Судья Лепетюх А.В. дело № 33-4669/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 марта 2015 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Зинкиной И.В.
судей Афанасьева О.В., Филиппова А.Е.
с участием прокурора Черновой Е.В.
при секретаре Абросимовой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону в интересах Кубанкина Н.Н. к Администрации г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 ноября 2014 г. Заслушав доклад судьи Афанасьева О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах Кубанкина Н.Н. с настоящим иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, 3-и лица Администрация Кировского района г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и градостроительства Ростовской области, МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону», МКУ «Отдел образования Кировского района г. Ростова-на-Дону», указав, что Кубанкин Н.Н. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону 08.08.2012 года за Кубанкиным Н.Н. признано право на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону от 30.11.2012 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Кубанкин Н.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, общей очереди, с включением в отдельные списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако до настоящего времени Кубанкин Н.Н. жилым помещением не обеспечен, в связи с чем прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону, ссылаясь на положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просил суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Кубанкина Н.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления на одиноко проживающего гражданина.
27 ноября 2014 года Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону постановил решение, которым обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Кубанкину Н.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Ростова-на-Дону подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение как незаконное, необоснованное, постановленное с неправильным применением норм материального права.
По мнению апеллянта, Администрацией г. Ростова-на-Дону не нарушались права сироты Кубанкина Н.Н., так как все действия Администрации г. Ростова-на-Дону строго регламентированы действующим законодательством, как федеральным, так и законодательством субъекта РФ - Ростовской области, которым закреплен механизм реализации Федерального закона. При вынесении обжалуемого решения, суду следовало руководствоваться не только ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», но и Областным законом от 22.06.2006 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Постановлением Правительства Ростовской области от 07.03.2013 года № 125 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области» от 25.06.2012 года № 359, которым определен порядок осуществления этих полномочий.
Указывает, что на момент вынесения решения суда Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилом фонде для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 01.01.2013 года изменен предусмотренный ФЗ от 6 октября 1999 года № 184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные функции относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
По мнению апеллянта, судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что обязанности органов местного самоуправления предоставить жилую площадь корреспондирует обязанность субъекта РФ компенсировать из областного бюджета расходы, возникающие при осуществлении им этой обязанности.
Полагает, что обязанность обеспечить жилым помещением Кубанкина Н.Н. возникнет у Администрации г. Ростова-на-Дону только после предварительного и равноценного финансового обеспечения государственного полномочия в отношении конкретного сироты.
Заявитель обращает внимание на то, что на момент обращения в суд прокурора с требованиями о защите нарушенных жилищных прав Кубанкина Н.Н., последний в г. Ростове-на-Дону не проживал и не был зарегистрирован в установленном законодательством порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, представителя Администрации г. Ростова-на-Дону, представителя Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 ноября 2014 года, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, за Кубанкиным Н.Н., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, согласно решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08.08.2012 года признано право на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону от 30.11.2012 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Кубанкин Н.Н. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, общей очереди, с включением в отдельные списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время Кубанкин Н.Н. постоянного жилья не имеет, никаких прав на жилое помещение не приобрел, жилое помещение в соответствии с действующим законодательством ему не предоставлено.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции РФ, ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом РО от 22.06.2006 года № 449-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» в ред. Постановления от 07.03.2013 года № 125, пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав Кубанкина Н.Н., законности заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с принятым судом решением, полагает его законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ c 1 января 2013 года утратили силу. Поскольку введенный Федеральным законом № 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона № 15-ФЗ), при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правильно применил к спорным правоотношениям новую редакцию ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ независимо от времени поступления иска и момента возникновения спорных правоотношений.
Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 года № 499-ЗС (ред. от 03.12.2012 года) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Доводы апеллянта об отсутствии централизованного финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Суждения апеллянта относительно того, что жилое помещение подлежит предоставлению за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, выделяемых на эти цели Правительством Ростовской области неверны по следующим основаниям.
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» (вместе с Положениями). Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области нормативно установлен, то решение суда не должно его подменять.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент обращения прокурора в суд с требованием о защите нарушенных прав Кубанкина Н.Н. последний не проживал и не был зарегистрирован в г. Ростове-на-Дону не исключает возможность предоставления ему жилого помещения в г. Ростове-на-Дону по месту постановки его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно. Оценка доказательствам по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи