеме 300 га). То есть, ООО «Северо-Западный лесной терминал» допущено использование лесов с нарушением условий Договора аренды № от 22.04.2008, выразившееся в невыполнении мероприятий по естественному лесовосстановлению в установленные Соглашением сроки и объемах.
Действия (бездействие) юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» квалифицированы по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и виновность ООО «Северо-Западный лесной терминал» в совершении административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных и исследованных доказательств, которые получены в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются допустимыми и достоверными, не содержат противоречий и объективно отражают обстоятельства административного правонарушения:
- Договором аренды лесного участка № от 22.04.2008, заключенным между Комитетом лесов Республики Коми (Арендодатель) и ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» (Арендатор), (срок аренды 17 лет, с 22.04.2008 по 16.08.2025). Представленный в аренду лесной участок площадью 32400 га, имеет местоположение: Республика Коми, Сысольский район, ГУ «Сысольское лесничество», участок №1: Чухлэмское участковое лесничество, квартала 7, 11-13, 16ч, 17ч, 18, 19, 25ч, 26, 27, 28, 28ч, 29-44, 45ч, 46-53ч, 54-64, 67, 68-70ч, 71-74ч, 75-84, 86, 88-96ч, 97-104, 111, 114, 124-132ч, 142-146ч, 156, 157, 158-162ч, 163, 164, 188, 189ч, 191, 192ч, 193ч, 194, 196-200, 226ч, 228ч, 232-236, 269-271, площадью 29770 га; участок №2 Копсинского участкового лесничества – квартала 9-14, 23-28, площадью 2630 га, с приложениями (л.д.51-63), дополнительным соглашением «О внесении изменений в договор аренды участка лесного фонда №2 от 22.04.2008 (л.д.64).
- Заключением №403 от 31.12.2013 Комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесного участка, переданного в аренду ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» для заготовки древесины на территории ГУ «Сысольское лесничество», согласно которому проект освоения лесного участка арендуемого ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» на территории ГУ «Сысольское лесничество» объему и содержанию соответствует требованиям нормативных правовых актов РФ и РК (л.д.68).
- Соглашением № от 30.03.2015 об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2015 году на арендуемом ООО «Сыктывдинский ЛПК» лесном участке, предоставленном согласно Договору аренды № от 22.04.2008, расположенном на территории ГУ «Сысолськое лесничество», заключенным между Комитетом лесов Республики Коми и ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат», в соответствии с которым Арендодатель устанавливает, а Арендатор обязуется выполнить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в 2015 году на арендованном участке - мероприятия по естественному лесовосстановлению, путем сохранения подроста, в объеме 500 га, предельный срок сдачи выполненных мероприятий: 200 га - до 25.09.2015; 300 га - до 01.11.2015 (л.д.10-12).
- Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Северо-Западный лесной терминал» (дата регистрации юридического лица (дата)) (л.д.65).
- Договором о передаче прав и обязанностей по Договору № аренды земельного участка лесного фонда с предприятием ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» от 22.04.2008, заключенным между ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» и ООО «Северо-Западный лесной терминал» 01.06.2015 года (л.д.41-42), дополнительным соглашением № к Договору от 19.06.2015 (л.д.43-44), зарегистрированным в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Комси 22.07.2015 года. Объектом аренды по Договору аренды является лесной участок, площадью 32400 га, расположенный по адресу: Республика Коми, Сысольский район, ГУ «Сысольское лесничество», участок №1: Чухлэмское участковое лесничество, квартала 7, 11-13, 16ч, 17ч, 18, 19, 25ч, 26, 27, 28, 28ч, 29-44, 45ч, 46-53ч, 54-64, 67, 68-70ч, 71-74ч, 75-84, 86, 88-96ч, 97-104, 111, 114, 124-132ч, 142-146ч, 156, 157, 158-162ч, 163, 164, 188, 189ч, 191, 192ч, 193ч, 194, 196-200, 226ч, 228ч, 232-236, 269-271; участок №2 Копсинского участкового лесничества – квартала 9-14, 23-28. Срок аренды с 22.04.2008 по 16.08.2025.
- Актами аттестации (приемки) законченных производством лесохозяйственных объектов Копсинского участкового лесничества №№8-3, №8-2 от 14.05.2015, согласно которым из представленных к аттестации (приемке) законченных производством лесохозяйственных объектов, выполненных ООО «Сыктывдинский ЛПК», объемы мероприятий по естественному лесовосстановлению путем сохранения подроста составляют 79,1 га (31,0 га и 36,1 га) (л.д.30, 30 об.).
- Извещением ГУ «Сысольское лесничество» № от 04.09.2016 о составлении 25.09.2015 актов осмотров мест рубок (заготовки древесины) в Копсинском участковом лесничестве в 2014 – 2015 годах (л.д.13).
- Письмом ООО «Северо-Западный лесной терминал» № от 25.09.2015, поступившим в ГУ «Сысольское лесничество» 29.09.2015 №, о направлении для согласования Проектов на естественное лесовосстановление путем сохранения подроста по Копсинскому участковому лесничеству (л.д.109).
- Заявкой ООО «Сыктывдинский ЛПК» № от 25.09.2015, поступившей в ГУ «Сысольское лесничество» 29.09.2015 №, о принятии выполненных мероприятий по естественному лесовосстановлению путем сохранения подроста в Копсинском участковом лесничестве в объеме 133,8 га (л.д.14).
- Заявкой ООО «Северо-Западный лесной терминал» № от 20.11.2015, поступившей в ГУ «Сысольское лесничество» 20.11.2015 №, о принятии выполненных мероприятий по естественному лесовосстановлению путем сохранения подроста по Чухлэмскому участковому лесничеству в объеме 421 га (л.д.15).
- Уведомлением ГУ «Сысольское лесничество» № от 23.11.2015 о приемке 26.11.2015 выполненных мероприятий в Чухлэмском участковом лесничестве (по заявке ООО «Северо-Западный лесной терминал» от 20.11.2015 №).
- Актом № от 26.11.2015 о непринятии ГУ «Сысольское лесничество» работ по естественному лесовосстановлению в Чухлэмском участковом лесничестве, в связи с не предоставлением ООО «Северо-Западный лесной терминал» Проектов естественного лесовосстановления (л.д.72).
- Актом аттестации (приемки) законченных производством лесохозяйственных объектов Копсинского участкового лесничества № от 30.11.2015, согласно которому из представленных к аттестации (приемке) законченных производством лесохозяйственных объектов, выполненных ООО «Северо-Западный лесной терминал», объем мероприятий по естественному лесовосстановлению путем сохранения подроста составляет 4,4 га (л.д.31).
- Письмом ООО «Северо-Западный лесной терминал» № от 16.12.2015, поступившим в ГУ «Сысольское лесничество» 16.12.2015 №, о направлении для согласования Проектов на естественное лесовосстановление путем сохранения подроста по Чухлэмскому участковому лесничеству (л.д.46).
- Заявкой ООО «Северо-Западный лесной терминал» № от 16.12.2015, поступившей в ГУ «Сысольское лесничество» 16.12.2015 №, о принятии выполненных мероприятий по естественному лесовосстановлению путем сохранения подроста по Чухлэмскому участковому лесничеству в объеме 330,4 га (л.д.16).
- Уведомлением ГУ «Сысольское лесничество» № от 17.12.2015 о приемке 23.12.2015 выполненных мероприятий в Чухлэмском участковом лесничестве (по заявке ООО «Северо-Западный лесной терминал» от 16.12.2015 №) (л.д.72 об.).
- Актом № от 23.12.2015 о непринятии ГУ «Сысольское лесничество» работ по естественному лесовосстановлению в Чухлэмском участковом лесничестве, в связи с неявкой представителя ООО «Северо-Западный лесной терминал» (л.д.73).
- Заявкой ООО «Северо-Западный лесной терминал» от 29.12.2015 о принятии выполненных мероприятий по естественному лесовосстановлению путем сохранения подроста по Чухлэмскому участковому лесничеству в объеме 467,2 га (л.д.74).
- Уведомлением ГУ «Сысольское лесничество» № от 11.01.2016 о приемке 13-15.01.2016 выполненных мероприятий в Чухлэмском участковом лесничестве (по заявке ООО «Северо-Западный лесной терминал» от 29.12.2015) (л.д.72 об.).
- Актом № от 13.01.2016 о непринятии ГУ «Сысольское лесничество» работ по естественному лесовосстановлению в Чухлэмском участковом лесничестве, в связи с тем, что отвод заявленных к приемке лесных участков в натуре не выполнен (л.д.77).
- Актом № от 13.01.2016 о непринятии ГУ «Сысольское лесничество» работ по естественному лесовосстановлению в Чухлэмском участковом лесничестве, в связи с тем, что, в том числе, отвод заявленных к приемке лесных участков в натуре не выполнен (л.д.77 об.).
- Актом № от 14.01.2016 о непринятии ГУ «Сысольское лесничество» работ по естественному лесовосстановлению в Чухлэмском участковом лесничестве, в связи с не предоставлением ООО «Северо-Западный лесной терминал» Проектов естественного лесовосстановления (л.д.76).
- Актом № от 15.01.2016 о непринятии ГУ «Сысольское лесничество» работ по естественному лесовосстановлению в Чухлэмском участковом лесничестве, в связи с тем, что отвод заявленных к приемке лесных участков в натуре не выполнен (л.д.78).
- Заявкой ООО «Северо-Западный лесной терминал» от 29.12.2015 о принятии выполненных мероприятий по естественному лесовосстановлению путем сохранения подроста по Чухлэмскому участковому лесничеству в объеме 467,2 га (л.д.73 об.).
- Уведомлением ГУ «Сысольское лесничество» № от 22.01.2016 о приемке 25-26.01.2016 выполненных мероприятий в Чухлэмском участковом лесничестве (по заявке ООО «Северо-Западный лесной терминал» от 29.12.2015) (л.д.78 об.).
- Актом № от 25.01.2016 о непринятии ГУ «Сысольское лесничество» работ по естественному лесовосстановлению в Чухлэмском участковом лесничестве, в связи с тем, что отвод заявленных к приемке лесных участков в натуре не выполнен (л.д.79).
- Актом № от 26.01.2016 о непринятии ГУ «Сысольское лесничество» работ по естественному лесовосстановлению в Чухлэмском участковом лесничестве, в связи с тем, что отвод заявленных к приемке лесных участков в натуре не выполнен (л.д.79 об.).
- Актом № от 26.01.2016 о непринятии ГУ «Сысольское лесничество» работ по естественному лесовосстановлению в Чухлэмском участковом лесничестве, в связи с не предоставлением ООО «Северо-Западный лесной терминал» Проектов естественного лесовосстановления (л.д.80).
- Актом № от 26.01.2016 о непринятии ГУ «Сысольское лесничество» работ по естественному лесовосстановлению в Чухлэмском участковом лесничестве, в связи с тем, что отвод заявленных к приемке лесных участков в натуре не выполнен (л.д.80 об.).
- Докладной от 09.03.2016 инженера по охране и защите леса М. руководителю ГУ «Сысольское лесничество» о неисполнении ООО «Северо-Западный лесной терминал» в 2015 году мероприятий по естественному лесовосстановлению в объеме 416,5 га (л.д.89).
- Ходатайством ООО «Северо-Западный лесной терминал» № от 03.03.2016, поступившим в ГУ «Сысольское лесничество» 04.03.2016 №, о переносе и включению невыполненных за 2015 год мероприятий по естественному лесовосстановлению путем сохранения подроста в объеме 416,5 га (л.д.17).
- Протоколом № об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, от 21.03.2016, составленном в силу п.8 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ надлежащим должностным лицом государственного учреждения, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), государственным лесным инспектором Республики Коми М., в отношении юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал», в присутствии представителя юридического лица, который соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ (л.д.47-48).
- Постановлением должностного лица начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего лесного инспектора Республики Коми О. № от 06.04.2016 о привлечении юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, которое соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, вынесено, в силу ст.23.24 КоАП РФ, надлежащим должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах его компетенции, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ (л.д.6-9).
- Объяснениями Кирушева Н.В. при рассмотрении дела об административном правонарушении от 06.94.2016 (л.д.29) и при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не отрицавшего, что ООО «Северо-Западный лесной терминал» не выполнило, в указанные в Соглашении от 30.03.2015 сроки и объеме, мероприятия по естественному лесовосстановлению, но по вине Арендодателя, который не осмотрел места рубок, не заключил с Новым Арендатором новое Соглашение по выполнению мероприятий по естественному лесовосстановлению.
- Показаниями свидетелей М. и Д. при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, согласно которым мероприятия по естественному лесовосстановлению не могут быть приняты в отсутствие согласованных Проектов на лесовосстановление. Тогда как данные Проекты были направлены Арендатором уже после установленных Соглашением от 30.03.2015 сроков для сдачи мероприятий по естественному лесовосстановлению, соответственно, срок до 25.09.2015 – Проекты направлены 25.09.2015, поступили 29.09.2015, срок 01.11.2015 – Проекты направлены 16.12.2015. Показания данных свидетелей логичны, последовательны, согласуются между собой и с материалами дела.
Доводы защитника юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» Кирушева Н.В., изложенные в жалобе, и приведенные при рассмотрении дела, о том, что Арендодатель обязан был заключить с ООО «Северо-Западный лесной терминал» Новое Соглашение об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на 2015 год, являются несостоятельными, поскольку не основаны на законе. При этом, в результате передачи прав и обязанностей по Договору аренды № от 22.04.2008, Новый Арендатор принял на себя все права и обязанности в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали у Первоначального Арендатора (п.4.2 Договора аренды). Соглашение об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов заключается ежегодно, и является неотъемлемой частью договора, во исполнение условий Договора аренды № от 22.04.2008, Соглашение на 2015 год было заключено с Прежним Арендатором 30.03.2015. Тогда как, в силу п.5 ст.22 Земельного кодекса Российской Федерации, при передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу, заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
Доводы Кирушева Н.В. о том, что юридическим лицом ООО «Северо-Западный лесной терминал» в ГУ «Сысольское лесничество» предпринимались все зависящие от него меры по выполнению в установленные Соглашением от 30.03.2015 сроки и объемах мероприятия по естественному лесовосстановлению: направлялись Проекты естественного лесовосстановления (для утверждения); заявки о принятии выполненных мероприятий по естественному лесовосстановлению; ходатайство (№ от 03.03.2016) о переносе мероприятий по естественному лесовосстановлению в объеме 416,5 га, при этом, выполненные Арендатором мероприятия по естественному лесовосстановлению, по мнению защитника, не приняты по вине Арендодателя, который несет солидарную ответственность, поэтому лесничество должно было перенести сроки приемки мероприятий по естественному лесовосстановлению, являются несостоятельными, поскольку противоречат материалам дела, по следующим основаниям.
Если в процессе выполнения работ Арендатор допустил отступление от условий Соглашения или мероприятия не соответствуют нормативам, то Арендатор обязан исправить все выявленные недостатки за свой счет в течение 20 дней с момента выявления недостатков, что предусмотрено п.5.4 Соглашения от 30.03.2015. Тогда как, возможность переноса указанных сроков не предусмотрена какими-либо нормативно-правовыми актами, регламентирующими процедуру лесовосстановления, в том числе, Правилами лесовосстановления, на которые ссылается защитник, кроме того, данное ходатайство подано только в марте 2016 года, тогда как, срок выполнения мероприятий, согласно Соглашению от 30.03.2015, истек 25.09.2015 (в объеме 200 га) и 01.11.2015 (в объеме 300 га).
Кроме того, согласно п.2.5 Соглашения от 30.03.2015, Арендатор не позднее 5 рабочих дней после исполнения мероприятий обязан направить в ГУ «Сысольское лесничество» письменное уведомление о готовности сдачи работ. В соответствии с п.3.3 Соглашения от 30.03.2015, мероприятие считается выполненным и сданным с даты подписания акта аттестации законченных лесохозяйственных работ. Подача заявок о принятии выполненных работ, не является, вопреки доводам защитника Кирушева Н.В., основанием считать данные мероприятия выполненными. В вышеуказанных актах аттестации (приемки) законченных производством лесохозяйственных объектов Чухлэмского участкового лесничества, в качестве причин, послуживших основаниями для не принятия лесохозяйственных работ, указаны - не предоставление Проектов естественного лесовосстановления, неявка представителя Арендатора, не выполнение Арендатором отвода заявленных к приемке лесных участков в натуре. Кроме того, заявки ООО «Северо-Западный лесной терминал» о принятии выполненных мероприятий по естественному лесовосстановлению направлены Арендодателю 29.09.2015, 20.11.2015, 16.12.2015, 29.12.2015, то есть, по истечении предельных сроков (25.09.2015, 01.11.2015) сдачи выполненных работ, предусмотренных Соглашением от 30.03.2015. Таким образом, в силу названных причин, а именно, нарушение Арендатором условий и сроков Соглашения от 30.03.2015, установлено, что выполненные Арендатором мероприятия по естественному лесовосстановлению, не приняты Арендодателем (в лице ГУ «Сысольское лесничество») по независящим от лесничества обстоятельствам.
Извещение от 04.09.2015, на которое ссылается защитник юридического лица Кирушев Н.В. в жалобе, не имеет отношение к рассматриваемому делу, так как относится к процедуре приемки делянки после производства рубки лесных насаждений в соответствии с Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 №337 «Об утверждении Правил заготовки древесины», а не к процедуре приемки выполненных мероприятий по естественному лесовосстановлению.
Приведенные защитником Кирушевым Н.В. доводы о том, что ООО «Северо-Западный лесной терминал» приобрело право пользования лесным участком только 22.07.2015, не исключают вины юридического лица в совершенном правонарушении, поскольку не освобождает его от обязанности по исполнению добровольно взятых на себя арендных обязательств. Кроме того, сведений о том, что ООО «Северо-Западный лесной терминал» обращалось с требованиями о расторжении либо об изменении Договора аренды, в связи с невозможностью исполнения его условий, не представлено.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Тогда как доказательств, подтверждающих принятие ООО «Северо-Западный лесной терминал» всех зависящих от него мер для соблюдения условий Договора аренды и Соглашения, не представлено.
Таким образом, бездействие юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильно квалифицировано должностным лицом по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.
Проведение административного расследования, согласно ч.1 ст.28.7 КоАП РФ, предусмотрено в случаях осуществления экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Оснований считать, что в данном случае проведение административного расследования являлось необходимым, не имеется. В связи с чем, доводы защитника юридического лица Кирушева Н.В. в этой части, во внимание не принимаются.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ должностным лицом, вопреки доводам защитника Кирушева Н.В., были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст.26.1 КоАП РФ установлены, вопреки доводам защитника об отсутствии таковых в действиях юридического лица: наличие события административного правонарушения, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
С учетом характера совершенного правонарушения, посягающего на отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, степени потенциальной опасности и конкретных обстоятельств дела, оснований считать противоправное деяние малозначительным, не имеется.
Остальные доводы жалобы защитника юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» Кирушева Н.В. существенного значения не имеют.
Административное наказание юридическому лицу назначено с учетом положений ст.ст.3.1, 4.1, 3.5 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, и является минимальным для юридических лиц.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении должностным лицом дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» не допущено. Вынесенное по делу должностным лицом постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения, предусмотренных п.п.2-5 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, не усматривается. В связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы защитника юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» Кирушева Н.В. не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего лесного инспектора Республики Коми О. от 06 апреля 2016 года о привлечении юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника юридического лица Кирушева Н.В. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми или непосредственно в вышестоящий суд.
Судья Н.В.Бондаренко
копия верна