Решение по делу № 2-1840/2018 от 03.09.2018

Дело № 2-1840/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воркута Республики Коми 08 октября 2018 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.

при секретаре Засориной С.Е.,

с участием помощника прокурора города Воркуты Республики Коми Булышевой Е.В.,

представителя ответчика Демина В.С.,

представителя третьего лица Управления образования администрации МО ГО «Воркута» Хроль В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Воркуты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты и Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,

установил:

прокурор г. Воркуты обратился в суд, с учетом уточнения требований, об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: <адрес>, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Обосновывая требования отсутствием такой, предусмотренной законом, информации.

Ответчик - МБДОУ «Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты, с исковыми требованиями не согласился, в возражениях указывает, что положения Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 в части обеспечения доступности объектов для инвалидов применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, которые детский сад не проходил. До уточнения прокурором требований иска, в отзыве ответчик указывал, о создании условий доступности объекта для маломобильной группы лиц: имеется возможность входа (выхода) на объект, самостоятельного передвижения по территории, в том числе с помощью работников ответчика, сопровождение инвалидов и содействие при входе (выходе), обеспечение допуска собаки-проводника. Тактильные напольные указатели, направляющие полосы, вывески, план здания отсутствуют. Однако мероприятия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объекту и услугам внесены в «дорожную карту» и будут реализованы к 2025 году.

    Администрация МО ГО «Воркута» согласно отзыву, надлежащим ответчиком по делу себя не считает, указывает, что в адрес администрации прокурор с представлением не обращался. При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность, являются юридическими лицами и обладают автономией, т.е. самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

    В отзыве на иск третье лицо – Управление образования администрации МО ГО «Воркута» в требованиях прокурору просит отказать, приводит позицию аналогичную позиции ответчика по поводу применения закона № 181-ФЗ, приказа № 1309. А также поясняет о необходимости заключения контракта для выполнения решения.

Прокурор в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты с исковыми требованиями не согласился по доводам отзыва на иск. Также представил справку об отсутствии воспитанников-инвалидов по зрению, или запросов от родителей по данному поводу.

Представитель третьего лица Управления образования администрации МО ГО «Воркута» также полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель привлеченной по ходатайству прокурора в качестве третьего лица, согласно уточненным исковым требованиям, Администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.

Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно положениям статей 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Организации, независимо от их организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Обеспечивают возможность самостоятельного передвижения по территории и на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

    Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», распространяющегося на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, ст.12 Закона № 384-ФЗ.

В соответствии с подп. «а» п.4 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. А также обеспечивается возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

    Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр. Так, раздел 6.2 "Пути движения в зданиях" содержит описание и требования к местоположению тактильно-контрастных предупреждающих указателей. Пункт 8.1.6 предусматривает наличие при входах в здания, в том числе, социального назначения наличие информационной тактильной мнемосхемы и наличие тактильно-контрастных указателей на основных путях движения.

Доводы ответчика о том, что требования Порядка..., утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 распространяются только на образовательные организации, осуществляющие меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедшие капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию, не состоятельны. Подобного условия приведенный Порядок... не содержит, а в п.5 предусматривает как обязательное соблюдение законодательства о доступности объектов инфраструктуры для инвалидов при проектировании, строительстве, приемке, капитальном ремонте и реконструкции, осуществляемых с 01.07.2016. Аналогичным образом действует и СП 59.13330.2016, конкретизируя, в данном случае меры по обеспечению доступа инвалида к социальному объекту.

Следует отметить, что предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации в минимальных пределах.

МБДОУ «Детский сад № 26 «Маячок» г.Воркуты, является юридическим лицам осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам различных видов, уровней и направлений, осуществляет присмотр и уход за детьми. Учреждение вправе оказывать иные виды деятельности, в том числе платные услуги населению (Устав МБДОУ «Детский сад № 26 «Маячок» г.Воркуты, утвержден 18.12.2014).

Судом установлено, что прокуратурой города Воркуты в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований названного законодательства, то есть: у входа в здание детского сада отсутствуют информационная вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; отсутствуют обозначения путей движения и предупреждения об опасностях. Данные нарушения ограничивают права слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам.

Здание детского сада является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов. Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

Отсутствие перечисленных мер ответчиком не оспаривается. Исходя из изложенного, исковые требования прокурора города Воркуты правомерно заявлены в защиту интересов неопределенного круга лиц. Срок исполнения, предложенный прокурором - в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд также полагает разумным и достаточным, с учётом требуемого объёма работ.

Таким образом, оценив установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Маячок» г.Воркуты обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы, с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, по адресу: <адрес>, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании; установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца, со дня принятия решения.

Председательствующий судья Солодилова Е.Ю.

    

2-1840/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Воркуты
Ответчики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Маячок» г.Воркуты
Администрация МО ГО "Воркута"
Другие
Управление образования Администрации МО ГО «Воркута»
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее