№2-141/2024
10RS0011-01-2023-005939-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2024 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,
с участием прокурора Александровой К.Л.,
при секретаре Костевой Д.А.,
с участием представителя истца Шамина Д.А., представителя ответчика Министерства обороны РФ – Кирпичниковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поминова Н.А. к ФКУ «Военный комиссариат РК», Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Призывной комиссии Петрозаводского городского округа, Призывной комиссии Республики Карелия о признании решения призывной комиссии о призыве на военную службу незаконным, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что Поминов Н.А. осенью 2022 года был призван на военную службу. Еще до первоначальной постановки на учет и вплоть до обследования призывной комиссией, находился на диспансерном наблюдении и лечении у врача кардиолога регулярно. Был поставлен диагноз - <данные изъяты>. Из учетной карты призывника Поминова Н.А. следует, что при первоначальной постановке на воинский учет, равно как и при призыве на военную службу не было диагностировано имеющееся заболевание сердца, он был признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (установлена категория годности к военной службе Б-3). Решением призывной комиссии г. Петрозаводска № 6 от 09 ноября 2022 года по пп. «А» «признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья», части 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О воинской обязанности и военной службе» истец был освобожден от призыва на военную службу. Однако решением призывной комиссии Республики Карелия № 57 от 24 ноября 2022 года Поминов Н.А. призван на военную службу. 01 декабря 2022 года истец убыл к месту прохождения военной службы. 05 декабря 2022 года во время прохождения военной службы по призыву, госпитализирован в филиал № 11 ФГКУ «442 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, где проходил лечение до 12 декабря 2022 года. 17 декабря 2022 года во время прохождения военной службы по призыву, госпитализирован в филиал № 11 ФГКУ «442 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации с диагнозом: левосторонняя пневмония. В дальнейшем Поминов Н.А. освидетельствован военно-врачебной комиссией терапевтического профиля ФГКУ «442 военный клинический госпиталь» Министерства Российской Федерации, по результатам которой признан не годным к военной службе, установлена категория «Д» - заключение от 03 марта 2023 года. Таким образом, призывная комиссия незаконно признала истца годным к военной службе и направила его в воинскую часть для принятия присяги и прохождения службы. Из-за незаконного призыва на службу, у Поминова Н.А. ухудшилось здоровье. Истец испытывал переживания, вызванные ограничениями и ощущением неполноценности на фоне своих сверстников. Истец испытывал нравственные и физические страдания, как во время службы, так и после, поскольку у него было желание исполнить свой конституционный долг. Кроме того, ему причинены нравственные страдания незаконными действиями Республиканской призывной комиссии, так он был ограничен в свободе передвижения территорией воинской части по месту службы, лишен возможности реализовать свои права на получение образования, осуществление иных занятий на усмотрение истца. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит признать решение призывной комиссии Республики Карелия № 57 от 24 ноября 2022 года о призыве на военную службу Поминова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным; взыскать в пользу Поминова Н.А. в качестве компенсации морального вреда, причиненного незаконным призывом на военную службу с ответчиков солидарно денежные средства в размере 500000 рублей; взыскать в пользу Поминова Н.А. судебные расходы в размере 50300 рублей.
Определениями судьи к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования, привлечены ФГКУ «442 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, Лутохина Е.В., Администрация Главы Республики Карелия.
Истец Поминов Н.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель Шамин Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам иска.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ Кирпичникова М.А., в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление и дополнениях к ним.
Ответчики ФКУ «Военный комиссариат РК», Министерство финансов Российской Федерации, Призывная комиссия Петрозаводского городского округа, Призывная комиссия Республики Карелия в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетеля и судебного эксперта, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования, подлежащими частичному удовлетворению с учетом требований разумности и справедливости, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2).
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (преамбула Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28 марта 1998 г. призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на воинском учете. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Положениями ст. 25 Закона о воинской обязанности и военной службе предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и 01 октября по 31 декабря.
От призыва на военную службу освобождаются признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (ст.23 п.1, пп. «а» Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно п.13 Постановлению Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» при первоначальной постановке на воинский учет граждан в год достижения ими 17 лет организация освидетельствования возлагается на комиссию по постановке граждан на воинский учет.
Как следует из п.14 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования.
Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. При этом врач-психиатр проводит повторное освидетельствование граждан, у которых по результатам соответствующих психологических (психофизиологических) исследований, выполненных при проведении профессионального психологического отбора, выявлена склонность к девиантному поведению (п. 15 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»).
Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 г № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» о результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1 статьи 28 Федерального закона).
Исходя из данных законоположений, призывная комиссия при принятии решения обязана учитывать результаты медицинского освидетельствования гражданина, которые в свою очередь должны основываться на состоянии здоровья гражданина подлежащего призыву на военную службу.
Пунктом 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», содержит расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе, которое, согласно п. 9 раздела II включает в себя ст.42 Другие болезни сердца болезни (в том числе врожденные):
К пункту "а" относятся следующие заболевания сердца, сопровождающиеся сердечной недостаточностью, независимо от функционального класса, кроме того, независимо от наличия или отсутствия сердечной недостаточности: ревматизм и ревматическая болезнь сердца (ревматический перикардит, миокардит, ревматические пороки клапанов сердца); врожденные и (или) приобретенные пороки или аномалии сердца (за исключением указанных в пункте "г" настоящей статьи); клапанные стенозы; аневризма сердца; кардиомиопатии, в том числе некомпактный миокард левого желудочка; последствия оперативных вмешательств на клапанном аппарате сердца, имплантации электрокардиостимулятора или антиаритмического устройства; пролапс створок митрального и (или) других клапанов сердца с регургитацией второй и более степени; нарушения сердечного ритма и проводимости, ассоциированные с указанными в абзацах втором - восьмом настоящих пояснений заболеваниями сердца; идиопатические (не ассоциированные с заболеваниями сердца, "доброкачественные") аллоритмированные, парные стресс-индуцированные и (или) возникшие в период восстановления после нагрузки желудочковые экстрасистолы;идиопатические (не ассоциированные с заболеваниями сердца, "доброкачественные") желудочковые, суправентрикулярные экстрасистолы, регистрируемые на электрокардиографии, с убедительными доказательными признаками (изменение полярности и формы зубца P, наличие интервала сцепления, компенсаторной паузы, исключение вариантов синусовой аритмии и синусового ритма с миграцией начальной точки активации предсердий), количеством за сутки более 2 процентов общего числа циклов за сутки, а также при неудовлетворительных результатах лечения; устойчивые и (или) рецидивирующие и (или) воспроизводимые при электрофизиологических исследованиях параксизмальные желудочковые или суправентрикулярные тахикардии, фибрилляция и (или) трепетание предсердий, в том числе при рецидивировании указанных нарушений ритма после радиочастотной абляции и (или) криоабляции; фибрилляция и (или) трепетание желудочков; синоаурикулярная блокада II степени, атриовентрикулярная блокада II - III степени, сочетание атриовентрикулярной блокады и полной блокады одной из ножек пучка Гиса; синдром слабости синусового узла, аритмогенная дисплазия правого желудочка, синдром Бругада, синдром удлиненного интервала QT (корригированный интервал QT более 480 мс при синусовой нормосистолии), синдром укороченного интервала QT, диагностируемого при наличии уменьшения продолжительности корригированного интервала QT 340 мс и менее; наличие дополнительных путей проведения - синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта (WPW), Клерка-Леви-Кристеско (CLC) или Лауна-Ганонга-Левина (LGL), феномен Вольфа-Паркинсона-Уайта (WPW), Клерка-Леви-Кристеско (CLC) или Лауна-Ганонга-Левина (LGL), в том числе интермитирирующий, скрытый или латентный при наличии самостоятельно возникающих (спонтанных) или воспроизводимых при электрофизиологических исследованиях пароксизмальных нарушениях ритма сердца, хронотропная недостаточность.
К пункту "б" относятся следующие заболевания сердца, не сопровождающиеся сердечной недостаточностью: единичный эпизод пароксизмальной неустойчивой желудочковой или суправентрикулярной тахикардии, фибрилляции и (или) трепетания предсердий, не воспроизводимый при электрофизиологическом исследовании; идиопатические (не ассоциированные с заболеваниями сердца, "доброкачественные") желудочковые, суправентрикулярные экстрасистолы количеством от 1 до 2 процентов общего числа циклов за сутки с редкими эпизодами аллоритмии и парных суправентрикулярных экстрасистол при хорошей переносимости специальных и нагрузочных проб; успешная радиочастотная абляция и (или) криоабляция дополнительных путей проведения, желудочковой экстрасистолии (включая парасистолии), суправентрикулярной экстрасистолии, пароксизмальной суправентрикулярной тахиаритмии, фибрилляции и (или) трепетания предсердий при отсутствии рецидивирования нарушений сердечного ритма; полная блокада левой ножки пучка Гиса. Освидетельствование специалистов авиационного персонала после успешной радиочастотной абляции дополнительных путей проведения, пароксизмальных суправентрикулярных тахиаритмий, фибрилляции и (или) трепетания предсердий, желудочковой и суправентрикулярной экстрасистолии возможно не ранее чем через 4 месяца после операции при отсутствии возобновления нарушений сердечного ритма, в том числе методом эндокардиального или чреспищеводного электрофизиологического исследования.
К пункту "в" относятся следующие заболевания сердца, не сопровождающиеся сердечной недостаточностью: полная блокада правой ножки пучка Гиса; синоаурикулярная блокада I степени; атрио-вентрикулярная блокада I степени; идиопатические (не ассоциированные с заболеваниями сердца, "доброкачественные") желудочковые суправентрикулярные экстрасистолы количеством от 0,5 до 1 процента общего числа циклов за сутки с редкими эпизодами аллоритмии и единичными эпизодами парных суправентрикулярных экстрасистол при хорошей переносимости специальных и нагрузочных проб; феномен Вольфа-Паркинсона-Уайта (WPW), Клерка-Леви-Кристеско (CLC) или Лауна-Ганонга-Левина (LGL) при отсутствии воспроизводимых при электрофизиологических исследованиях нарушениях ритма сердца.
К пункту "г" относятся следующие заболевания сердца, не сопровождающиеся сердечной недостаточностью: малые аномалии развития сердца (открытое овальное окно, двухстворчатый аортальный клапан с аортальной регургитацией I степени, миокардиальные клефты); начальные явления возрастных склеро-дегенеративных изменений створок с нормальной функцией, без аортальной регургитации или с признаками минимальной ее выраженности (не выше 1 степени), без других патологических изменений в сердце и хорошей переносимости специальных нагрузочных проб; очаговый кардиосклероз после перенесенного неревматического миокардита, закрытой травмы сердца (ушиба), не сопровождающийся сердечной недостаточностью и (или) нарушениями ритма и проводимости, указанными в пункте "а", "б" или "в" настоящей статьи; идиопатические (не ассоциированные с заболеваниями сердца, "доброкачественные") желудочковые, суправентрикулярные экстрасистолы количеством не более 0,5 процента общего числа циклов за сутки с единичными эпизодами аллоритмии и единичными парными суправентрикулярными экстрасистолами при хорошей переносимости специальных и нагрузочных проб.
Лицам, освидетельствуемым по графам I, II расписания болезней, с изолированными приобретенными пороками сердца (кроме указанных в пункте "а") заключение выносится по пункту "б" или "в" в зависимости от наличия сердечной недостаточности.
Лицам, освидетельствуемым по графе III расписания болезней, с изолированными аортальными пороками сердца (кроме указанных в пункте "а") заключение выносится по пункту "в".
Согласно п. 1 ст. 26 Закона о воинской обязанности и военной службе, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Исходя из положений п.1 ст. 5 Закона о воинской обязанности и военной службе, военные комиссариаты осуществляют проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет и призыве на военную службу.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2022 года №691 «О призыве в ноябре-декабре 2022 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву», осуществлялся осенний призыв на военную службу с 1 ноября по 31 декабря 2022 года граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу.
Судом установлено, что решением призывной комиссии г.Петрозаводска №6 от 09.11.2022 по подпункту «а» части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Поминов Н.А. освобожден от призыва на военную службу (ограниченно годен к военной службе «В», статья 42-в, 59-в,13-д,66-д). Диагноз: <данные изъяты>.
Решением призывной комиссии Республики Карелия №57 от 24 ноября 2022 года Поминов Н.А. призван на военную службу (статья 47-б, 59-в,13-д,66-д).
28.11.2022 истцу была вручена повестка на отправку в войска.
Приказом военного комиссара РК №325 от 30.11.2022 истцу присвоено воинское звание «рядовой», определено предназначение в войсковую часть 29760.
01.12.2022 истец убыл к месту прохождения военной службы в войсковую часть 29760.
Во время прохождения военной службы по призыву Поминов Н.А. проходил стационарное лечение в филиале №11 ФГКУ «442 ВКГ» Министерства обороны РФ в период с 05.12.2022 по 12.12.2022 (острое респираторное заболевание), в период с 17.12.2022 по 17.01.2023 (острый бронхит).
После перенесенных заболеваний истец отметил появление выраженной общей слабости, повышенной утомляемости, снижения работоспособности.
При стационарном лечении в филиале №11 ФГКУ «442 ВКГ» Министерства обороны РФ с 17.01.2023 по 30.01.2023 установлен диагноз «Нейроцеркуляторная астения кардиального типа». Направлен на медицинское освидетельствование в ФГКУ «442 ВКГ» Министерства обороны РФ.
Согласно заключения военно-врачебной комиссии №141/470 признан не годным к военной службе «Д» на основании статьи 42 пункта «а» графы II Расписания болезней и Требований к состоянию здоровья отдельных категорий граждан.
В соответствии со свидетельством о болезни №141/470 установлен диагноз <данные изъяты>.
В ходе рассмотрения дела назначена судебно-медицинская экспертиза, проведение которой поручено ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы».
Согласно выводам заключения эксперта №140 у Поминова Н.А. при изучении всех медицинских документов на период 09.11.2022 и 24.11.2022 имело место следующее кардиологическое заболевание: <данные изъяты>. После призыва на военную службу (выполнение служебных обязанностей может предполагать увеличение объема и характера физической и эмоциональной нагрузки) у Поминова Н.А. теоретически не исключается ухудшение течения имевшегося заболевания сердца (соединительно-тканная дисплазия сердца) на фоне вегето-сосудистой дистонии, что могло приводить к ухудшению его течения с жалобами, указанными в представленных медицинский картах ФГКУ «442 ВКГ» в виде сердцебиения, повышенной утомляемости, слабости, одышки. Объективным подтверждением ухудшения течения кардиологического заболевания являются усугубление нарушения ритма сердца и проводимости сердца и частично сохранившиеся усугубления даже после проведенной антиаритмической терапии. Такое усугубление кардиологического заболевания могло быть обусловлено выполнением служебных обязанностей с предполагаемым увеличением объема и характера физической и эмоциональной нагрузки.
Допрошенная в судебном заседании эксперт Шевченко Н.А., входившая в состав экспертной комиссии, подтвердила в полном объеме сделанные выводы.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО пояснила, что еще до первоначальной постановки на учет и вплоть до обследования призывной комиссией, Поминов Н.А. находился на диспансерном наблюдении и лечении у врача кардиолога регулярно. Был поставлен диагноз - <данные изъяты>
Как следует из медицинской карты амбулаторного пациента Поминова Н.А. (велась с 16.05.2002 по 10.10.2019) до первоначальной постановки на воинский учет и вплоть до обследования призывной комиссией, включая медицинский осмотр при первоначальной постановке на воинский учет, истец находился на диспансерном наблюдении и лечении у врача кардиолога регулярно вплоть до его призыва на военную службу.
В соответствии с пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, в ходе освидетельствования, на основании решения призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, гражданин может быть направлен в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Таким образом, в целях объективного установления диагноза заболевания, призывная комиссия имела возможность направить Поминова Н.А. в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Указанные обстоятельства свидетельствует, что призывной комиссией не было в полной мере учтено состояние здоровья истца, также нельзя сделать вывод, что оспариваемое решение основано на полном комплексе диагностических мероприятий и исследований с учетом имеющихся заболеваний Поминова Н.А.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в числе которых представленные медицинские документы в отношении Поминова Н.А., учетная карта призывника, в которых отражены сведения о наличии у него указанного выше заболевания, заключение судебно-медицинской экспертизы, показания эксперта, суд полагает установленным, что на момент призыва Поминова Н.А. на военную службу у него имелось заболевание: «Соединительно-тканная дисплазия сердца»: ложная хорда левого желудочка сердца, пролапс трикуспидального клапана 1 ст. с регургитацией 1 ст. Осложнение: нарушение ритма сердца в виде одиночной желудочковой и частой одиночной, парной по типу тригемении наджелудочковой экстрасистолии, пароксизмальной блокады правой ножки пучка Гиса, блокады левой ножки пучка Гиса, транзиторной синоатриальной блокады 2 ст., без сердечной недостаточности.
Таким образом, у должностных лиц военного комиссариата (призывной комиссии) имелась реальная возможность своевременно выявить наличие у Поминова Н.А. вышеуказанного заболевания, определить соответствующую категорию годности к военной службе и принять решение в соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ РФ от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», однако, призывной комиссией не были надлежаще выполнены обязанности, возложенные на нее положениями действующего законодательства, установленная Поминову Н.А. категория годности к военной службе не соответствовала имевшемуся у него заболеванию, что повлекло принятие незаконного решения призывной комиссии, оформленного протоколом №57 от 24.11.2022 о его призыве на военную службу, которое подлежит отмене.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 указанного Кодекса в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 1 статьи 125 названного Кодекса от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3).
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», утверждено положение о Министерстве обороны Российской Федерации.
В силу пп. 31 п. 9, п.10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации - Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренного на реализацию возложенных на него полномочий.
Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Организует совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работу по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, их призыву и приему на военную службу, переподготовке граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Одной из задач военных комиссариатов является организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе.
Призыв на военную службу является одной из форм осуществления воинской обязанности гражданами Российской Федерации.
Все расходы, понесенные организациями и гражданами в связи с решением вопросов о призыве, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, суд считает вывод представителя ответчика Министерства обороны РФ об отсутствии правовых оснований для возложения ответственности по компенсации морального вреда на Министерство обороны Российской Федерации, как на главного распорядителя бюджетных средств ввиду необоснованного призыва Поминова Н.А. на военную службу и последующего ее прохождения несоответствующим закону.
Поскольку в судебном заседании установлено, что моральный вред истцу причинен в результате незаконных действий государственного органа, на который возложена обязанность по призыву граждан на военную службу, то с учетом положений вышеуказанных норм материального права, надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны Российской Федерации, а подлежащая выплате Поминову Н.А. денежная сумма компенсации морального вреда подлежит взысканию с Министерства обороны РФ за счет средств казны Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса РФ.
В силу ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ если гражданину причин моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Разрешая спор о компенсации морального вреда, суд, руководствуясь положениями статей 151, 1064, 1084, 1101 Гражданского кодекса РФ, учитывая, что обстоятельства незаконного призыва истца подтверждаются материалами дела, поскольку действительно были нарушены права истца, в том числе право на охрану его здоровья, учитывая принцип справедливого и разумного вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания, степень нравственных страданий Поминова Н.А., исходя из фактического короткого срока военной службы, в период которой был ограничен в свободе передвижения территорией воинской части по месту службы и военного госпиталя, лишен возможности реализовать свои права на труд, осуществление иных занятий на усмотрение истца. Более того, незаконный призыв повлек прохождение военной службы лицом, освобожденным от данной обязанности по состоянию здоровья. Поминов Н.А. испытывал нравственные и физические страдания, как во время службы, так и после нее, был вынужден проходить лечение, с учетом доводов, приведенных истцом в обоснование исковых требований о причинении морального вреда, суд считает возможным взыскать с ответчика Министерства обороны РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100000 руб. Правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере не имеется, в этой связи, в удовлетворении исковых требований в остальной части и к остальным ответчикам надлежит отказать.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Что касается требований истца о возмещении расходов на оплату услуг представителя, исходя из требований разумности, с учетом сложности дела, объема и качества оказанной правовой помощи (консультации, подготовка искового заявления, участие в судебных заседаниях), суд в соответствии со ст. 100 ГПК РФ полагает возможным взыскать с ответчика Министерства обороны РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 35000 руб.
При подаче искового заявления истец оплатил государственную пошлину в сумме 300 руб., поэтому суд считает, что в силу части 1 стю.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по ее уплате.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Поминова Н.А. (паспорт №) удовлетворить частично.
Признать решение призывной комиссии, оформленное протоколом №57 от 24.11.2022 о призыве на военную службу Поминова Н.А., незаконным.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Поминова Н.А. (паспорт №) компенсацию морального вреда в размере 100000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 35000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части иска и в удовлетворении требований к остальным ответчикам отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.Л. Саврук
Мотивированное решение составлено 03.12.2024.