Дело № 2-197/2021
УИД 44RS0023-01-2021-000436-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2021 г. г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Вишнякова П.З., при помощнике судьи Гореве С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях и к наследнику умершего члена-пайщика <...> ФИО2 о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области обратилась в суд с иском о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли на территории Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, оставшиеся после смерти граждан, являвшихся пайщиками <...>
Свои требования администрация Унженского сельского поселения мотивировала тем, что во исполнение Постановления Правительства РФ № 86 от 29.12.1991 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ № 708 от 04.09.1992 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ № 323 от 27.12.1991 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», главой Макарьевского района Костромской области было вынесено постановление № 73 от 10 марта 1994 года «О выдаче свидетельств гражданам сельскохозяйственных предприятий на правые собственности на земельные доли» в соответствии с которым в общую долевую собственность граждан предоставлено 1592,0000 га. сельскохозяйственных угодий.
Согласно данного постановления были составлены списки собственников земельных паев из общей долевой собственности всех сельхозпредприятий Макарьевского района Костромской области, в том числе <...>
Решением общего собрания трудового коллектива реорганизуемого хозяйства был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями, всего 244 человека, с определением размера доли каждого собственника 4 га, что соответствует 74,8 баллогектарам.
Земельный участок с кадастровым №, площадью 11 043 790 кв.м., находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области.
В соответствии с указанными выше нормами статьи 12.1. Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрация Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области составила список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (список невостребованных земельных долей). Данный список был опубликован на информационных щитах в с. Унжа, д. Ильинское, д. Шемятино, д. Никулино Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, размещен на официальном сайте Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области в сети «Интернет» в разделе «Новости поселения» 30.01.2020, в информационном бюллетене администрации Макарьевского муниципального района Костромской области «Вести поселения» № 125 от 27.01.2020, в общественно-политической газете Макарьевского района Костромской области «Макарьевский вестник» от 30.01.2020.
Объявление об общем собрании участников общей долевой собственности размещены в общественно-политической газете Макарьевского района Костромской области «Макарьевский вестник» № 10 от 30.01.2020, № 55 от 14.05.2020, в информационном бюллетене Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области «Вестник поселения» № 125 от 27.01.2020, № 131.1 от 11.05.2020, на информационных щитах в с. Унжа, д. Ильинское, д. Шемятино, д. Никулино Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области.
В связи с распространением коронавирусной инфекции общее собрание с 15.06.2020 было перенесено на неопределенный срок (опубликовано в общественно-политической газете Макарьевского района Костромской области «Макарьевский вестник» № 68 от 13.06.2020, в информационном бюллетене Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области «Вестник поселения» № 132.1 от 11.06.2020, на официальном сайте администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области в сети «Интернет»).
В связи со стабилизацией ситуации, касающейся коронавирусной инфекции, было принято решение о проведении общего собрания участников общей долевой собственности <...> 20.07.2020 (опубликовано в общественно-политической газете «Макарьевский вестник» № 83 от 18.07.2020, в информационном бюллетене Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области «Вестник поселения» № 134.1 от 13.07.2020).
С момента опубликования 27.01.2020 до даты проведения собрания членов-пайщиков 20.07.2020 принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Лица, заявившие возражения, были исключены из списка невостребованных долей. Общее собрание, назначенное в д. Ильинское Макарьевского муниципального района Костромской области, 20.07.2020 не состоялось по причине отсутствия кворума. По истечении четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей администрация Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области Постановлением № 77 от 31.08.2020 утвердила список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.
С учетом уточнения исковых требований истец просит суд признать право муниципальной собственности на 11 земельных долей, каждая из которой составляет 1/244 долей площадью 4 га (74,8 баллогектаров) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:09:000000:16.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены наследники умерших граждан пайщиков <...>
Наследник ФИО1 (в свидетельстве на право собственности на землю № фамилия указана ФИО21) - ФИО2.
Наследник ФИО3 - ФИО4.
Согласно сведениям нотариуса наследственные дела после смерти умерших граждан пайщиков <...>»: ФИО5, ФИО6 (в свидетельстве на право собственности на землю № фамилия указана ФИО22), ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 (в свидетельстве на право собственности на землю № имя указано ФИО6), ФИО12, ФИО13 (в свидетельстве на право собственности на землю № отчество указано ФИО23), ФИО14 не заводились.
Определением Макарьевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца от иска к ФИО4 в отношении земельной доли принадлежащей ФИО3, в связи с тем, ФИО4 представила заявление о намерении распорядиться земельной долей ФИО3 после которой она вступила в права наследования.
Представитель истца - администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила суду письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, об отказе в принятии наследства в виде земельной доли и о своем согласии с заявленными исковыми требованиями.
Представители МТУ Росимущество во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях и УФНС России по Костромской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель СПК «Родина» в судебное заседание не явился, о причинах не явки не известил.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из п. 2 Указа Президента РФ № 323 от 27.12.1991 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» следует, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Во исполнение Указа производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель (в соответствии с постановлением правительства РФ № 86 от 29.12.1991), в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Земельные доли могли быть получены путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
Муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности на земельный участок, не используемый собственником в течение трех и более лет по назначению.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятых на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСРО» производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственный угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Колхозам и совхозам, которым предписывалось до 01.01.1993 осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам совхозов, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного пользования и до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
В силу ст. 16 ЗК РФ, данная норма предусматривает презумпцию государственной собственности на землю, в силу которой в пределах страны нет и не может быть земли, у которой отсутствует собственник или собственник которой неизвестен. На протяжении последних лет (более 10 лет) многие из собственников указанных земельных долей не распорядились ими и не принимают никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения. Совокупность положений ст. 284 ГК РФ, ст. 44 ЗК РФ, ст.ст. 5,6 ФЗ № 101 определяет, что в случае ненадлежащего использования (в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами) земельного участка или не использования его в течение 3-х и более лет, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ РФ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Таким образом, Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает особые правила для земель указанной категории.
В силу п. 3 ст. 1 вышеуказанного Закона одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
Данным Законом также предусматривается возможность прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:
Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд (п. 1).
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. (п. 2).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными (п. 3).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (п. 4).
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (п. 5).
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п. 6).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными (п.7).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (п. 8).
Судом установлено, что администрация Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области составила список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (список невостребованных земельных долей). Данный список был опубликован в средствах массовой информации и размещен на официальном сайте администрации в сети «Интернет» 27.01.2020 и 30.01.2020.
Объявление об общем собрании участников общей долевой собственности размещены в общественно-политической газете Макарьевского района Костромской области «Макарьевский вестник» № 10 от 30.01.2020, № 55 от 14.05.2020, в информационном бюллетене Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области «Вестник поселения» № 125 от 27.01.2020, № 131.1 от 11.05.2020, на информационных щитах в с. Унжа, д. Ильинское, д. Шемятино, д. Никулино Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области.
В связи с распространением коронавирусной инфекции общее собрание с 15.06.2020 было перенесено на неопределенный срок, о чем также было опубликовано в средствах массовой информации на официальном сайте в сети «Интернет» администрации Унженского сельского поселения.
После стабилизации ситуации, касающейся коронавирусной инфекции, было принято решение о проведении общего собрания участников общей долевой собственности <...> 20.07.2020 (опубликовано в общественно-политической газете «Макарьевский вестник» № 83 от 18.07.2020, в информационном бюллетене Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области «Вестник поселения» № 134.1 от 13.07.2020).
С момента опубликования 27.01.2020 до даты проведения собрания членов-пайщиков 20.07.2020 принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Лица, заявившие возражения, были исключены из списка невостребованных долей. Общее собрание, назначенное в д. Ильинское Макарьевского муниципального района Костромской области, 20.07.2020 не состоялось по причине отсутствия кворума. По истечении четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей администрация Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области Постановлением № 77 от 31.08.2020 утвердила список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.
В судебном заседании установлено, что владельцы земельных долей в течение более чем трех лет не распорядились своими долями и не приняли никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения.
Не распорядились их долями и наследники, т.к. после смерти указанных выше владельцев земельных долей не предприняли никаких мер по надлежащему использованию данных земель. Доказательств фактов распоряжения земельной долей указанных выше владельцев земельных долей при жизни либо их наследниками, в частности: обращение о выделе земельного участка в натуре, совершение сделок с долей, фактическое использование земли по целевому назначению - суду не представлено.
Вся процедура утверждения списка невостребованных земельных долей сельским поселением проведена в соответствии с законом и установленными в нём процедурными сроками.
Исходя из изложенного суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, т.к. 11 земельных долей после умерших граждан являются невостребованными.
Согласно сведениям ЕГРН, право общей долевой собственности ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 по 1/244 доли каждого на земельный участок с кадастровым номером 44:09:000000:16, расположенный по адресу: <адрес>, <...>, не зарегистрировано.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Унженское сельское поселение Макарьевского муниципального района Костромской области право муниципальной собственности на 11 земельных долей, каждая из которых площадью 4 га (74,8 баллогектаров) составляет 1/244 долю в праве общей долевой собственности, на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: Костромская область, Макарьевский район, <...>», признанных невостребованными, ранее принадлежавших:
ФИО1 - свидетельство на право собственности на землю №;
ФИО5 - свидетельство на право собственности на землю №;
ФИО6 - свидетельство на право собственности на землю №;
ФИО7 - свидетельство на право собственности на землю №;
ФИО8 - свидетельство на право собственности на землю №;
ФИО9 - свидетельство на право собственности на землю №;
ФИО10 - свидетельство на право собственности на землю №;
ФИО11 - свидетельство на право собственности на землю №;
ФИО12 - свидетельство на право собственности на землю №;
ФИО13 - свидетельство на право собственности на землю №;
ФИО14 - свидетельство на право собственности на землю №.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Судья П.З. Вишняков