Решение по делу № 2-2653/2017 от 14.06.2017

Дело № 2-2653/2017

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    13 декабря 2017 года             город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Кирничанском А.Ю., представителя истца – Барановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Дьяченко Г. П. о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок, об истребовании земельного участка из незаконного владения в государственную собственность, об исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,

у с т а н о в и л :

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с указанным исковым заявлением и просит признать недействительным государственный акт о праве собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>, ранее присвоенный кадастровый , признать отсутствующим право собственности ответчика на спорный земельный участок, истребовать его из незаконного владения в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.

Иск обосновывается тем, что ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской государственной администрацией принято распоряжение «О передаче в собственность гражданам – членам обслуживающего кооператива «Дачно – строительный кооператив <данные изъяты> земельных участков для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: <адрес>», на основании указанного распоряжения ответчику в собственность был передан спорный земельный участок и внесены сведения в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенных объектах недвижимости. Указанным распоряжением СГГА превысила свои полномочия, поскольку полномочия по распоряжению данной землей должны были осуществляться Севастопольским городским Советом. Кроме этого, незаконно было изменено целевое назначение спорного земельного участка. Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки требованиям земельного законодательства и воли государства в лице уполномоченного органа. Кроме того, распоряжение на основании которого ответчику в собственность передан спорный земельный участок в последующем было отменено распоряжением СГГА от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска по основаниям, в нем изложенным.

Поскольку ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом суд, с учётом отсутствия возражений представителя истца, руководствуясь положениями статьи 233 ГПК РФ, суд рассмотрел дело по правилам заочного производства.

Иные лица, принимающие участие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены в установленном процессуальным законом порядке, о причинах неявки суд не уведомили.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.

Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в собственность гражданам – членам обслуживающего кооператива «Дачно – строительный кооператив <данные изъяты> земельных участков для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: <адрес>» земельные участки общей площадью <данные изъяты>, переданы в собственность гражданам - членам указанного кооператива с отнесением этих земель к категории земель рекреационного назначения.

На основании означенного распоряжения ответчику в собственность передан земельный участок общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес> ранее присвоенный кадастровый , с целевым назначением для индивидуального дачного строительства.

Согласно пункту 1 части 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, вследствие чего применению к спорным правоотношениям подлежит действующее на момент их возникновения законодательство Украины.

Статьёй 116 Земельного кодекса Украины, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.

В соответствии со статьей 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, должны были подать ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает в собственность земельные участки государственной или коммунальной собственности.

В ходатайстве необходимо указать целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры с приложением графических материалов, в которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя.

На основании такого заявления заявителю дается согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Отвод земельного участка производится на основании разработанного, согласованного и утвержденного проекта землеустройства.

Решением исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «о границах районов города Севастополя» утверждены границы Балаклавского, Гагаринского и Нахимовского районов.

В соответствии с генеральным планом города Севастополя до 2025 года, утвержденного Решением Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок расположен на территории Балаклавского района города Севастополя.

Доказательств того, что административно-территориальные границы города Севастополя после 1977 года и до 2014 года претерпели изменения, и, в частности, Балаклавский район, суду не представлено.

Поскольку спорный земельный участок находится в пределах населенного пункта – города Севастополь, полномочия по распоряжению им до разграничения земель государственной и коммунальной собственности следовало осуществлять Севастопольскому городскому совету в силу пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины, то есть Севастопольская городская государственная администрация полномочиями по распоряжению спорным земельным участком не имела.

Частью 9 статьи 149 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изымать земельные участки государственной собственности, находящиеся в постоянном пользовании, многолетние насаждения для несельскохозяйственных нужд, леса свыше 1 гектара для несельскохозяйственных нужд, а также земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения имел право Кабинет Министров Украины.

Статьей 55 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что к землям лесохозяйственного назначения принадлежат земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, предоставленные в пользование для нужд лесного хозяйства.

Решением исполкома Севастопольского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка Севастопольскому лесхоззагу» и решением исполкома Севастопольского городского совета депутатов трудящихся -п от ДД.ММ.ГГГГ «об утверждении отчета о распределении земель по угодьям и землепользователям города Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» спорный земельный участок передан в постоянное пользование Севастопольскому лесхоззагу.

В соответствии с пунктом 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово – картографические материалы лесоустройства.

Учитывая вышеизложенное, спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, то есть распоряжением Севастопольской городской государственной администрации фактически изменено его целевое назначение, при этом решение об изъятии спорного земельного участка для нелесохозяйственных нужд соответствующими органами исполнительной власти не принималось.

Кроме того, решением Хозяйственного суда города Киева от ДД.ММ.ГГГГ Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным.

Следовательно, приобретение ответчиком права собственности на спорный земельный участок противоречит требованиям земельного законодательства, правовые основания возникновения у ответчика такого права отсутствуют.

Согласно ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 61 ЗК РФ и ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют способы защиты гражданских прав, которые обеспечивают восстановление нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений; перечень этих способов в силу абзаца четырнадцатого данной статьи, согласно которому защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, является открытым.

Таким образом, противоправное предоставление земельного участка в собственность иному лицу причиняет ущерб экономическим интересам субъекта федерации – города федерального значения Севастополя.

Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Вышеустановленные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешёл в собственность ответчика вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в связи с чем на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона -ЗС).

Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Закон -ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.

В соответствии со статьей 23 Закона -ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.

Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее – Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.

Следовательно, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту прав города Севастополя.

Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки воле собственника и нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

Исковые требования о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, следовательно, с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в доход местного бюджета города федерального значения Севастополя в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь уководствуясь ст.ст. 103, 144, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации

Решил:

Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить.

Истребовать из незаконного владения Дьяченко Г. П. земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес> ранее присвоенный кадастровый , в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.

В удовлетворении иных исковых требований отказать.

Взыскать с Дьяченко Г. П. в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.

    Ответчик вправе подать в Балаклавский районный суд города Севастополя заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.

    Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                И.А. Анашкина

Решение принято в окончательной форме «18» декабря 2017 года.

2-2653/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Дьяченко Г.П.
Другие
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприродонадзор)
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
14.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2017Передача материалов судье
15.06.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2017Предварительное судебное заседание
13.12.2017Судебное заседание
18.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2017Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
10.02.2018Копия заочного решения возвратилась невручённой
27.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее