дело №
УИД03RS0№-82
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
06 декабря 2022 года <адрес>
Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Самигуллиной Е.Р.,
при секретаре Рамазановой А.Р.,
с участием помощника прокурора Архангельского района РБ Горбачевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гильмановой ФИО8 к Попову ФИО9 о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Гильманова Г.Н. обратилась в суд с иском к Попову А.А. о взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что по уголовному делу по обвинению Попова А.А. в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 4 ст. 162, п. «з» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 325 УК РФ Гильманова Г.Н. признана потерпевшей. ДД.ММ.ГГГГ Попов А.А. в период времени с 12 час. 15 мин. находясь на территории Архангельского района совершил разбойное нападение на её отца Султанбекова Н.Б., в последующем убил его, после чего похитил принадлежащие ему паспорт, банки с медом, автомобиль Рено Логан. По настоящее время истец испытывает переживания, в связи гибелью отца Султанбекова Н.Б. Размер компенсации морального вреда оценивает в 2 000 000 руб. и просит их взыскать с ответчика Попова А.А.
Истец Гильманова Г.Н. исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Ответчик Попов А.А., участие которого обеспечено по видео конференц-связи, исковые требования не признал, суду пояснил, что нетрудоспособен, в связи с болезнью сахарный диабет, сердечная недостаточность, не имеет возможности оплатить такую сумму, имущества у него нет.
Помощник прокурора Горбачева Е.В. просил удовлетворить исковые требования с учетом разумности и справедливости.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав и оценив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (абз. 3 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.п. 25-30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" по общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 ГК РФ).
Причинитель вреда вправе добровольно предоставить потерпевшему компенсацию морального вреда как в денежной, так и в иной форме (например, в виде ухода за потерпевшим, в передаче какого-либо имущества (транспортного средства, бытовой техники и т.д.), в оказании какой-либо услуги, в выполнении самим причинителем вреда или за его счет работы, направленной на сглаживание (смягчение) физических и нравственных страданий потерпевшего).
Факт получения потерпевшим добровольно предоставленной причинителем вреда компенсации как в денежной, так и в иной форме, как и сделанное потерпевшим в рамках уголовного судопроизводства заявление о полной компенсации причиненного ему морального вреда, не исключает возможности взыскания компенсации морального вреда в порядке гражданского судопроизводства. Суд вправе взыскать компенсацию морального вреда в пользу потерпевшего, которому во внесудебном порядке была выплачена (предоставлена в неденежной форме) компенсация, если, исходя из обстоятельств дела, с учетом положений статей 151 и 1101 ГК РФ придет к выводу о том, что компенсация, полученная потерпевшим, не позволяет в полном объеме компенсировать причиненные ему физические или нравственные страдания.
Предоставление иной (неденежной) формы компенсации морального вреда может быть осуществлено также на стадии исполнения судебного акта о взыскании компенсации в денежной форме (статья 39, пункт 1 части 1 статьи 153.7 и статьи 153.8 - 153.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ, пункт 3 части 2 статьи 43 и часть 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.
Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.
Разрешая спор о компенсации морального вреда, суд в числе иных заслуживающих внимания обстоятельств может учесть тяжелое имущественное положение ответчика-гражданина, подтвержденное представленными в материалы дела доказательствами (например, отсутствие у ответчика заработка вследствие длительной нетрудоспособности или инвалидности, отсутствие у него возможности трудоустроиться, нахождение на его иждивении малолетних детей, детей-инвалидов, нетрудоспособных супруга (супруги) или родителя (родителей), уплата им алиментов на несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних детей либо на иных лиц, которых он обязан по закону содержать).
Тяжелое имущественное положение ответчика не может служить основанием для отказа во взыскании компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.
Судом установлено, что Попов А.А. осужден приговором Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по п. «в» ч. 4 ст. 162, п. «з» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 325 УК РФ и ему назначено наказание в виде 16 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы сроком 1 год 6 месяцев. В соответствии с ч. 1 ст. 53 УК РФ Попову А.А. после отбытия им наказания в виде лишения свободы установлены следующие ограничения свободы: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) с 23 часов до 06 часов, не выезжать за пределы территории муниципального образования, где осужденный будет проживать после отбытия лишения свободы, не изменять постоянное место жительство без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, и возложить обязанность являться в указанный орган два раза в месяц для регистрации. Приговор не обжалован и вступил в законную силу.
Преступление Поповым А.А. совершено ДД.ММ.ГГГГ на территории Архангельского района Республики Башкортостан при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ смерть Султанбекова Н.Б. наступила на месте происшествия от открытой черепно-мозговой травмы осложнившейся отеком и дислокацией головного мозга.
Суд пришел к выводу о доказанности вины Попова А.А. в совершении разбойного нападения на Султанбекова Н.Б. с применением предмета, используемого в качестве оружия, в крупном размере, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, сопряженного с разбоем убийства Султанбекова Н.Б., а также похищения его паспорта. Содеянное Поповым А.А. суд квалифицировал по п. «в» ч. 4 ст. 162, п. «з» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 325 УК РФ, поскольку он в целях завладения автомобилем Султанбекова Н.Б. напал на него и нанес ему множественные удары в область головы молотком, используемым в качестве оружия, причинив несовместимые с жизнью телесные повреждения, от которых тот скончался, после чего похитил автомашину, иное имущество и его паспорт, которыми распорядился по своему усмотрению.
По данному уголовному делу дочь Султанбекова Н.Б. Гильманова Г.Н. признана потерпевшей.
Таким образом, в результате неправомерных умышленных действий Попова А.А. наступила смерть Султанбекова Н.Б., истец испытала нравственные страдания, связанные со смертью ее близкого родственника, не могла, спать, есть, работать, находила в депрессии, обращалась к психиатру, терапевту кардиологу, что подтверждается записями в медицинской карте. С отцом у истца были хорошие отношения, вместе у них была пасека.
Исходя из требований вышеприведенных правовых норм, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что в результате противоправных действий ответчика Попова А.А. наступила смерть Султанбекова Н.Б., истец испытала нравственные страдания, связанные со смертью ее близкого родственника и поэтому суд возлагает на ответчика гражданско-правовую обязанность по денежной компенсации причиненного истцу морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца Гильмановой Г.Н., суд, оценивает характер перенесенных Гильмановой Г.Н. физических и нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Также судом учтено, что Попов А.А., является пенсионером, принес извинения только при рассмотрении настоящего дела, добровольно компенсировать моральный вред отказался, ссылаясь на состояние здоровья и отсутствие имущества.
Учитывая изложенное, а также характер и степень причиненных истцу нравственных страданий в связи с потерей отца, индивидуальные особенности истца, ее возраст, обстоятельства преступления совершенные ответчиком, поведение ответчика, которое свидетельствует о том, что после совершения преступления, повлекшее смерть отца потерпевшей и до настоящего времени в добровольном порядке меры к заглаживанию перед истцом морального вреда он не предпринимал, в связи с чем, истец была вынуждена обратиться в суд, руководствуется требованиями закона о разумности и справедливости, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда взыскиваемого в пользу Гильмановой Г.Н. с ответчика Попова А.А. 800 000 рублей, что соразмерно физическим и нравственным страданиям, а также обстоятельствам причинения вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Гильмановой ФИО10 к Попову ФИО11 о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Попова ФИО12 (паспорт №, выдан Архангельским РОВД РБ ДД.ММ.ГГГГ) в пользу Гильмановой ФИО13 (паспорт №, выдан ОУФМС России по РБ в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) компенсацию морального вреда в размере 800 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Е.Р. Самигуллина
Мотивированное решение суда составлено 12.12.2022