Решение по делу № 2а-782/2019 от 19.11.2018

Дело № 2а-782/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

В составе судьи Нагибиной Е.Л.

При секретаре Крутикове П.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 16 января 2019 года дело по административному иску Местной православной религиозной организации прихода Свято-Вознесенского храма г. Сыктывкара Республики Коми религиозной организации «Сыктывкарская Епархия Русской Православной церкви» (Московский патриархат») к Министерству культуры Российской Федерации, Управлению Республики Коми по охране объектов культурного наследия о признании приказа № 38131-р от 24.08.2016 года «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре», 1811-1822 г.г. (Республика Коми), расположенного по адресу ... в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,             

УСТАНОВИЛ:

     Местная православная религиозная организация прихода Свято-Вознесенского храма г. Сыктывкара Республики Коми религиозной организации «Сыктывкарская Епархия Русской Православной церкви» (Московский патриархат») (далее – организация) обратилась в суд с административным иском к Министерству культуры Российской Федерации, Управлению Республики Коми по охране объектов культурного наследия о признании приказа № 38131-р от 24.08.2016 года «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре», 1811-1822 г.г. (Республика Коми), расположенного по адресу ... в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,

В судебном заседании представители административного истца на удовлетворении заявленных требований настаивали. Было заявлено, что Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия указано ответчиком, так как основанием для внесения в Реестр сведений об объекте послужил изданный им приказ.

Представитель Министерства против удовлетворения иска возражал.

Представитель Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия также полагала, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Обосновывая заявленные требования по настоящему делу, организация указала, что Министерство культуры Российской Федерации (далее по тексту - Министерство), приказом № 38131-р от 24 августа 2016 г. «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре», 1811-1822 г.г. (Республика Коми) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - приказ № 38131-р) зарегистрировало объект культурного наследия регионального значения «Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре», 1811-1822 г.г. (далее - памятник), расположенного по адресу местонахождение): ... в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, присвоив ему регистрационный номер ... Основанием для принятия соответствующего решения на федеральном уровне явился приказ регионального Управления, который судом был признан незаконным, оспариваемый приказ Министерства культуры следует признать недействительным.

Возражая против иска, Министерство ссылалась на пропуск срока, установленного ст. 219 КАС РФ, поскольку оспариваемый приказ был принят в 2016 году, в то время как административный истец обратился в суд в 2018 году, с существенным пропуском срока на обращение в суд. Довод о возникновении обстоятельств, послуживших основанием для оспаривания Приказа № 38131-р, возникли только после решения суда о признании незаконным приказа № 27-ОД от 26.01.2016 года, является ошибочным, так как основанием для принятия Приказа № 38131-р послужило постановление Совета Министров Коми АССР от 30.03.1971 № 131 «О памятниках истории и культуры Коми АССР», а не приказ № 27-ОД. В этой связи довод административного истца о праве на обжалование приказа № 38131-р только после обжалования приказа № 27-ОД является несостоятельным. Реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра. Регистрация объекта культурного наследия в Реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия, (ст. 20 Закона № 73-ФЗ). Принимая во внимание то обстоятельство, что объект принят на государственную охрану еще в 1971 году, он в силу ст. 64 Закона № 73-ФЗ считается включенным в Реестр с последующей регистрацией. Таким образом, действия Минкультуры России по регистрации объекта культурного наследия, включенного в Реестр, носят технический характер и направлены на актуализацию данных о памятниках с учетом требований действующего законодательства. Приказ № 38131-р принят в соответствии с нормами действующего законодательства об охране объектов культурного наследия, подписан уполномоченным лицом. При этом, основанием для включения объекта в Реестр послужило постановление Совета Министров Коми АССР от 30.03.1971 № 131 ( которое не отменено и не оспорено), а не приказ Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от 26.01.2016 № 27-од.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

Конституция РФ закрепляет право каждого на доступ к культурным ценностям во взаимосвязи с обязанностью заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями. Данные конституционные положения корреспондируют с международно-правовыми положениями о том, что каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять, повреждение или исчезновение любых образцов культурной ценности представляет собой пагубное обеднение достояния всех народов мира (Декларация принципов международного культурного сотрудничества, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО 4 ноября 1966 г.; Конвенцию ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г.).

Уникальная ценность объектов культурного наследия для всего многонационального народа Российской Федерации заключается в сохранении и развитии культурно-национальной самобытности и историко-культурной среды обитания. Они являются источником информации о зарождении и развитии культуры. Государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Стремление к сохранению культурного наследия, сохранение связи с прошлым усиливает чувство стабильности и непрерывности, которые и составляют основу жизни любого здорового общества, его благополучие и процветание.

Основные принципы сохранения и защиты культурного наследия конкретизированы в Федеральном законе от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия (далее по тексту - Управление) приказом № 27-од от 26 января 2016 г. «Об особенностях, составляющих предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения: «Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре» (уточненное наименование «Церковь Вознесения Господня»), расположенного по адресу: ... отнесло указанный объект к культурным ценностям регионального значения.

Решением Сыктывкарского городского суда от 21.03.18 года указанный приказ был признан незаконным, суд установил, что вышеприведенный объект не обладает признаками объекта культурного наследия регионального значения, которые были определены в указанном приказе.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 20.08.18 года указанное решение оставлено без изменения, жалоба административного ответчика - без удовлетворения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) Минкультуры России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляем формирование реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр), а также осуществляем ведение Реестра.

Согласно п. 5.4.3 Положения о Минкультуры России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590. Минкультуры России осуществляет ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

При этом, в соответствии с п. 4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минкультуры России от 03.10.2011 № 954 (далее - Положение), основанием для регистрации Минкультуры России объектов культурного наследия в Реестре являются решения органов государственной власти о включении объектов культурного наследия в реестр (решения о принятии объекта культурного наследия на государственную охрану).

Постановлением Совета Министров РСФСР № 473 от 24.05.1966 года «О состоянии и мерах по улучшению охраны памятников истории и культуры в РСФСР» на возложена обязанность на Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы, Министерство культуры РСФСР усилить контроль за охраной памятников истории и культуры, привлекать к ответственности руководителей организаций и отдельных лиц, наносящих ущерб памятникам истории и культуры, состоящим под охраной государства; продолжить работу но учету памятников истории и культуры и выявлению новых памятников, подлежащих принятию под охрану.

Указанным же постановлением предоставлено право Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам по согласованию с Министерством культуры РСФСР включать дополнительно выявленные ценные памятники археологии, истории, архитектуры и искусства в список памятников, подлежащих охране как памятники местного значения, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327.

Объект «Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре». 1811-1822 гг., расположенный по адресу: ... (далее - Объект), принят на государственную охрану постановлением Совета Министров Коми АССР от 30.03.1971 № 131 «О памятниках истории и культуры Коми АССР».

Статьей 64 вышеуказанного Закона предписано - отнести памятники истории и культуры государственного значения, республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (часть1)

Отнести объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Отнести памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (часть 3).

Поскольку Церковь Вознесения Господня поставлена на государственную охрану Постановлением Совета Министров АССР от 30.03.71 года № 131, Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия определило статус объекта культурного наследия как региональный, так данный объект признается памятником истории и культуры местного значения по смыслу ст. 64 Закона.

При этом из текста Постановления Совета Министров АССР № 131 от 30.03.71 года не следует, что здание бывшей церкви на Кирульском кладбище поставлено на государственную охрану, как культурный объект местного значения, по смыслу Постановления Совета Министров РСФСР № 473 от 24.05.1966 года «О состоянии и мерах по улучшению охраны памятников истории и культуры в РСФСР», которым разрешено крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам по включать дополнительно выявленные ценные памятники археологии, истории, архитектуры и искусства в список памятников, подлежащих охране как памятники местного значения. Напротив, из текста постановления следует что под охрану взяты памятники истории и культуры Коми АССР, как автономной республики, в списке нет объектов, отмеченных, как объекты местного значения. (л.д. 149-152).

Постановлением Совета Министров Коми АССР от 17 августа 1990 г. № 176 создана историко-культурная заповедная территория «Старый Усть-Сысольск» в г. Сыктывкаре в состав которого входит здание «Церкви Вознесения Господня».

Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, утвержден, представленный Правительством Российской Федерации перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в состав которого входит Историко-культурная заповедная территория "Старый Усть- Сысольск" г. Сыктывкар.

Согласно выписке из реестра федерального имущества № 12/100 от 26.01.2010 г. «Церковь Вознесения Господня», адрес (местоположение) Россия, ... правообладатель - Российская Федерация. Документы - основания: Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 г. № 3020-1; Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения". Таким образом «Церковь Вознесения Господня» является объектом культурного наследия федерального значения.

Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия определен ст. ст. 22, Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" далее по тексту - Закон № 73-Ф3.

Согласно ч.1. ст. 22 Закона № 73-Ф3 решение об изменении категории историко- культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия федерального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определенным законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится указанный объект культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, содержащего вывод о соответствии такого объекта критериям отнесения объекта к объекту культурного наследия - регионального значения.

Статьей 3(1) Закона Республики Коми от 4 июня 2004 года N 30-P3 "О некоторых вопросах в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Республики Коми" (далее по тексту - Закон № ЗО-РЗ) были установлены полномочия регионального органа охраны объектов культурного наследия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, как орган охраны объектов, из текста которого следует, что Управление не обладает правом издания приказа в отношении объекта федерального значения об определении особенностей, составляющих предмет охраны объекта культурного наследия.

Указом от 20.02.95 года Президента РФ «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общеисторического) значения историко-культурная заповедная территория «...» была включена в указанный Перечень.

На указанной территории была расположена «...» и остается там до настоящего времени.

4.09.08 года между Министерством культуры РК и Приходом, Церковь вознесения Господня, как памятник, имеющий статус объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения был передан религиозному объединению в безвозмездное пользование.

Согласно выписке из реестра федерального имущества, Церковь вознесения господня внесена в реестр федерального имущества 10.10.08 года, на основании Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.91 года № 3020-1.

В паспорте памятника «Церковь вознесения Господня», утвержденного 12.03.06 года, указана категория охраны – федеральная.

Приказом № 27-ОД от 26.01.16 года начальника Управления Андреевой М.Л. были утверждены особенности, составляющие предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание бывшей церкви на Кирульском кладбище» в г. Сыктывкаре ( построено в 1811-1822 годах), на основании Закона № 73-ФЗ, Закона РК «О некоторых вопросах в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия», а также в соответствии с Положением об управлении.

При том, что заповедная территория «Старый Усть-Сысольск» была отнесена к объектам культуры федерального значения, на указанной территории ( в Указе президента РФ определены её границы), располагалась Церковь Вознесения Господня, постройки 1811-1820 годов.

Приказом № 38131-Р от 24.08.16 года Министерства культуры Российской Федерации здание бывшей церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре, было зарегистрировано, как объект регионального значения в едином государственном реестре объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации, уже после того, как Управлением был вынесен оспариваемый приказ и в соответствии с ним.

Довод административного ответчика о том, что регистрация представляет собой присвоение объекту регистрационного номера в реестре, и носит технический характер, спорный объект в силу ст. 64 Закона считается включенным в реестр с последующей регистрацией, суд полагает несостоятельным.

В соответствии с п.11 ст. 9 Закона, к полномочиям Федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе, принятие решений о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения или об отказе во включении объекта культурного наследия в указанный реестр, об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия в случаях и порядке, установленных пунктом 1 статьи 22 настоящего Федерального закона, об исключении объекта культурного наследия из указанного реестра, о перемещении объекта культурного наследия или о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета.

Положения указанной статьи наделяют федеральный исполнительный орган правом на принятие решений, касающихся объектов культурного наследия, регистрация соответствующих объектов не может носить формального характера.

Кроме того, из текста оспариваемого приказа № 38131-р от 24.08.2016 года, не следует, что он издан на основании Постановления Совета Министров АССР от 30.03.71 года № 131,

В тексте решения Сыктывкарского городского суда от 21.03.18 года прямо указано, что Управлением РК по охране объектов культурного наследия исполнялось указание об оценке объектов в сжатые сроки (из показаний в суде), поэтому довод административного ответчика о том, что решение было принято вне зависимости от изданного Управлением РК приказа, опровергается материалами дела.

Решение суда о признании незаконным приказа № 27-ОД от 26.01.2016 г. вступило в силу 20 августа 2018 г., соответственно, с указанного момента возникли обстоятельства, послужившие основанием для оспаривания приказа Министерства культуры № 38131-р от 24 августа 2016 г. в порядке ст. 219 КАС РФ, соответственно установленный трехмесячный срок административным истцом не пропущен.

Судебным решением и апелляционным определением установлено, что объект культурного наследия «Церковь вознесения господня» расположенный по адресу г. Сыктывкар, ул. Заводская, 21 имел статус культурного наследия федерального значения.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия), необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.

При этом, исходя из положений статей 226, а также 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.

С учетом изложенного, суд полагает, что оспариваемый приказ следует признать недействительным, как нарушающий права административного истца, лишающий объект федерального культурного значения надлежащей государственной защиты.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Приказ № 38131 –р от 26 августа 2016 года Министерства культуры Российской Федерации «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Здание бывшее церкви на Кирульском кладбище в г. Сыктывкаре» 1811-1822 гг, расположенного по адресу ... в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации признать недействительным.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья                             Нагибина Е.Л.

...

2а-782/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Местная православная религиозная организация прихода Свято-Вознесенского храма г. Сыктывкара РК религиозной организации "Сыктывкарская Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат)"
Ответчики
Министерство культуры РФ
Управление РК по охране объектов культурного наследия
Другие
Московский патриархат Русской православной церкви
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее