Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2020 года

66OS0000-01-2020-000416-06

3а-442/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2020 года

г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Жейновой С.И.,

при секретаре Ивановой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степановой Надежды Георгиевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Степанова Н.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации в размере 467542, 68 руб. за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 27 августа 2014 года.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 27 августа 2014 года исковые требования прокурора города Верхняя Пышма, действующего в ее интересах, удовлетворены, на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение площадью до 45 кв.м., передать его Степановой Н.Г. на условиях договора найма специализированного жилого помещения. Решение суда вступило в законную силу 30 сентября 2014 года, 06 февраля 2015 года возбуждено исполнительное производство, которое не исполнено в течение более 66 месяцев, срок его исполнения является неразумным.

Интересы Свердловской области при рассмотрении настоящего дела в силу пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) представляют Министерство финансов Свердловской области, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Административный истец Степанова Н.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители административных ответчиков Министерства финансов Свердловской области, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, заинтересованного лица ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, направили письменные возражения на административное исковое заявление, просили рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 27-30, 83-86, 94-100).

Представитель заинтересованного лица Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 1 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Исследовав материалы настоящего административного дела, а также гражданского дела № 2-1780/14, рассмотренного Верхнепышминским городским судом Свердловской области, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года гарантировано право на судебную защиту, которое включает и право на исполнение судебного акта в разумный срок.

Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки (часть 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Закона о компенсации (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 450-ФЗ) лица, являющиеся в судебном процессе сторонами, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера (часть 1); компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).

При рассмотрении дела о присуждении компенсации в силу части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность неисполнения судебного акта.

Как следует из материалов гражданского дела № 2-1780/14, решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 27 августа 2014 года на исполнительный орган государственной власти Свердловской области (Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области) возложена обязанность по обеспечению жилым помещением административного истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Решение суда вступило в законную силу 30 сентября 2014 года.

В целях принудительного исполнения этого решения, 25 декабря 2014 года Верхнепышминским городским судом Свердловской области выдан исполнительный лист, на основании которого 06 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области в отношении Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возбуждено исполнительное производство № 1559/15/66062-ИП (л.д. 166-167).

18 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств
ГУФССП России по Свердловской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника (л.д. 170-171).

В ходе исполнительного производства должнику неоднократно - 10 марта 2015 года, 12 июля 2016 года, 07 декабря 2017 года, 10 июня 2019 года и 25 февраля 2020 года направлялись предупреждения об ответственности за неисполнение решения суда.

Однако, несмотря на указанные действия, решение суда до настоящего времени не исполнено, что лицами, участвующими в деле, не оспорено.

Общий срок неисполнения решения суда, исчисляемый со дня предъявления исполнительного документа к исполнению (04 февраля 2015 года - л.д. 168), как указано в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» по день рассмотрения судом настоящего административного дела (24 ноября 2020 года) составляет 5 лет 9 месяцев и 20 дней.

Указанный срок существенно превышает двухмесячный срок, установленный частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В период с момента вступления в законную силу решения суда, в связи с неисполнением которого заявлен настоящий административный иск, Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» принимались некоторые меры, направленные на исполнение решения суда.

В частности, в 2014 году было объявлено 4 аукциона, признанных несостоявшимися по причине отсутствия заявок. В 2015 году аукционы на приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот на территории городского округа Верхняя Пышма не объявлялись. В 2016 году объявлено 3 аукциона, по результатам которых заключен 1 государственный контракт, 2 аукциона признаны несостоявшимися ввиду несоответствия участника закупки требованиям Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). В 2017 году аукционы на приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот на территории городского округа Верхняя Пышма не объявлялись. В 2018 году объявлено 3 аукциона, в 2019 году - 7 аукционов, которые признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. В 1 полугодии 2020 года объявлено 4 аукциона, по результатам которых был заключен 1 государственный контракт, 3 аукциона не состоялось по причине отсутствия заявок.

При этом, заключение указанных выше контрактов и их исполнение не привело к исполнению вышеуказанного решения Верхнепышминского городского суда Свердловской области, поскольку все приобретенные по контрактам жилые помещения были предоставлены лицам, право на получение жилых помещений у которых, возникло ранее, чем у административного истца Степановой Н.Г.

Как следует из ответа Министерства социальной политики Свердловской области от 16 ноября 2020 года № 07-15-27/9383, Степанова Н.Г. поставлена на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на основании приказа Управления социальной политики по городу Верхняя Пышма от 25 апреля 2014 года № 217. При постановке на учет Степанова Н.Г. была учтена в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию городской округ Верхняя Пышма на 01 июля 2014 года под номером 16, по состоянию на 31 декабря 2014 года номер очередности в списке – 21, на 31декабря 2015 года – 22, на 31 декабря 2016 года – 28, на 31 декабря 2017 года – 25, на 31 декабря 2019 года – 18, на 01 октября 2020 года – 21.

Оценивая общую продолжительность неисполнения решения суда, учитывая также то обстоятельство, что решение суда подлежало исполнению с учетом процедур, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, для выполнения которых требовалось определенное время, суд приходит к выводу, что общий срок исполнения судебного акта к моменту рассмотрения настоящего административного дела (5 лет 9 месяцев и 20 дней) в любом случае не является разумным.

При этом следует учесть, что длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решения суда.

Поведение Степановой Н.Г. никоим образом не повлияло на длительность исполнения судебного акта.

Действия же Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, на которого судом была возложена обязанность по исполнению решения суда по обеспечению Степановой Н.Г. жилым помещением, при указанных выше обстоятельствах, нельзя признать достаточными и эффективными в целях своевременного исполнения судебного акта, поскольку действий, направленных на исполнение решения суда, было недостаточно для его исполнения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении в данном случае права Степановой Н.Г. на исполнение судебного акта в разумный срок. Следовательно, в ее пользу в соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Закона о компенсации подлежит присуждению компенсация за нарушение этого права.

Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, требования административного истца, обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение, продолжительность данного нарушения и значимость последствий для административного истца, учитывая, что в результате длительного неисполнения судебного акта Степанова Н.Г. на протяжении более пяти лет лишена гарантированного ей законом и установленного вступившим в законную силу судебным постановлением права на жилище, суд полагает, что требуемая административным истцом сумма является чрезмерной и определяет размер компенсации равным 175000 руб.

Не имеют в данном случае правового значения доводы административных ответчиков об отсутствии вины в неисполнении судебного акта, поскольку в силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается независимо от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов.

Решение о присуждении компенсации подлежит исполнению за счет средств бюджета Свердловской области Министерством финансов Свердловской области как уполномоченным финансовым органом в соответствии с частью 3 статьи 4, пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, пунктом 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При удовлетворении административного иска в соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца также подлежит взысканию с Министерства финансов Свердловской области 300 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины (л.д. 21).

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 175000 ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░., ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ <№>

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

3а-442/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Степанова Надежда Георгиевна
Ответчики
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Министерство финансов Свердловской области
Другие
ГКУ Фонд жилищного строительства Свердловской области
Захаров Николай Валерьевич
УФССП России по Свердловской области
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Жейнова Светлана Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
15.09.2020Регистрация административного искового заявления
17.09.2020Передача материалов судье
18.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.10.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2020Судебное заседание
24.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее