Дело № 5-200/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 октября 2021 года пос. Октябрьский
Судья Устьянского районного суда Архангельской области Рогачева А.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда, по адресу: п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 19 материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО «Фаркоп» - генерального директора Добрынского С.М., родившегося ...г. в ..., гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., женатого, иждивенцев не имеющего, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
установил:
генеральный директор ООО «Фаркоп» Добрынский С.М. совершил невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:
8 октября 2021 г. около 09 час. 10 мин. выявлено, что генеральный директор ООО «Фаркоп» Добрынский С.М. в нарушение подп. 1 п. 2.3.2 Указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 г. № 28-у (в редакции Указа Губернатора Архангельской области от 6 октября 2021 г. № 128-у) допустил нахождение и перевозку пассажиров в салоне общественного транспорта - автобуса ПАЗ г.р.з. ..., следующего по маршруту ... «Шангалы-Октябрьский» Устьянского района Архангельской области, при отсутствии у них гигиенических масок для защиты органов дыхания и нарушении требований к использованию гигиенических масок для защиты органов дыхания, предусмотренных п.п. 2.2.1, 2.3 и 2.3.3 данного Указа, чем не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Архангельской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Добрынский С.М. на судебном заседании факт совершения административного правонарушения не оспаривал, просил учесть характер и обстоятельства его совершенного, признать правонарушение малозначительным, либо применить наказание в виде предупреждения. В обоснование пояснил, что привлекается к административной ответственности впервые; при осуществлении перевозок пассажиров им, как генеральным директором ООО «Фаркоп», были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил поведения при введении режима повышенной готовности, неоднократно проводились и проводятся инструктажи водителей и кондукторов автобусов о необходимости соблюдения установленных ограничений, в том числе о том, что нельзя допускать в автобус граждан без гигиенических масок, в каждом автобусе имеется запас масок на случай отсутствия таковых у пассажиров, на входных дверях автобусов размещены объявления для пассажиров о необходимости при посадке в автобус находиться в маске, в автобусах имеется наглядная агитация о соблюдении требований по ношению масок. В связи с большим пассажиропотоком не всегда кондукторам удается контролировать соблюдение данного требования, некоторые пассажиры категорически отказываются надевать маски, приходиться останавливать движение и вызывать сотрудников полиции, на данные вызовы полиция своевременно не реагирует. В рассматриваемом случае по представленным документам было установлено два пассажира без масок, проезд пассажиров без масок был зафиксирован на свой мобильный телефон сотрудником полиции, ехавшим в данном автобусе в числе пассажиров, однако каких-либо мер к незамедлительному пресечению противоправных действий таких пассажиров данный сотрудник полиции не предпринял, допустив продолжение их противоправного поведения. Также пояснил, что в настоящее время он предпринял дополнительные меры к предотвращению возможности перевозки пассажиров автотранспортом ООО «Фаркоп» при отсутствии у них гигиенических масок для защиты органов дыхания и нарушении требований к использованию гигиенических масок для защиты органов дыхания, во избежание нарушения правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Архангельской области.
Заслушав Добрынского С.М., исследовав и оценив материалы дела, прихожу к выводу о наличии в действиях должностного лица - генерального директора ООО «Фаркоп» Добрынского С.М. состава административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В рамках полномочий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, предусмотренных п.п. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 г. № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно п/п «а», «б» п. 3 указанных Правил поведения, граждане обязаны в том числе соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п/п «м», «у», «ф» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вправе принимать решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 данного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 данного Федерального закона.
На территории Архангельской области на основании Указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 г. № 28-у «О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» (в редакции Указа Губернатора Архангельской области от 6 октября 2021 г. № 128-у), с 00:00 18 марта 2020 г. введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской области территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций до особого распоряжения.
Пунктом 2.2.1 Указа Губернатора Архангельской области № 28-у предписано гражданам, проживающим и (или) временно находящимся на территории Архангельской области, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей (на торговых объектах, объектах общественного питания, в местах проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных мероприятий), в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Согласно подп. 2 п. 2.3 данного Указа гражданам, проживающим и (или) временно находящимся на территории Архангельской области, также предписано обеспечить ношение гигиенических масок при нахождении в общественном транспорте при осуществлении перевозки железнодорожным, автомобильным, речным и другим видом транспорта, включая перевозку пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, по заказу, легковым такси, а также в зданиях и на территориях вокзалов (автовокзалов, железнодорожных вокзалов, аэропортов), станций, платформ, остановочных пунктов (остановок).
Подпунктом 1 пункта 2.3.3 Указа № 28-у (в редакции от 12 октября 2020 г. № 141-у) предусмотрено, что при использовании гигиенических масок для защиты органов дыхания граждане обязаны соблюдать условия использования изделия, указанные в инструкции (при наличии таковой), а также следующие требования: гигиеническая маска для защиты органов дыхания должна тщательно закрепляться, плотно прилегать к лицу с закрытием рта, носа, без оставления зазоров.
Исходя из содержания вышеприведенных норм Указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у, следует, что в период с 12 октября 2020 г. по настоящее время граждане, проживающие или временно находящиеся на территории Архангельской области, обязаны при нахождении в общественном транспорте носить средства индивидуальной защиты, в том числе гигиенические маски, которые должны тщательно закрепляться, плотно прилегать к лицу с закрытием рта, носа, без оставления зазоров.
Пунктом 2.3.2 Указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки, предписано, отказывать в обслуживании пассажирам (посетителям), в том числе не допускать в салон транспортного средства при отсутствии гигиенических масок для защиты органов дыхания и (или) при нарушении требований к использованию гигиенических масок для защиты органов дыхания, предусмотренных пунктами 2.2.1, 2.3 и 2.3.3 настоящего указа (подп. 1).
Граждане Российской Федерации, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 23 июня 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Факт совершения должностным лицом - генеральным директором ООО «Фаркоп» административного правонарушения, его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, в частности: протоколом об административном правонарушении ... от 20 октября 2021 г.; рапортом старшего УУП ОМВД России по Устьянскому району Пеньевского А.Н. от 8 октября 2021 г. по КУСП ..., объяснениями свидетелей ФИО2 от 8 октября 2021 г., ФИО1 от 19 октября 2021 г., иллюстрационной таблицей к материалу проверки по КУСП ... от 8 октября 2021 г., свидетельством о регистрации транспортного средства, путевым листом автобуса ..., Уставом ООО «Фаркоп», приказом от 26 сентября 2020 г. ..., должностной инструкцией Добрынского С.М., выпиской из ЕГРЮЛ, объяснениями самого Добрынского С.М., иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Добрынского С.М. правильно и в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Событие правонарушения и сведения о Добрынском С.М. как лице, его совершившем, изложены полно и в соответствии с фактическими обстоятельствами дела. Предусмотренные законом требования к процедуре составления протокола об административном правонарушении должностным лицом соблюдены.
Добрынский С.М. при ознакомлении с протоколом указал, что с вменяемым ему нарушением не согласен. Протокол составлен сотрудником полиции, на которого в силу положений ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» возложены обязанности по пресечению административных правонарушений и осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции. Оснований полагать, что протокол является недопустимым доказательством, не усматривается.
Как следует из рапорта старшего УУП ОМВД России по Устьянскому району Пеньевского А.Н., зарегистрированного по КУСП ... от 8 октября 2021 г., в ходе проверки соблюдения гражданами правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Архангельской области 8 октября 2021 г. около 09 час. 10 мин. в п. Октябрьский возле ... было выявлено, что ООО «Фаркоп» в нарушение подп. 1 п. 2.3.2 Указа Губернатора Архангельской области № 28-у осуществляло обслуживание (перевозку) пассажиров общественным транспортом - автобусом с г.р.з. ..., следующего по маршруту ... «Шангалы-Октябрьский» при отсутствии у пассажиров гигиенических масок для защиты органов дыхания и с нарушением требований к их использованию.
Указанный рапорт составлен сотрудником полиции, на которого в силу положений ст. 12 от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ возложены обязанности по пресечению административных правонарушений и осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции. Оснований полагать, что данный рапорт является недопустимым доказательством, не усматривается.
На иллюстрационной таблице к материалу проверки по КУСП ... от 8 октября 2021 г. изображены, в том числе граждане, находящиеся в салоне автобуса без гигиенических масок для защиты органов дыхания.
В ходе проверки по данному сообщению свидетель ФИО2 показала, что 8 октября 2021 г. около 08 час. 55 мин. на остановке общественного транспорта у ж/д вокзала ... осуществила посадку в автобус г.р.з. ..., следующего по маршруту ... «Шангалы-Октябрьский», находилась в гигиенической маске. При посадке в автобус некоторые граждане были без гигиенических масок, а некоторые с нарушением требований к их ношению (маски опущены на подбородок или одеты только на область рта). Некоторых пассажиров она сфотографировала, фотографии готова предоставить. При нахождении в автобусе, кондуктор никого не предупреждала о необходимости соблюдать масочный режим. При движении автобуса на ... напротив ... при виде сотрудников полиции кондуктор всех пассажиров голосом предупредила о необходимости срочно надеть гигиенические маски, после чего все надели маски.
Согласно объяснениям кондуктора ООО «Фаркоп» ФИО1, 8 октября 2021 г. она оказывала услуги по обилечиванию пассажиров в автобусе ПАЗ г.р.з. ..., следующего по маршруту ... «Шангалы-Октябрьский». Около 09 час. автобус прибыл в ... на остановку, граждане стали осуществлять посадку в автобус. При посадке она не обращала внимания на наличие гигиенических масок у пассажиров, т.к. было много пассажиров, ее главной задачей было всех обилетить. Пассажиров она не предупреждала, чтобы они надевали маски, в автобус таких пассажиров без масок они допускали. Предупредила она пассажиров, когда их остановили сотрудники полиции в .... Генеральный директор ООО «Фаркоп» Добрынский С.М. разъяснял, что она не должна допускать в автобус пассажиров без масок, но 8 октября 2021 г. из-за большого количества пассажиров она это выпустила из вида.
В своих письменных объяснениях Добрынский С.М. пояснил, что ООО «Фаркоп», генеральным директором которого он является, осуществляет деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования. Не оспаривая произошедшие 8 октября 2021 г. около 09 час. 10 мин. события, с правонарушением не согласился, указав, что ему хорошо известно о введении режима повышенной готовности, о недопустимости допускать в салон общественного транспорта и не перевозить пассажиров, не имеющих гигиенических масок для защиты органов дыхания. С этой целью им проводятся неоднократные инструктажи как с водителями, так и с кондукторами. В связи с большим потоком пассажиров и жестким графиком движения автобуса не всегда удается кондуктору и водителю проследить за пассажирами. В автобусах имеются маски для пассажиров, у которых с собой маски нет. Считает, что и 8 октября 2021 г. был допущен провоз пассажиров в автобусе без гигиенических масок для защиты органов дыхания из-за большого количества пассажиров.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Фаркоп» является действующим юридическим лицом. Сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства установлено, что ООО «Фаркоп» включено в реестр с ... г., как субъект малого предпринимательства (малое предприятие). Основной вид экономической деятельности по ОКВЭД 49.31.21 - Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении.
В соответствии с п. 2.2 устава ООО «Фаркоп» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: пригородные и междугородние автомобильные (автобусные) перевозки, подчиняющиеся расписанию.
Пунктом 2.3 устава предусмотрено, что все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор (п. 10.1 устава). Генеральный директор обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства, руководствоваться требованиями устава (п. 10.4 устава); издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; утверждает правила, процедуры и другие внутренние документы общества (п. 10.7 устава).
Согласно должностной инструкции генеральный директор ООО «Фаркоп» относится к категории руководителей, осуществляет в соответствии с действующим законодательством руководство текущей деятельностью по управлению имуществом и средствами предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений; организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений и производственных единиц, направляет их деятельность на повышение эффективности работы предприятия, увеличение прибыли, улучшение качества и конкурентоспособности оказываемых услуг; обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей. При этом генеральный директор несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
Добрынский С.М. является генеральным директором ООО «Фаркоп», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, приказом от 26 сентября 2020 г. № 71а-к.
Транспортное средство - ПАЗ 320412-04 с г.р.з. ... является автобусом, собственником которого является ООО «Фаркоп», что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства ... от ...г.г.
Согласно путевому листу ... автобус ПАЗ 320412-04 г.р.з. ... 8 октября 2021 г. в первую смену с 06 час. 40 мин. находился на маршруте «Шангалы-Октябрьский», водитель ФИО3, кондуктор ФИО1
Принимая во внимание установленные обстоятельства, прихожу к выводу, что автобус ПАЗ г.р.з. ..., следующий по маршруту ... «Шангалы-Октябрьский», является общественным транспортом.
Ответственным должностным лицом ООО «Фаркоп» по недопущению оказания услуг по перевозке пассажиров с нарушением установленных обязательных ограничений и требований является генеральный директор Добрынский С.М.
Представленные по делу доказательства согласуются между собой, получены уполномоченными должностными лицами, с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании совокупности изложенного установлено, что генеральный директор ООО «Фаркоп» Добрынский С.М. ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности, не осуществил надлежащий контроль за деятельностью подчиненных ему работников и допустил невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Архангельской области, а именно допустил нахождение и перевозку пассажиров в салоне общественного транспорта - автобуса ПАЗ г.р.з. ..., следующего по маршруту ... «Шангалы-Октябрьский» Устьянского района Архангельской области, при отсутствии у них гигиенических масок для защиты органов дыхания и нарушении требований к использованию гигиенических масок для защиты органов дыхания.
Действия Добрынского С.М. подлежат квалификации по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Доводы должностного лица Добрынского С.М. о том, что сотрудником полиции, ехавшим в указанном автобусе в числе пассажиров, не было принято мер к незамедлительному пресечению противоправных действий пассажиров, находившихся в автобусе без маски, являются несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не исключают наличие в его действиях (бездействии) состава вменяемого административного правонарушения.
Доводы должностного лица Добрынского С.М. о наличии в рассматриваемом деле оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ являются несостоятельными в силу следующего.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом характера совершенного административного правонарушения оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку допущенное правонарушение создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, что свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений.
При назначении административного наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитываю характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, влияющие на административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Добрынского С.М., в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ учитываю признание вины и совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Добрынского С.М., не установлено.
При назначении административного наказания полагаю необходимым учесть обстоятельства совершения правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, принятие мер к недопущению в дальнейшем нарушений введенных ограничений, а также тот факт, что привлекаемое лицо является работником субъекта малого предпринимательства.
Учитывая характер совершенного Добрынским С.М. административного правонарушения, его личность и имущественное положение, обстоятельства, влияющие на административную ответственность, в т.ч. наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, считаю возможным назначить генеральному директору ООО «Фаркоп» Добрынскому С.М. административное наказание в виде предупреждения, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
постановил:
признать должностное лицо - генерального директора ООО «Фаркоп» Добрынского С.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.М. Рогачева