Дело № 2а-1718/2020
УИД 21RS0016-01-2020-002212-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Антоновой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Николаевой К.В.,
с участием представителя административного истца Иванова П.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Майоровой Маргариты Яковлевны к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков,
установил:
Административный истец Майорова М.Я. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и просит суд: признать незаконным решение администрации Чебоксарского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1402 кв.м., в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1402 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения индивидуального жилищного строительства; обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики утвердить схему расположения земельного участка и заключить с Майоровой М.Я. соглашение о перераспределении земель, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1402 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения индивидуального жилищного строительства.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1205 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером №, по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, с/пос Синьяльское, д. Малое Шахчурино, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением в администрацию об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером №, общей площади 1402 кв.м., для последующего заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с тем, что участок образуется путем перераспределения исходного земельного участка площадью 1205 кв.м. с кадастровым номером №, находящийся в собственности истца и земельного участка площадью 197 кв.м., относящийся к землям – государственная собственность на которые не разграничена. Согласно схеме расположения земельного участка и акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что имеется свободная площадь, большая по площади, чем испрашивается Майоровой М.Я. и которая также ею используется. Поскольку испрашиваемый участок расположен в зоне Ж-1, то имеется возможность образовать самостоятельный участок без нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ и данное обстоятельство является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Административный истец Майорова М.Я. ссылаясь на положения ст. ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ, считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку земельный участок площадью 197 кв. м по фактическому пользованию находится в пользовании истца, имеется скважина глубиной 22 м, пробуренная в 2010 году на личные средства истца, для личного потребления и для нужд по хозяйству. В результате перераспределения границы земельного участка административного истца будут исключены изломанности границ участка, площадь земельного участка, находящегося в собственности административного истца, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров площади.
Административный истец Майорова М.Я., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, доверяет представление своих интересов своему представителю Иванову П.В.
В судебном заседании представитель административного истца Иванов П.В. заявленные требования административного истца поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
В судебное заседание административный ответчик администрация Чебоксарского района Чувашской Республики извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечила, в представленном отзыве на административное исковое заявление возражала относительно удовлетворения требований Майоровой М.Я. и просила учесть, что Майорова М.Я. обратилась в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением об утверждении схемы перераспределения земельного участка, находящегося в собственности истца, площадью 1205 кв.м. из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и земель, собственность на которые не разграничена, площадью 197 кв.м. Согласно Правил землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района, земельный участок площадью 1205 кв.м. расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Данными Правилами регламентирован градостроительный регламент жилой зоны, которым установлены основные и условно разрешенные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно представленной истцом схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и сведениям публичной кадастровой карты, из земельного участка, смежного с участком, находящимся в собственности истца, возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку перераспределение земельного участка происходит за счет земель, находящихся в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, то согласно пп.9 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ данное обстоятельство является основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Заинтересованное лицо администрация Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направила, представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя администрации.
Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Филиал) в представленном суду отзыве просил о рассмотрении дела без участия представителя Филиала, также указано, что изначально в кадастре недвижимости был учтен земельный участок с кадастровым номером №. расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, Чебоксарский район, с/<адрес>, д. Малое Шахчурино, <адрес>, со следующими характеристиками: площадью 908 кв.м., категорией: «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства», датой постановки на государственный кадастровый учет - ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером № было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за Майоровой М.Я.
В последующем, на основании заявления Майоровой М.Я. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО3 по заказу Иванова П.В. в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на государственный кадастровый учет органом регистрации прав (Управлением Росреестра по Чувашской Республике) был поставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 1205 кв.м.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, Чебоксарский район, с/<адрес>, д.Малое Шахчурино, <адрес>, учтен со следующими характеристиками: площадью 1205 кв.м., категорией: «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства», датой постановки на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Местоположение границ указанного земельного участка определено, в ЕГРН имеются сведения о координатах характерных точек его границ.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за Майоровой Маргаритой Яковлевной на основании Соглашения № о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ; Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с государственной регистрацией права собственности на образованный земельный участок с кадастровым номером №, исходный земельный участок с кадастровым номером № ДД.ММ.ГГГГ снят с государственного кадастрового учета, а, соответственно, прекратил свое существование как объект недвижимого имущества.
На земельном участке с кадастровым номером № имеется здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д.Малое Шахчурино, <адрес>, учтенное в ЕГРН со следующими характеристиками: площадью - 150.9 кв.м., назначением здания: «жилое», наименованием: «жилой дом», количеством этажей - 2, материалом стен - кирпичные облегченные, годом завершения строительства (ввода в эксплуатацию) - 2008, датой постановки на государственный кадастровый учет - ДД.ММ.ГГГГ.
В ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных точек контура здания с кадастровым номером № на земельном участке.
Право собственности на вышеуказанное здание зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за Майоровой М.Я.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациигражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашения № о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу Майоровой М.Я. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1205 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Чувашская Республика –Чувашия, Чебоксарский район, с/пос Синьяльское, д. Малое Шахчурино, <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Местоположение границ указанного земельного участка определено, в ЕГРН имеются сведения о координатах характерных точек его границ.
С целью перераспределения принадлежащего административному истцу Майоровой М.Я. земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, и земельного участка, в отношении которого государственная собственность не разграничена, Майорова М.Я. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о перераспределении земельных участков и утверждения схемы расположения земельного участка кадастровым номером №, общей площадью 1402 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Чебоксарского района Чувашской Республики отказала заявителю Майоровой М.Я. в удовлетворении заявления по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок (в соответствии с п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации); в данном случае имеется возможность образовать самостоятельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административный истец Майорова М.Я. считает, что данный отказ нарушает ее право на получение дополнительного земельного участка путем перераспределения земель, поскольку испрашиваемый в требованиях земельный участок находится в ее фактическом пользовании, в 2010 году пробурена скважина глубиной 22 м, более того перераспределение необходимо для исключения изломанности границ участка и при этом, размер увеличившегося земельного участка не превышает установленные предельные максимальные площади.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного Кодекса Российской Федерации (ст. 39.2 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 10.1 Земельного Кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ).
Подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Как видно из материалов административного дела, площадь земельного участка, который путем перераспределения имеет намерение присоединить к своему участку административный истец, составляет 197 кв. м.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения, утвержденными решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения 29 декабря 2016 года № 19-02, территориальная зона Ж-1 – «Зоны застройки индивидуальными жилыми домами», в которой расположен испрашиваемый земельный участок, имеет градостроительный регламент с определением минимальных и максимальных размеров для формирования земельного участка.
Согласно указанному градостроительному регламенту к основным видам разрешенного использования, параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальной зоне Ж-1 отнесены: сельскохозяйственное использование, для индивидуального жилищного строительства с минимальной площадью для формирования земельного участка 300 кв. м, максимальная - 1500 кв. м, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) 0,10-0,50), блокированная жилая застройка (мин. 0,015), коммунальное обслуживание, социальное обслуживание (мин. 0,02), бытовое обслуживание (мин. 0,01), амбулаторно-поликлиническое обслуживание (мин. 0,01), объекты культурно-досуговой деятельности, общее пользование водными объектами, земельные участки (территории) общего пользования, ведение огородничества (0,020,15); к условно-разрешенным видам и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства отнесены: хранение автотранспорта (мин. 0,002), магазины (мин. 0,009), банковская и страховая деятельность (мин. 0,05), общественное питание (мин. 0,05), объекты дорожного сервиса (мин. 0,06), ремонт автомобилей (мин. 0,05), спорт (мин. 0,3), связь (мин. 0,02).
Таким образом, площадь земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и часть которого испрашивается к формированию путем перераспределения земельных участков, составляет 197 кв. м, что позволяет сформировать самостоятельный земельный участок для его использования под индивидуальное жилищное строительство либо иной вид разрешенного использования в территориальной зоне Ж-1, исходя из чего оспариваемое решение об отказе в перераспределении земельного участка принято в соответствии с законом и прав административного истца не нарушает.
При этом, стороной административного истца не оспорено, что из испрашиваемого земельного участка, возможно, образовать самостоятельный земельный участок в соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд отмечает, что представленные административным истцом Майоровой М.Я. правоподтверждающие документы на земельный участок иной площадью, в подтверждение фактического пользования, не имеют правового значения в рассматриваемом административном споре.
Таким образом, в данном случае имелись предусмотренные законом препятствия для перераспределения земельных участков.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований Майоровой М.Я. о признании решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участников незаконным.
Вследствие отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, у суда отсутствуют правовые основания для возложения на административного ответчика обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Майоровой Маргариты Яковлевны к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании отказа администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выраженного в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным и обязании администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики утвердить схему расположения земельного участка и заключить с Майоровой Маргаритой Яковлевной соглашение о перераспределении земель, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1402 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения индивидуального жилищного строительства, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Н.Ю. Антонова
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.