2-2109\18
Решение
Именем Российской Федерации
02 февраля 2018года г.Махачкала
Советский районный суд г.Махачкалы в составе: председательствующего судьи Джунайдиева Г.Г.
при секретаре Зайналбиевой Д.С.
с участием истца: Расуловой П.С.
представителя МВД по РД. Раджабовой М.М.,
представителя СК « Макс « Гринченко П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Расулова П.С. к МВД по РД, ЗАО «МАКС», ООО СК «Арсеналъ» о взыскании разницы страховой суммы в течении одного года после увольнения со службы, и неустойки.
Установил:
Расулов П.С. обратился в суд с иском к МВД по РД, ЗАО «МАКС», ООО СК «Арсеналъ» о взыскании разницы страховой суммы в течении одного года после увольнения со службы, и неустойки, указывая, что он Расулов П.С. проходил службу по контракту в органах внутренних дел в различных должностях.
Приказом МВД по РД от 12 мая 2016 г. № л/с он уволен из ОВД по пункту 8 части 2 статьи 82 (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон о службе).
Заключением военно-врачебной комиссии (ВВК) МСЧ МВД РФ по Республике Дагестан от 01.04.2016г. № он признан не годным к службе в органах внутренних дел «Заболевание получено в период военной службы».
Решением Бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с 09 июня 2016 года ему установлена 3 (третья) группа инвалидности и ОАО Страхования компания «Арсеналь» выплатила ему в 2016 г. страховку в размере 584 тыс. рублей.
В последующем Решением Бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с 13.01.2017 года ему установлена 2 (вторая) группа инвалидности (в течение года после увольнения с военной службы).
В соответствии с абз. 7 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан...» (далее - Закон об обязательном страховании) если в Согласно абзацу 3 пункта 2 в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов: инвалиду I группы - 1 500 000 рублей; инвалиду II группы - 1 000 000 рублей; инвалиду III группы - 500 000 рублей.
После повышения ему группы инвалидности в течение года с момента увольнения из ОВД ему должны выплатить разницу между 3 и 2 группой инвалидности (500 тыс. рублей).
Государственный контракт (от 12.09.2016 № ГК) обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации в 2016 году был заключен со страховой компанией «Арсеналъ». Обязательства по указанному государственному контракту распространялись на все страховые случаи имевшие место с 1 января по 31 декабря 2016 г.
В 2017 г. государственный контракт (от 20.06.2017 № ГК) обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации был заключен со страховой компанией ЗАО «МАКС». Обязательства по указанному государственному контракту распространялись на все страховые случаи имевшие место с 1 января по 31 декабря 2017 года.
Вышеуказанные контракты были заключены страховыми компаниями с МВД России.
В страховую компанию ЗАО «МАКС» и в страховую компанию «Арсеналъ» МВД по РД были направлены материалы о выплате ему разницы между установленными группами инвалидности, однако в обеих страховых компаниях отказали ему в выплате страховой суммы.
Согласно части 4 статьи 11 Закона об обязательном страховании выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.
Считает, что неустойка в размере 1% страховой суммы за каждый день просрочки следует исчислять в 15-дневный срок со дня получения страховщиком документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой сумм.
РЛС МВД РД, все необходимые документы для выплаты страховой суммы в связи с наступлением указанного страхового случая направило в адрес ответчика страховой компании «Арсеналъ».
Страховая компания «Арсеналъ» письмом от 29 сентября 2017 г. за исх. № сообщило, что на дату получения пакета документов МВД России не заключило с ООО СК «Арсеналъ» Государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по страховым случаям 2017 года.
В связи с вышеизложенным УРЛС МВД по РД (по заключению МВД России государственного контракта обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации со страховой компанией ЗАО «МАКС») в адрес страховой компании ЗАО «МАКС» также направила все необходимые документы для выплаты страховой суммы.
Страховая компания ЗАО «МАКС» письмом от 11.08.2017г. также отказала в выплате страховой суммы, ссылаясь на то, что повышение группы инвалидности при очередном переосвидетельствовании не является страховым случаем, но является основанием для доплаты страховой суммы по страховому случаю от 03.03.2016 года.
Таким образом, несмотря на то, что заявленное событие (при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы повышена и установлена инвалидность 2-й (второй) группы до истечения одного года после увольнения со службы в ОВД) размер страховой суммы составляющей разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, выплаченной по прежней группе инвалидности ему по вине ответчиков не выплачена.
Просит взыскать с ответчиков солидарно сумму 584338 рублей и неустойку в размере 1% страховой суммы за каждый день просрочки.
В судебном заседании истец Расулов П.С. иск поддержал и по изложенным в нем основаниям и просил удовлетворить.
Представитель МВД по доверенности Раджабова М.М. просит иске к ним отказать пояснив, что согласно пункту 2 статьи 5 ФЗ Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.
На основании п. 3 ст. 7 ФЗ №52 в целях своевременной выплаты страховых сумм воинские части, военные комиссариаты, военно-медицинские учреждения и иные организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы оказывают застрахованным лицам (в случае гибели (смерти) застрахованных лиц выгодоприобретателям) содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.
В соответствии с п. 17 Приказа МВД РФ от 16.12.1998 N 825 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России" для получения страховой суммы застрахованный (выгодоприобретатель) запрашивает в соответствующем кадровом органе, финансовой (пенсионной) службе, ВВК и представляет страховщику необходимые документы.
На основании п.2 ст.2 ФЗ №52 страхователями по обязательному государственному страхованию (далее - страхователи) являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.
Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.
МВД по Республике Дагестан как страхователь в силу п. 1 ст. 7 52-ФЗ «Об обязательном страховании» несет ответственность только в случае наступления страхового случая, если МВД не заключило государственный контракт страхования, либо заключило контракт на условиях, ухудшающих положение застрахованных лиц (выгодоприобретателей) по сравнению с условиями, определенными Федеральным законом.
Считает, что МВД по РД свои обязательства по заключению и исполнению государственного контракта по обязательному страхованию исполнило.
Обязанностями МВД по Республике Дагестан является только страхование жизни и здоровья сотрудников, а также своевременное направление подтверждающих документов на осуществление выплаты в страховую компанию.
Во исполнение первого был заключен государственный контракт, а во исполнение второго МВД по Республике Дагестан в предусмотренные сроки направило документы в ООО «Арсеналъ» и ЗАО «МАКС», что подтверждается имеющимися в деле письмами и самим истцом не оспаривается.
Согласно разделу II пункту 8 Инструкции об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел РФ, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 октября 2012 г. №, документы, необходимые для принятия решения о выплате страховых сумм выгодоприобретателю по обязательному государственному страхованию, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855, заверяются руководителем кадрового подразделения и направляются в страховую компанию. Из всего изложенного следует вывод об исполнении МВД по Республике Дагестан в полном объеме своих обязательств.
Ответчиком по делу должна выступать именно страховая компания, в результате чьих виновных действий выплаты произведены не были.
Полагает, что исходя из положений 52-ФЗ в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ закрепил положение, что независимо от времени установления инвалидности, размер страховых сумм определяется на день выплат, то есть действие закона распространяется, в том числе на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Из указанных норм следует, что МВД по Республике Дагестан не устанавливает наступление страхового случая и не определяет, подлежит ли выплате страховая сумма. Данные полномочия предоставлены законодательством страховой компании.
МВД по Республике Дагестан свое обязательство выполнило, направив документы в страховые компании для производства дальнейших выплат. Других обязанностей согласно закону на страховщика не возложено. На основании изложенного, просят в удовлетворении заявленных требований к МВД по Республике Дагестан отказать.
Ответчик представитель ЗАО «МАКС» Гринченко П.А. просить в иске к ним отказать пояснив, что на основании ч. 1 и ч.2 ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий, которое осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям), непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее по тексту - Федеральный закон от 28.03.1998 №52-ФЗ).
Во исполнение указанных норм законодательства, между ЗАО «МАКС» и Министерством внутренних дел Российской Федерации был заключен Государственный контракт № от 20.06.2017г. на оказание услуг по осуществлению в 2017 году обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
Заключенный Государственный контракт, вступает в силу с момента его подписания, действует по 31.12.2017 включительно и распространяется на страховые случаи, возникшие с 01.01.2017 года.
В соответствии с п. 3.1 Государственного контракта, страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются:
а) гибель(смерть) застрахованного лица в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации;
б) смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
в) установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации;
г) установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
д) получение застрахованным лицом в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации увечья (ранения, травмы, контузии);
Предусмотренный, Государственным контрактом перечень страховых случаев установлен в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ.
Истец обратился в ЗАО «МАКС» с заявлением о выплате страхового возмещения по случаю установления ему 13.04.2017 инвалидности 2 группы по причине заболевания, полученного в период военной службы.
Из представленной с заявлением справки МСЭ следует, что ранее 09.06.2016 истцу Расулову П. была впервые установлена инвалидность третьей группы с этой же причиной.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ, если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что законодателем в ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ, а также Государственным контрактом от 20.06.2017 предусмотрен исчерпывающий перечень страховых случаев, при наступлении которых у страховщика возникает обязательство по выплате застрахованным лицам (выгодоприобретателям) страхового возмещения, и сам факт повышения ранее установленной инвалидности не может рассматриваться в качестве отдельного страхового случая, датой наступления страхового случая (установления застрахованному лицу группы инвалидности), следует считать 09.06.2016, а повышение уже ранее установленной группы инвалидности является основанием для доплаты страховой суммы по ранее наступившему страховому случаю.
Правила признания лица инвалидом утверждены постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95 (далее - Правила).
В соответствии с п. 15 Правил, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Последовательность действий при установлении инвалидности подробно изложена в Административном регламенте по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29.09.2014 №59н (далее - Административный регламент).
Пунктом 11 Правил установлено: в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
Главой V Правил предусмотрен порядок переосвидетельствования инвалида.
В частности, п.39 гл. V Правил установлено: переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".
В соответствии с п. 41 Правил, переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Следовательно, следует разделять понятия: установление гражданину инвалидности и очередное переосвидетельствование инвалида, т.е. гражданина, которому инвалидность уже была установлена.
Считает в силу приведенных выше положений законодательства, обязательства по доплате страховой суммы в связи с повышением группы инвалидности возлагаются на страховщика, в период действия Государственного контракта которого наступил страховой случай.
Кроме того считает, что истец не является застрахованным лицом по Государственному контракту от 20.06.2017, заключенному между ЗАО «МАКС» и Министерством внутренних дел Российской Федерации в силу прямого указания на то в законе:
ООО СК «Арсеналъ», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не обеспечили, представив в суд возражения на иск, просили в удовлетворении иска отказать указывая, что 12 сентября 2016 года между МВД России и ООО «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «АРСЕНАЛЪ» был заключен Государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации № №, (далее - Государственный контракт от 12 сентября 2016 года). Согласно условиям Государственного контракта от 12 сентября 2016 года, обязательства Общества, распространяются на все страховые случаи, имевшие место с 01 января по 31 декабря 2016 года.
Согласно пункту 1.1. Контракта, предметом названного Контракта является страхование в 2016 году жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников Росгвардии, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 13.1 Контракта установлен срок его действия с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
""Согласно условиям Контракта, не является страховым случаем, подпадающим под его действие, установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, если такое увольнение с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов произошло в течение 2016 года, а инвалидность установлена после 31 декабря 2016 года.
Как следует из предоставленных документов, установление Истцу инвалидности II группы произошло 16 мая 2017 года, то есть - после окончания срока действия Контракта.
Правоприменительная практика судов сложилась при рассмотрении споров из государственных контрактов обязательного государственного страхования жизни и здоровья, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее - Федеральный закон от 02.07.2013 № 165-ФЗ). До вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 № 165-ФЗ, заключенные государственные контракты предусматривали, что при наступлении страховых случаев, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение 1 года после окончания службы, если инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Но Федеральным законом от 02.07.2013 № 165-ФЗ, статья 6 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...» была изложена в новой редакции, в том числе пункт 2 названной статьи, которым установлено, что Страховщик несет обязанность по выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены статьей 4 настоящего Федерального закона и наступили в период действия договора страхования.
Таким образом, считают, что федеральным законом ответственность страховщиков была ограничена сроком действия государственного контракта.
Пункт 2 статьи 5 Федерального закона 52-ФЗ предусматривающий, что если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности, регламентируют исключительно размер страховой суммы, подлежащей выплате выгодоприобретателям, и не устанавливают отдельное основание для выплаты страховой суммы, отличное от страховых случаев, предусмотренных статьей 4 Федерального закона 52-ФЗ и пункта 3.1. Государственного контракта от 20 июня 2017 года.
Согласно пунктам 1 и 4 Федерального закона 52-ФЗ, выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (далее - Перечень документов), установлен Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 855 «О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации».
Пунктом 4 Перечня документов предусмотрено, что в случае установления застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, оформляются:
заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы вместе с копией документа, удостоверяющего личность застрахованного лица (в случае повышения группы инвалидности застрахованному лицу им дополнительно указывается информация об обращении с заявлением о выплате страховой суммы, причитающейся по прежней группе инвалидности, ее получении и размере);
копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;
копия свидетельства о болезни застрахованного лица или заключение (справка) военно-врачебной комиссии либо другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья;
копия выписки из приказа командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об исключении застрахованного лица из списков личного состава воинской части (учреждения, организации).
Перечень документов не регламентирует предоставление отдельного пакета документов на случай «повышения группы инвалидности» и не может регламентировать, т.к. «повышение группы инвалидности» не является отдельным страховым случаем и отдельным основанием для выплаты страхового возмещения. К страховым случаям относится «установление инвалидности» той или иной группы.
Обязательство по выплате страховой суммы по страховому случаю 2017 года возлагается на страховщика, заключившего договор обязательного государственного страхования на 2017 года.
Государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации ООО «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «АРСЕНАЛЪ» на 2017 год не заключало.
На 2017 год Государственный контракт страхования жизни и здоровья сотрудников МВД и Росгвардии заключило ЗАО «СК МАКС».
28 июня 2017 года, ЗАО СК «МАКС» (Россия, 115184, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д.50, ИНН: 7709031643, ОГРН: 1027739099629) разместило на своем официальном сайте
(http://www.makc.ru/about/press/news/568439/) информацию о заключении Государственного контракта на страхование жизни и здоровья сотрудников МВД и Росгвардии на 2017 год:
««МАКС» обеспечит обязательное, государственное личное, страхование сотрудников МВД и Росгвардии.
СК «МАКС» по результатам закрытого конкурса получила право на осуществление обязательного государственного личного страхования жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников Министерства внутренних дел России и Федеральной службы войска национальной гвардии Российской федерации.
Согласно заключенным государственным контрактам страховщик принимает на себя обязательства по страховым случаям, произошедшим в период с 1 января по 31 декабря 2017 года.
Считают, что страховщиком, ответственным за выплату истцу страховой суммы, является ЗАО СК «МАКС».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона 52-ФЗ, объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (застрахованные лица).
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона 52-ФЗ страховым случаем является:
- установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Обязанность по осуществлению обязательного государственного страхования на условиях, установленных Федеральным законом 52-ФЗ возложена на страхователей, к которым отнесены федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона 52-ФЗ договор страхования заключается в письменной форме сроком не менее чем на один календарный год. Страховщик несет обязанность по выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены статьей 4 настоящего Федерального закона и наступили в период действия договора страхования.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона 52-ФЗ, если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.
Исходя из установленной Федеральным законом 52-ФЗ обязанности страхователя осуществить обязательное государственное страхование действующих военнослужащих и уволенных с военной службы в течение одного года после увольнения, уволенный 13.04.2016 г. с военной службы Истец был последовательно застрахован по двум государственным контрактам:
1) по Государственному контракту от 12 сентября 2016 года на период с: 01.01.2016 г. до 31.12.2016 года включительно;
2) по Государственному контракту обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников МВД, заключенному между МВД РФ и ЗАО СК «МАКС» (далее -Государственный контракт СК МАКС) на период с 01.01.2017 г. до истечения одного года с даты увольнения.
С учетом вышеизложенного считают, что на момент наступления страхового случая - установления Истцу II группы инвалидности до истечения одного года с момента увольнения, Истец являлся застрахованным в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ и заключенными на его основании Государственным контрактом СК МАКС, и имеет право на получение страховой суммы с учетом положений п. 2 ст. 5 Федерального закона 52-ФЗ, обязательства по выплате которой возложена на ЗАО СК «МАКС».
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.936 ГК РФ, обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.
В соответствии со ст.969 ГК РФ, в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной систем, определяет Федеральный Закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной систем".
Так в соответствии с пунктом 2 ст.1 вышеназванного закона жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел подлежит обязательному государственному страхованию со дня начала службы в ОВД РФ по день окончания службы.
В соответствии с положением п.2 ст.2 ФЗ от 28.03.1998 года №52-ФЗ, страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрены военная служба, служба.
В силу ст.5 ФЗ РФ №52-ФЗ от 28.03.1998 года «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан…», в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы инвалиду второй группы выплачиваются страховые суммы при наступлении страховых случаев в размере 1000000 рублей.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", договор обязательного государственного страхования (далее -договор страхования) заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица -выгодоприобретателя и содержит положения, предусмотренные типовым договором обязательного государственного страхования, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Также Закон определяет, что если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности
Материалами дела подтверждается, 12.09.2016 года между МВД РФ и ООО «Страховая Компания «Арсеналъ» был заключен Государственный контракт №31\29 ГК на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья лиц начальствующего состава органов внутренних дел РФ, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ.
Согласно Государственному контракту предметом контракта является страхованиев 2016году жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, начиная с 01 января 2016года.
Согласно абз.5 ст.4 ФЗ РФ №52-ФЗ от 28.03.1998 года «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан…», страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является в том числе: установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Судом установлено, что Расулов П.С. проходил службу по контракту в органах внутренних дел в различных должностях.
Приказом МВД по РД от 12 мая 2016 г. № л/с истец Расулов П.С. уволен из ОВД по пункту 8 части 2 статьи 82 (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон о службе).
Заключением военно-врачебной комиссии (ВВК) МСЧ МВД РФ по Республике Дагестан от 01.04.2016г. № признан не годным к службе в органах внутренних дел «Заболевание получено в период военной службы».
Решением Бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с 09 июня 2016 года истцу Расулову П.С. установлена 3 (третья) группа инвалидности.
Как видно из материалов дела, в установленном законом сроке и порядке истец обратился ООО Страхования компания «Арсеналъ», и страховая компания выплатила истцу страховку в размере 584338 (пятьсот восемьдесят четыре тысяч триста тридцать восемь) рублей.
Настоящим контрактом определен порядок и условия осуществления выплаты страховых сумм. Так согласно п. 1.1. контракта, предметом контракта является обязательное государственное страхование в 2016 году жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников Федеральной службы войск лиц начальствующего состава органов внутренних дел РФ.
Страховщик обязуется осуществлять выплаты страховыхсумм по страховымслучаям, наступившим в период действия Контракта, в установленные Контрактом сроки или сообщать выгодоприобретателю и Страхователю в письменной форме решение об отказе в выплате страховойсуммы с обязательным мотивированным обоснованием причин указанного отказа в порядке, предусмотренном Федеральным законом об обязательном государственном страхованиии разделом 7 Контракта.
Страховымслучаем является, в том числе, установление застрахованномулицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы,со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В силу пункта 3.2 Государственного контракта №ГК, обусловленное государственное страхование распространяется на предусмотренные п.п. «а» - «е» пункта 3.1 Контракта страховые случаи, произошедшие в течение срока действия контракта, вне зависимости от времени получения в период прохождения военной службы, службы, военных сборов застрахованным лицом увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, послуживших причиной его гибели (смерти или установления ему инвалидности.
Пунктом 13 Государственного контракта установлено, что он вступает в силу с момента подписания сторонами и действует по 31 декабря 2016 года включительно и распространяется на страховые случаи, возникшие с 01 января 2016 года.
Порядок и условия осуществления страховойвыплаты установлены разделом 7 Контракта, согласно положениям которого, данная обязанность возложена на страховую компанию.
Страховщик обязан осуществлять выплаты страховыхсумм по страховымслучаям, наступившим в период действия Контракта, в установленные Контрактом сроки (пункт 6.3.1 Контракта).
Как следует из Контракта, услуги оказываются с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, а в части наступления страховыхслучаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4 Федерального закона, в отношении застрахованных лиц, до истечения одного года после увольнения их со службы, если инвалидность наступила вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, то есть в период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года.
Решением Бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации истцу Расулову П.С. с 13.01.2017года установлена 2 (вторая) группа инвалидности (в течение года после увольнения с военной службы).
В соответствии с п.17 приказа МВД РФ от 16.12.1998 года за № "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России", для получения страховой суммы застрахованный (выгодоприобретатель) запрашивает в соответствующем кадровом органе, финансовой (пенсионной) службе, ВВК и представляет страховщику необходимые документы.
Обязанностями МВД по Республике Дагестан является только страхование жизни и здоровья сотрудников, а также своевременное направление подтверждающих документов на осуществление выплаты в страховую компанию.
05.03.2013 года Министерство внутренних дел РФ, выступающее от имени Российской Федерации, именуемое в дальнейшем «Страхователь» и ООО СК «Арсеналъ» именуемое в дальнейшем «Страховщик», заключили государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации №ГК, пунктом 9.1.2 которого предусмотрено, что если в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов Застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы впоследствии указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.
Таким образом, представленными документами подтверждается наступление страхового случая Расулову П.С. в период прохождения военной службы последним (3 группа инвалидности), что послужило причиной его увольнения с военной службы в ОВД, и - установление 2 группы инвалидности, до истечения одного года после его увольнения.
Подпунктом «б» п.4.2 Контракта установлено, что страховые суммы по произошедшим в течении срока действия Контракта страховым случаем, выплачивается в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов в следствии увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов:
инвалиду второй группы-1168676,25 рублей;
инвалиду 3-й группы 584338,13 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости взыскания со страховой компании в пользу истца разницы между выплатой по третьей группе инвалидности и второй в размере 584 338,13 рублей.
МВД по Республике Дагестан как страхователь в силу п. 1 ст. 7 52-ФЗ «Об обязательном страховании» несет ответственность только в случае наступления страхового случая, если МВД не заключило государственный контракт страхования, либо заключило контракт на условиях, ухудшающих положение застрахованных лиц(выгодоприобретателей) по сравнению с условиями, определенными Федеральным законом.
Судом установлено, что МВД по РД свои обязательствапо заключению и исполнению государственного контракта по обязательному страхованию исполнило.
МВД РФ был заключен государственный контракт, и все документы необходимые для выплат страховой суммы в отношении Расулова П.С. в предусмотренные сроки МВД по РД направило документы в ООО «Арсеналъ», что подтверждается исследованным в судебном заседании доказательствами, так судом установлено, что МВД по РД направил в адрес страховой компании весь пакет документов необходимых для производства страховых выплат.
Согласно разделу II пункту 8 Инструкции об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел РФ, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 октября 2012 г. N 924, документы, необходимые для принятия решения о выплате страховых сумм выгодоприобретателю по обязательному государственному страхованию, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855, заверяются руководителем кадрового подразделения и направляются в страховую компанию.
Суд считает, что ответчиком МВД по РД выполнены свои обязательства по страхованию жизни и здоровья сотрудников, организовав заключение государственного контракта со страховой компанией, в связи с чем, на ответчика МВД по РД не может быть возложена обязанность по солидарной выплате истцу страхового возмещения в связи с наступлением страхового случая.
В части взыскания с МВД по РД компенсации морального вреда также подлежит отказу, так как эти требования производные от требования о взыскании с МВД по РД страхового возмещения.
Необоснованны доводы ответчика и в части того, что надлежащим ответчиком по данному делу является ЗАО СК «Макс», с кем заключен МВД по РД находится в договорных отношениях по страхованию на 2017 год, поскольку страховой случай с истцом наступил в период договорных отношений с ООО СК «Арсеналъ» и до истечения года после увольнения истца с военной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2013 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», при заключении договора обязательного государственного страхования выгодоприобретатели, в отношении которых обязательства по выплате страховых сумм при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (в редакции настоящего Федерального закона), после дня вступления в силу настоящего Федерального закона возложены на страховщика предшествующим договором обязательного государственного страхования, не учитываются в качестве субъектов обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Поскольку страхование сотрудников органов внутренних дел, уволенных со службы, действующим законодательством не предусматривается, а Магомедов Ш.А. был уволен до начала действия Государственного контракта, заключенного между ЗАО «МАКС» и Министерством внутренних дел Российской Федерации, ЗАО «МАКС» в данном случае обязательств по осуществлению страховой выплаты нести не может.
С учетом изложенного надлежащим ответчиком по делу является ООО Страховой компании « Арсеналъ».
Требования о взыскании штрафа предусмотренного ч.4 ст. 11 Федерального закона от 28.03.1998№-ФЗ, не подлежат удовлетворению, поскольку при возникновении спора о праве на назначение страховых выплат (о размере страховых выплат) указанную неустойку может взыскиваться за просрочку выплаты страхового возмещения только с того момента, когда этот спор разрешен, выплаты назначены, но должником не производятся, то есть с момента вступления в законную силу решения суда, которым за истцом признано право на страховое возмещение в порядке ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ. Именно с этого момента страховщик обязан производить страховые выплаты. Следовательно, в случае разрешения в судебном порядке спора о праве на страховые выплаты штраф, предусмотренный п. 4 ст. 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, может быть взыскан со страховщика только с момента неисполнения им вступившего в законную силу решения суда о назначении страхового возмещения.
Данный вывод находит свое отражение в правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года, Определении Верховного Суда РФ от 19.12.2016 N 31-КГ16-6.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 13 июля 2015 года №-КГ15-3, в случае разрешения в судебном порядке спора о праве на страховые выплаты (о размере страховых выплат), возникшего из правоотношений по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, штраф, предусмотренный п. 4 ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ, может быть взыскан со страховщика в пользу застрахованных лиц (выгодоприобретателей) только с момента неисполнения им вступившего в законную силу решения суда о назначении страхового возмещения.
В силу п. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) по возмещению вреда возникает, если такая обязанность установлена законом. В иных случаях, когда требования предъявлены к нескольким ответчикам, суд обязан разрешить вопрос о размере ответственности каждого из них.
Основанием наступления солидарной ответственности в соответствии со статьей 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, является совместное причинение вреда. Лица считаются совместно причинившими вред, если действия (бездействие) их всех породили возникновение вреда, то есть все эти лица совершили противоправные деяния, и именно эти их (совместные) действия явились причиной появления вреда.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, от которых истец освобожден, подлежат взысканию с ответчика по правилам статьи 333.19 НК РФ.
С ООО «Страховая компания «Арсеналъ» в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере № рублей.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Расулова П.С. удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Расулова ФИО9 с ООО «Страховая компания «Арсеналъ» страховое возмещение в размере №.) рублей.
В удовлетворении требований Расулова ФИО9 к Министерству внутренних дел по РД и ЗАО « МАКС» отказать.
Взыскать с ООО «Страховая компания «Арсеналъ» в доход государства государственную пошлину в размере №) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в апелляционном порядке месячный срок со дня вынесение решения
Председательствующий Г.Г. Джунайди