Именем Российской Федерации
г.Тамбов 07 июня 2018 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Макаровой Е.В.,
при секретаре Перелыгиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Струкова С.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении в стаж периодов работы и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Струков С.Н. обратился в суд с иском Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении в стаж периодов работы и назначении пенсии, указав, что решением ответчика от 14.04.2017г. № 111279/17 ему отказано в назначении страховой пенсии из-за отсутствия требуемого страхового стажа 8 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента -11,4. Ответчик не включил в страховой стаж периоды его работы с 01.07.2001г. по 17.10.2002г. в качестве адвоката Второй Тамбовской областной Коллегии адвокатов, с 01.01.2004г. по 28.01.2008г. в качестве индивидуального предпринимателя ( адвоката), так как в данные периоды не уплачивались страховые взносы. С решением ответчика не согласен, поскольку он, являясь адвокатом и пенсионером МВД, был освобожден от уплаты таких взносов. Просил суд признать действия ответчика незаконными, обязать ответчика назначить пенсию по старости с 02.09.2017г.
В процессе рассмотрения дела истец, уточняя исковые требования, просил суд обязать ответчика включить в его страховой стаж периоды работы с 01.07.2001г. по 17.10.2002 г. в качестве адвоката Второй Тамбовской областной Коллегии адвокатов, с 01.01.2004г. по 28.01.2008 г. в качестве индивидуального предпринимателя (адвоката), назначить пенсию по старости с 02.09.2017г.
В судебном заседании истец Струков С.Н. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям и пояснил, что до 2003г. страховые взносы в Пенсионный фонд уплачивала Коллегия адвокатов, а когда он стал предпринимателем, сам платил страховые взносы до тех пор, пока не вышло Постановление Правительства РФ «Об освобождении военных пенсионеров от уплаты страховых взносов» от 2005г. Просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Рыбкина О.А. в суде с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в решении Пенсионного фонда от 14.04.2017г. №111279/17, и пояснила, что истцу не засчитан в страховой стаж период работы с 01.07.2001 г. по 17.10.2002г., так как не уплачивались страховые взносы Второй Тамбовской областной Коллегией адвокатов, а также период работы с 01.01.2004г. по 28.01.2008г. в качестве индивидуального предпринимателя (адвоката) в связи с неуплатой страховых взносов в Пенсионный фонд. Истцом представлено в материалы дела заявление Пенсионного фонда об отказе от исковых требований к Струкову о взыскании с него задолженности по страховым взносам за 2006г. Отказ от исковых требований был вызван тем, что Струков, являясь пенсионером МВД, в будущем не будет претендовать на трудовую пенсию. 03.04.2017г. истец обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Однако для получения данной пенсии в соответствии со ст.35 Федерального закона от 112.2013 № 400-ФЗ предусмотрено постепенное увеличение минимального страхового стажа требуемого для установления страховой пенсии по старости и величины ИПК. Так, для определения права на установление страховой пенсии по старости в 2017 году требовалось наличие не менее 8 лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 11,4, с последующим поэтапным увеличением. Истец же ссылается на выписку СЗИ-6, что у него более 9 лет страхового стажа, но из данной выписки СЗИ-6 видно, что величина ИПК истца составляет - 5,1, что значительно меньше необходимого ИПК в 2017г. - 11,4.
При обращении с заявлением о назначении пенсии истец представил трудовую книжку, в которой последняя запись от 30.11.2007г. о прекращении деятельности в качестве адвоката. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца последующих периодов осуществления трудовой деятельности после 2007г. в качестве индивидуального предпринимателя не имеется. Если истец и работал после 2008г., то сведений об этом в пенсионный фонд не представлено, в связи с чем, период после 2008г. пенсионным органом не оценивался. Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 30.09.1999 года. Согласно имеющимся данным о стаже страховой стаж истца составляет - 5 лет 1 месяц 25 дней, состоящий из 4 периодов, которые учтены истцу в его страховой стаж до 31.12.2003г. За остальные периоды отсутствуют сведения об уплате страховых взносов. В случае включения судом в страховой стаж истребуемых периодов, ИПК истца составит 3,841, тогда как для назначения пенсии необходим ИПК – 11,4, поэтому право на назначение пенсии у него не возникает.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.1013г. N400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно ч. 3 ст. 35 названного Закона с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30, соответственно, величина индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2017 году должна быть не ниже 11,4.
Действующим законодательством установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой в соответствии с Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании установлено, что истец Струков С.Н., являясь получателем пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.93 №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии на основании ст.8 Федерального закона от 28.12.1013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ответчик не включил в его страховой стаж периоды работы с 01.07.2001 г. по 17.10.2002г. в качестве адвоката Второй Тамбовской областной Коллегии адвокатов и с 01.01.2004 г.по 28.01.2008 г. в качестве индивидуального предпринимателя ( адвоката).
В судебном заседании истец указал, что он, являясь пенсионером МВД, в соответствии с действующим в спорный период законодательством, не имел обязанностей по уплате страховых взносов.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
В п.п.2 п.1 ст.5 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Аналогичная норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона N 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели, адвокаты уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу ст.16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями, адвокатами самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.05.2005 N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П, от 03.06.2004 N 11-П, от 23.12.2004 N 19-П и в настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", введенной Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем, обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей, адвокатов - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.
Следовательно, индивидуальные предприниматели, адвокаты, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе N 212-ФЗ.
Однако исходя из ч.3 ст.62 Закона N 212-ФЗ, по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу закона N 212-ФЗ, данный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, находилось вне правоотношений системы обязательного пенсионного страхования, поэтому на пенсионера Министерства внутренних дел Российской Федерации, каковым является Струков С.Н., до 01.01.2010г. не распространялся общий порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленный Законом №167.
В разъяснениях, данных в абз. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
До 01.01.2010г. категория пенсионеров МВД - адвокатов и предпринимателей, освобождалась от уплаты страховых взносов. Освобождение было обусловлено тем, что данные пенсионеры не имели права на получение трудовой пенсии.
В настоящее время «военные» пенсионеры имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР.
Поскольку истец до 01.10.2010г. не мог предвидеть изменение правового регулирования и наличие у него права на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренную Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд считает возможным обязать ответчика включить в страховой стаж истца период его работы с 01.07.2001 по 17.10.2002 в качестве адвоката Второй Тамбовской областной Коллегии адвокатов и с 01.01.2004 по 28.01.2008 в качестве индивидуального предпринимателя ( адвоката).
Однако суд не находит оснований для назначения истцу страховой пенсии с 02.05.2017 г., поскольку в случае зачета в страховой стаж вышеуказанных периодов деятельности истца, размер индивидуального пенсионного коэффициента истца не достигнет необходимого уровня - 11,4 на 2017 год, так как при определении индивидуального пенсионного коэффициента учитывается только сумма уплаченных страховых взносов, соответственно право на назначение страховой пенсии по старости у истца не возникнет.
Наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже установленного законом является одним из обязательных условий назначения страховой пенсии по старости.
Согласно п. 9 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:
ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,
где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;
ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента истца при включении спорных периодов в страховой стаж, по подсчетам стороны ответчика составит 3, 841, тогда как необходимо 11,4.
Указанное исключает возможность признания за истцом права на назначение страховой пенсии по старости с 02.05.2017г.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Струкова С.Н. удовлетворить частично.
Включить Струкову С.Н. в страховой стаж периоды работы с 01.07.2001 по 17.10.2002 в качестве адвоката Второй Тамбовской областной Коллегии адвокатов и с 01.01.2004 по 28.01.2008 в качестве индивидуального предпринимателя ( адвоката).
В удовлетворении требования о назначении Струкову С.Н. пенсии по старости с 02 мая 2017 года отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г.Тамбова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В.Макарова
Мотивированное решение изготовлено 14.06.2018г.
Судья Е.В.Макарова