Решение по делу № 3-32/2012 от 09.08.2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Бугакова О.А.,

с участием прокурора ФИО3,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании недействующей части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО),

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Думой принят <адрес> -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ указанный Закон подписан губернатором <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ официально опубликован в общественно-политической газете «Тульские известия» .

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Думой принят <адрес> -ЗТО «О внесении изменений в статьи 7 и <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», подписанный губернатором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и опубликованный в том же печатном издании ДД.ММ.ГГГГ , пунктом 1 статьи 1 которого часть 2 статьи 7 вышеназванного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО изложена в следующей редакции:

«Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Закону и по федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3061-I), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Закону, либо по федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина».

ФИО2, являясь ветераном труда и почетным донором России, обратился в Тульский областной суд с заявлением о признании недействующей части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО) ввиду противоречия, по мнению заявителя, статье 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О донорстве крови и ее компонентов», утверждая, что оспариваемая норма является дискриминационной, потому что лишает его, как почетного донора России, возможности получения мер социальной поддержки в разных формах и по разным основаниям в случаях, прямо предусмотренных Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О донорстве крови и ее компонентов», которым установлены меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор России», и ветерана труда, на назначение ежемесячной денежной выплаты, поскольку он является почетным донором России и относится к федеральным и региональным категориям льготников.

В судебном заседании заявитель ФИО2 заявление поддержал в полном объеме и по тем же основаниям. Также пояснил, что является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ, а также почетным донором России с ДД.ММ.ГГГГ, как почетный донор получает ежегодную денежную выплату в размере 9958 руб. 85 коп.

С учетом этого полагает, что имеет право на получение мер социальной поддержки как почетный донор и как ветеран труда, вместе с тем, поскольку он воспользовался правом на получение ежегодной денежной выплаты по Закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О донорстве крови и ее компонентов», ему отказывают в назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, что считает незаконным.

Полагает, что положение ч.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО) противоречит положениям ст.11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О донорстве крови и ее компонентов», в силу которой ФИО1 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия на предоставление мер социальной поддержки гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России», установленных в настоящей статье.

Средства на реализацию передаваемых полномочий на предоставление указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Представитель заявителя ФИО2 по доверенности ФИО5 поддержал заявление по тем же основаниям.

<адрес> Думы по доверенности ФИО6 с заявленными требованиями не согласилась, полагая их необоснованными, указав, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО и от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО приняты <адрес> Думой в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречат и права заявителя не нарушают, в связи с чем просила заявление ФИО2 оставить без удовлетворения.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора ФИО3, полагавшей необходимым в удовлетворении заявления ФИО2 отказать, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (часть 5).

В порядке реализации полномочий Российской Федерации по вышеуказанному предмету совместного ведения принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», которым установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда устанавливаются законами и иными правовыми актами субъектов РФ и в силу пункта 2 статьи 10 того же закона являются расходными обязательствами субъектов РФ.

При этом Федеральный закон «О ветеранах» не устанавливает конкретные способы, объем и условия предоставления такой поддержки данной категории ветеранов. Разрешение этих вопросов относится к полномочиям законодателя субъекта РФ.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 16 Устава (Основного Закона) <адрес> постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области является областная Дума.

Установленные вышеприведенными нормами федерального законодательства полномочия субъекта РФ в области социальной поддержки ветеранов труда реализованы путем принятия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>».

Оспариваемая заявителем норма указанного закона - часть 2 статьи 7 - действует в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО.

Судом установлено, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО был принят по результатам рассмотрения законопроекта в трех чтениях: на 2-ом заседании <адрес> Думы ДД.ММ.ГГГГ постановлением в первом чтении, на 5-ом заседании ДД.ММ.ГГГГ постановлением во втором чтении с учетом поправок и на 6-ом заседании ДД.ММ.ГГГГ постановлением в третьем чтении большинством голосов (34, 36 и 30 соответственно) от установленного числа депутатов (48).

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О внесении изменений в статьи 7 и <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» был принят по результатам рассмотрения законопроекта в двух чтениях: на 29-ом заседании <адрес> Думы, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, постановлением в первом чтении и постановлением во втором чтении большинством голосов (38 и 40 соответственно) от установленного числа депутатов (48).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно вышеназванные <адрес> подписаны губернатором <адрес> и зарегистрированы в Реестре законов области под реестровыми номерами -ЗТО и -ЗТО; официально опубликованы в газете «Тульские известия» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и согласно их правовым нормам (статьям 10, 2) вступили в силу.

Изложенное свидетельствует о том, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО, а также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО о внесении в него изменений, приняты законодательным органом <адрес> в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры принятия и правил введения в действие и опубликования законов субъекта РФ, установленных статьями 16, 20, 21 Устава (Основного Закона) <адрес>, статьями 10, 11, 17, 18, 21, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О законах области», статьями 7, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Правомочность органа, принявшего оспариваемые законы, а также соблюдение установленных законодательством процедуры их принятия, правил введения в действие и опубликования, заявителем и его представителем в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Проверяя содержание оспариваемой заявителем части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

Оспариваемыми положениями части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Закону и по федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3061-I), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Закону, либо по федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная указанной нормой <адрес>, является одной из мер социальной поддержки, которые предоставляются ветеранам труда помимо ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством <адрес>, а также ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива (ст.<адрес> -ЗТО).

Анализ норм Федерального закона «О ветеранах» и <адрес> -ЗТО в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что меры социальной поддержки, предусмотренные в статьях 3 и <адрес> -ЗТО? предоставляются ветерану труда в совокупности и не могут предоставляться выборочно.

Это обстоятельство означает, что оспариваемая заявителем норма ч.2 ст.<адрес> -ЗТО о предоставлении только ежемесячной денежной выплаты сама по себе не может являться основанием нарушения прав заявителя на получение мер социальной поддержки как ветерана труда.

Кроме этого суд учитывает, что ч.2 ст.<адрес> -ЗТО воспроизводит аналогичную норму Федерального закона «О ветеранах, а именно часть 2 статьи 23.1 и, следовательно, Федерального закону «О ветеранах» не противоречит.

Согласно ст.11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» от ДД.ММ.ГГГГ N 5142-1 граждане, сдавшие бесплатно кровь сорок и более раз или плазму шестьдесят и более раз, награждаются нагрудным знаком "Почетный донор России" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти, и имеют право на:

внеочередное лечение в государственных или муниципальных организациях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения;

предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года;

ежегодную денежную выплату в размере шести тысяч рублей в порядке, устанавливаемом указанным федеральным органом исполнительной власти. Средства на данную выплату в виде субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, а также размер и сроки ее индексации предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой указанных средств, является расходным обязательством Российской Федерации.

ФИО1 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия на предоставление мер социальной поддержки гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России", установленных в настоящей статье.

Средства на реализацию передаваемых полномочий на предоставление указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление ежегодной денежной выплаты с последующей индексацией гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", "Почетный донор СССР".

Суд учитывает, что Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов» и ч.2 ст.<адрес> -ЗТО закрепляют различные меры социальной поддержки: ежегодную и ежемесячную выплаты соответственно.

Норма ч.2 ст.<адрес> -ЗТО направлена на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных <адрес> и распространяется на лиц, указанных в статье <адрес>, в которой граждане, награжденные знаком «Почетный донор России», не указаны.

Оспариваемая заявителем норма – часть 2 статьи 7, направлена на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных <адрес> -ЗТО, и сама по себе прав на получение мер социальной поддержки Почетных доноров России не затрагивает.

Финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов», является расходным обязательством Российской Федерации, между тем финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, которые установлены <адрес> -ЗТО, являются расходным обязательством <адрес> (ст.<адрес> -ЗТО).

По вышеизложенным основаниям, суд приходит к выводу о том, что Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5142-1 и <адрес> -ЗТО регулируют разные правоотношения, друг другу не противоречат.

При этом суд также учитывает, что в силу ч.4 ст.<адрес> -ЗТО, если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, социальная поддержка предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Каких-либо положений, исключающих одновременное получение разных форм социальной поддержки по нескольким основаниям, в <адрес> не содержится.

Аналогичное положение закреплено и в ч.3 ст.13 Федерального закона «О ветеранах».

Заявитель, по сути, не согласен с применением в отношении него как гражданина, награжденного знаком «Почетный донор России», а также имеющего статус ветерана труда, положений <адрес> -ЗТО, в частности, выражает несогласие с действиями и решениями правоприменительных органов, в том числе судов общей юрисдикции.

Однако данное обстоятельство не может быть предметом судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.14 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О судах общей юрисдикции» разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики дает Пленум Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемая норма ч.2 ст.<адрес> принята в пределах полномочий субъекта РФ, в оспариваемой части федеральному законодательству не противоречит и права заявителя не нарушает, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о признании оспариваемой нормы недействующей не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении заявления ФИО2 о признании недействующей части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО) - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.А.Бугаков

Копия верна: Судья О.А.Бугаков

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Бугакова О.А.,

с участием прокурора ФИО3,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании недействующей части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО),

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Думой принят <адрес> -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ указанный Закон подписан губернатором <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ официально опубликован в общественно-политической газете «Тульские известия» .

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Думой принят <адрес> -ЗТО «О внесении изменений в статьи 7 и <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», подписанный губернатором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и опубликованный в том же печатном издании ДД.ММ.ГГГГ , пунктом 1 статьи 1 которого часть 2 статьи 7 вышеназванного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО изложена в следующей редакции:

«Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Закону и по федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3061-I), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Закону, либо по федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина».

ФИО2, являясь ветераном труда и почетным донором России, обратился в Тульский областной суд с заявлением о признании недействующей части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО) ввиду противоречия, по мнению заявителя, статье 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О донорстве крови и ее компонентов», утверждая, что оспариваемая норма является дискриминационной, потому что лишает его, как почетного донора России, возможности получения мер социальной поддержки в разных формах и по разным основаниям в случаях, прямо предусмотренных Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О донорстве крови и ее компонентов», которым установлены меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор России», и ветерана труда, на назначение ежемесячной денежной выплаты, поскольку он является почетным донором России и относится к федеральным и региональным категориям льготников.

В судебном заседании заявитель ФИО2 заявление поддержал в полном объеме и по тем же основаниям. Также пояснил, что является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ, а также почетным донором России с ДД.ММ.ГГГГ, как почетный донор получает ежегодную денежную выплату в размере 9958 руб. 85 коп.

С учетом этого полагает, что имеет право на получение мер социальной поддержки как почетный донор и как ветеран труда, вместе с тем, поскольку он воспользовался правом на получение ежегодной денежной выплаты по Закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О донорстве крови и ее компонентов», ему отказывают в назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, что считает незаконным.

Полагает, что положение ч.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО) противоречит положениям ст.11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О донорстве крови и ее компонентов», в силу которой ФИО1 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия на предоставление мер социальной поддержки гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России», установленных в настоящей статье.

Средства на реализацию передаваемых полномочий на предоставление указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Представитель заявителя ФИО2 по доверенности ФИО5 поддержал заявление по тем же основаниям.

<адрес> Думы по доверенности ФИО6 с заявленными требованиями не согласилась, полагая их необоснованными, указав, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО и от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО приняты <адрес> Думой в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречат и права заявителя не нарушают, в связи с чем просила заявление ФИО2 оставить без удовлетворения.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора ФИО3, полагавшей необходимым в удовлетворении заявления ФИО2 отказать, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (часть 5).

В порядке реализации полномочий Российской Федерации по вышеуказанному предмету совместного ведения принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», которым установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда устанавливаются законами и иными правовыми актами субъектов РФ и в силу пункта 2 статьи 10 того же закона являются расходными обязательствами субъектов РФ.

При этом Федеральный закон «О ветеранах» не устанавливает конкретные способы, объем и условия предоставления такой поддержки данной категории ветеранов. Разрешение этих вопросов относится к полномочиям законодателя субъекта РФ.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 16 Устава (Основного Закона) <адрес> постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области является областная Дума.

Установленные вышеприведенными нормами федерального законодательства полномочия субъекта РФ в области социальной поддержки ветеранов труда реализованы путем принятия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>».

Оспариваемая заявителем норма указанного закона - часть 2 статьи 7 - действует в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО.

Судом установлено, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО был принят по результатам рассмотрения законопроекта в трех чтениях: на 2-ом заседании <адрес> Думы ДД.ММ.ГГГГ постановлением в первом чтении, на 5-ом заседании ДД.ММ.ГГГГ постановлением во втором чтении с учетом поправок и на 6-ом заседании ДД.ММ.ГГГГ постановлением в третьем чтении большинством голосов (34, 36 и 30 соответственно) от установленного числа депутатов (48).

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О внесении изменений в статьи 7 и <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» был принят по результатам рассмотрения законопроекта в двух чтениях: на 29-ом заседании <адрес> Думы, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, постановлением в первом чтении и постановлением во втором чтении большинством голосов (38 и 40 соответственно) от установленного числа депутатов (48).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно вышеназванные <адрес> подписаны губернатором <адрес> и зарегистрированы в Реестре законов области под реестровыми номерами -ЗТО и -ЗТО; официально опубликованы в газете «Тульские известия» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и согласно их правовым нормам (статьям 10, 2) вступили в силу.

Изложенное свидетельствует о том, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО, а также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО о внесении в него изменений, приняты законодательным органом <адрес> в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры принятия и правил введения в действие и опубликования законов субъекта РФ, установленных статьями 16, 20, 21 Устава (Основного Закона) <адрес>, статьями 10, 11, 17, 18, 21, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О законах области», статьями 7, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Правомочность органа, принявшего оспариваемые законы, а также соблюдение установленных законодательством процедуры их принятия, правил введения в действие и опубликования, заявителем и его представителем в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Проверяя содержание оспариваемой заявителем части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

Оспариваемыми положениями части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Закону и по федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3061-I), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Закону, либо по федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная указанной нормой <адрес>, является одной из мер социальной поддержки, которые предоставляются ветеранам труда помимо ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством <адрес>, а также ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива (ст.<адрес> -ЗТО).

Анализ норм Федерального закона «О ветеранах» и <адрес> -ЗТО в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что меры социальной поддержки, предусмотренные в статьях 3 и <адрес> -ЗТО? предоставляются ветерану труда в совокупности и не могут предоставляться выборочно.

Это обстоятельство означает, что оспариваемая заявителем норма ч.2 ст.<адрес> -ЗТО о предоставлении только ежемесячной денежной выплаты сама по себе не может являться основанием нарушения прав заявителя на получение мер социальной поддержки как ветерана труда.

Кроме этого суд учитывает, что ч.2 ст.<адрес> -ЗТО воспроизводит аналогичную норму Федерального закона «О ветеранах, а именно часть 2 статьи 23.1 и, следовательно, Федерального закону «О ветеранах» не противоречит.

Согласно ст.11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» от ДД.ММ.ГГГГ N 5142-1 граждане, сдавшие бесплатно кровь сорок и более раз или плазму шестьдесят и более раз, награждаются нагрудным знаком "Почетный донор России" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти, и имеют право на:

внеочередное лечение в государственных или муниципальных организациях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения;

предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года;

ежегодную денежную выплату в размере шести тысяч рублей в порядке, устанавливаемом указанным федеральным органом исполнительной власти. Средства на данную выплату в виде субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, а также размер и сроки ее индексации предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой указанных средств, является расходным обязательством Российской Федерации.

ФИО1 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия на предоставление мер социальной поддержки гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России", установленных в настоящей статье.

Средства на реализацию передаваемых полномочий на предоставление указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление ежегодной денежной выплаты с последующей индексацией гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", "Почетный донор СССР".

Суд учитывает, что Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов» и ч.2 ст.<адрес> -ЗТО закрепляют различные меры социальной поддержки: ежегодную и ежемесячную выплаты соответственно.

Норма ч.2 ст.<адрес> -ЗТО направлена на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных <адрес> и распространяется на лиц, указанных в статье <адрес>, в которой граждане, награжденные знаком «Почетный донор России», не указаны.

Оспариваемая заявителем норма – часть 2 статьи 7, направлена на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных <адрес> -ЗТО, и сама по себе прав на получение мер социальной поддержки Почетных доноров России не затрагивает.

Финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов», является расходным обязательством Российской Федерации, между тем финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, которые установлены <адрес> -ЗТО, являются расходным обязательством <адрес> (ст.<адрес> -ЗТО).

По вышеизложенным основаниям, суд приходит к выводу о том, что Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5142-1 и <адрес> -ЗТО регулируют разные правоотношения, друг другу не противоречат.

При этом суд также учитывает, что в силу ч.4 ст.<адрес> -ЗТО, если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, социальная поддержка предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Каких-либо положений, исключающих одновременное получение разных форм социальной поддержки по нескольким основаниям, в <адрес> не содержится.

Аналогичное положение закреплено и в ч.3 ст.13 Федерального закона «О ветеранах».

Заявитель, по сути, не согласен с применением в отношении него как гражданина, награжденного знаком «Почетный донор России», а также имеющего статус ветерана труда, положений <адрес> -ЗТО, в частности, выражает несогласие с действиями и решениями правоприменительных органов, в том числе судов общей юрисдикции.

Однако данное обстоятельство не может быть предметом судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.14 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О судах общей юрисдикции» разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики дает Пленум Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемая норма ч.2 ст.<адрес> принята в пределах полномочий субъекта РФ, в оспариваемой части федеральному законодательству не противоречит и права заявителя не нарушает, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о признании оспариваемой нормы недействующей не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении заявления ФИО2 о признании недействующей части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО) - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.А.Бугаков

Копия верна: Судья О.А.Бугаков

3-32/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Евланов Михаил Юрьевич
Другие
Тульская областная Дума
Суд
Тульский областной суд
Судья
Бугаков Олег Анатольевич
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
09.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2012Передача материалов судье
14.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2012Подготовка дела (собеседование)
05.09.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.09.2012Предварительное судебное заседание
14.09.2012Судебное заседание
19.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2012
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее