Копия
Дело № 2а-244/2021
22RS0068-01-2020-005658-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2021 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего судьи: Быхуна Д.С.,
при секретаре Пушкаревой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению имущественных отношений .... о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений .... (далее – ....имущество) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 1500 кв.м по адресу: .... «б» (согласно схеме), для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование требований указала, что обратилась в ....имущество с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность вышеназванного земельного участка, в чем ей было отказано. Отказ в предоставлении земельного участка не основан на законе, поскольку приведенные в ответе обстоятельства, которые указаны в качестве препятствий в предоставлении земельного участка, не подтверждены объективными данными, расчетами, схемами и иными документами.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет по строительству, архитектуре и развитию .....
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО5 на удовлетворении административных исковых требований настаивала.
Представитель административного ответчика ....имущество – ФИО2 возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Административный истец ФИО1, представитель заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию .... в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление истцом подано ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок на обращение в суд за защитой нарушенного права не пропущен.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи .... от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории .... (пункт 3.3 статьи .... от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, административный истец относится к категории граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, что не оспаривается административным ответчиком.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление имущественных отношений .... с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 1500 кв.м, кадастровый квартал 22:63:050750, расположенного по адресу: .... «б» (согласно схеме), для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5, статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, .... от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков». Заявление зарегистрировано под номером 1694.
Решением Управления имущественных отношений .... от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с расположением участка в III поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения речного водозабора, сложным рельефом участка в виде сильного уклона, то есть невозможности образования земельного участка, поскольку территория, на которой возможно осуществить строительство объектов капитального строительства (с учетом соблюдения всех нормативов) отсутствует, со ссылкой на нарушение положений пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, ....имущество указало на невозможность размещения индивидуального жилого дома на земельном участке ввиду его сложного рельефа.
В целях выяснения вопроса о том, возможно ли расположение жилого дома на спорном земельном участке, по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Региональный центр экспертиз «ЭкспертКом».
Согласно заключению ООО «Региональный центр экспертиз «ЭкспертКом» от ДД.ММ.ГГГГ №-СТ-20 размещение жилого дома на испрашиваемом земельном участке с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, возможно. При этом необходимо будет снести произрастающие на участке березы от 2 до 10 штук.
Оценивая указанное заключение, суд находит его объективным, полным и обоснованным, с учетом соответствующей предмету исследования квалификации экспертов, проведенного всестороннего исследования. Оснований сомневаться в выводах экспертов, данных о наличии какой-либо заинтересованности с их стороны у суда не имеется.
Довод представителя административного ответчика ....имущество – ФИО2 о том, что ДД.ММ.ГГГГ осмотр земельного участка произведен экспертами без извещения административного ответчика, сам по себе о недопустимости заключения эксперта не свидетельствует. Кроме того, ....имущество было извещено о проведении осмотра ДД.ММ.ГГГГ, однако представитель на осмотр не явился.
Таким образом, изложенные в оспариваемом ответе выводы о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка не соответствуют действительности.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа – .... края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4), то есть в зоне, непосредственно предназначенной для возведения индивидуальных жилых домов.
Нахождение земельного участка в III поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения речного водозабора само по себе не является основанием для отказа в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка. Нормами подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в указанной зоне, не отнесены к землям, ограниченным или изъятым из оборота.
На основании изложенного, решение ....имущества об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, не может быть признано обоснованным и законным.
В целях восстановления прав административного истца суд полагает необходимым возложить на Управление имущественных отношений .... обязанность в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного суд удовлетворяет требования административного истца, признает незаконным решение Управления имущественных отношений .... от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 1500 кв.м по адресу: .... «б», и в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в собственность без проведения торгов, и возлагает на Управление имущественных отношений .... обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления имущественных отношений .... от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.
Обязать Управление имущественных отношений .... повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Д.С. Быхун
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна
Судья ___________________ Д.С. Быхун
Секретарь ___________________ ФИО4
Решение Определение не вступило в законную силу на ДД.ММ.ГГГГ года
Подлинник документа находится в Центральном районном суде .... в деле №а-244/2021