Дело № 2а-1562/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 18 июля 2017 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре судебного заседания Корзун В.Ю., с участием представителя административного истца Никитиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ГПОУ «Воркутинский политехнический техникум» к администрации МО ГО «Воркута» о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение,
установил:
ГПОУ «Воркутинский политехнический техникум» обратилось в суд с требованиями о признании незаконным решения администрации МО ГО «Воркута» об отказе в переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Воркута, ул.Яновского, д.5, 5 этаж, из нежилого фонда в жилой и обязании принять решение о переводе нежилого помещения из нежилого фонда в жилой.
В обоснование требований административный истец указал, что 29.04.2015 в соответствии с постановлением руководителя администрации МОГО «Воркута» № 599 из нежилого в жилые переведены следующие помещения, расположенные по адресу 169900, город Воркута, улица Яновского, дом 5, 5 этаж: №№2,3,7,8,9,11,12,13,22,23,24,26,27,28,29,31,
32,34,36,37,50. В связи с тем, что постановлением руководителя администрации МОГО «Воркута» № 599 от 29.04.2015 в жилой фонд переведен не весь 5-й этаж (помещения с №1 по №52), учреждение повторно обратилось с заявлением о переводе нежилого помещение в жилой фонд, которое оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что вспомогательные помещения, расположенные на 5-м этаже и предназначенные для удовлетворения проживающими бытовых или иных нужд, не могут относиться к жилым помещениям и об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по изменению назначения этажа отдельно стоящего здания. В сентябре 2016 г. Управление Росреестра по РК отказало в регистрации прав на вновь образованные помещения, в связи с чем учреждение 30.03.2017 вновь обратилось к ответчику и 24.04.2017 получило отказ в переводе нежилого помещения в жилое по причине предоставления документов в ненадлежащий орган и несоблюдения условий перевода помещений, предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса РФ.
Определением суда от 23.06.2017 в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений.
В письменном отзыве на иск администрация МО ГО «Воркута» указала о несогласии с заявленными требованиями, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ответственным структурным подразделением за предоставление муниципальной услуги является Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута".
В письменном отзыве Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений содержится просьба об удовлетворении исковых требований, поскольку административным ответчиком нарушена процедура принятия решения об отказе в переводе нежилого помещения в жилое.
Административный ответчик - администрация МО ГО «Воркута» заинтересованное лицо - Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, что по нормам ч.6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Представитель административного истца ГПОУ «Воркутинский политехнический техникум» в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, уточнив способ восстановления нарушенных прав в части обязания ответчика устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения вопроса о переводе нежилого помещения в жилое.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
Частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, предоставляемый для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственником соответствующего помещения или уполномоченным им лицом в орган, осуществляющий перевод помещений.
В соответствии со статьей 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 23 данного Кодекса документов (пункт 1); представления документов в ненадлежащий орган (пункт 2); несоблюдения предусмотренных статьей 22 данного Кодекса условий перевода помещения (пункт 3); несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (пункт 4).
Судом установлено, что нежилые помещения №1-31, расположенные на 5 этаже, дома №5 по ул.Яновского г.Воркута, являются государственной собственностью Республики Коми, что подтверждается выпиской из реестра государственного имущества и закреплены за ГПОУ «Воркутинский политехнический техникум» на праве оперативного управления (свидетельство 11 А А № 791418, свидетельство 11 А А 791417).
Постановлением руководителя администрации МО ГО «Воркута» №599 от 29.04.2015 нежилые помещения, расположенные на пятом этаже по адресу: Республика Коми, г.Воркута, ул.Яновского дом 5, №№2, 3, 7 9, 11, 12, 13, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 50, переведены в жилые помещения для дальнейшего использования в качестве общежития без перепланировки и переустройства.
23.04.2016 Управление Росреестра по Республике Коми направило в адрес ГПОУ «ВПТ» уведомление о приостановлении государственной регистрации прав собственности Республики Коми и права оперативного управления техникума в связи с несоответствием постановления № 599 от 29.04.2015 кадастровому паспорту переводимого помещения, а именно: перевод в состав жилого помещения не всех помещений 5-ого этажа. Административный истец повторно обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в постановление №599 от 29.04.2015 в связи с приостановкой Управлением Росреестра по РК государственной регистрации прав, на что 07.06.2016 получен отказа по причине отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по изменению назначения этажа отдельно стоящего здания.
26.08.2016 Управление Росреестра по РК направило сообщение об отказе в государственной регистрации на вновь образованные помещения.
01.12.2016 истец обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о внесении изменений в постановление №599 от 29.04.2015 и переводе всех помещений №№1-52 5-го этажа, расположенных по адресу: 169900, город Воркута, улица Яновского, дом 5, в связи с отказом Управлением Росреестра по РК в государственной регистрации прав.
07.02.2017 администрация МО ГО «Воркута» уведомила об отложении рассмотрения заявления техникума, а письмом от 18.01.2017 сообщено об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по изменению назначения этажа отдельно стоящего здания.
30.03.2017 истец обратился с жалобой к ответчику о несогласии с принятым решением, на что 24.04.2017 получил уведомление от 14.04.2017 об отказе в переводе нежилого помещения в жилое в связи с представлением документов в ненадлежащий орган и несоблюдением условий назначения помещений, предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса РФ, что послужило поводом обращения в суд с настоящим административным иском.
Собственнику имущества принадлежит право пользования своим имуществом, следовательно, он самостоятельно, как собственник имущества, вправе решать вопрос об использовании данного имущества по другому назначению в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 24 ЖК РФ установлены случаи отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, в том числе такое основание, как представление документов в ненадлежащий орган (пункт 2 части 1 статьи 24 ЖК РФ) и несоблюдение предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения (пункт 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 24 ЖК РФ решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 24 ЖК РФ.
Вопросы местного значения определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
В пункте 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ закреплено, что к вопросам местного значения городского округа относятся полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 6 части 1 статьи 14 ЖК РФ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
В силу части 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 18.05.2015 № 741 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое (далее - Административный регламент), в соответствии с пунктом 2.1 которого наименование муниципальной услуги - перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое.
Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2 Административного регламента органы и организации, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, обращение в которые необходимо для предоставления муниципальной услуги: МФЦ - в части приема и регистрации документов у заявителя, запроса недостающих документов, находящихся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных этим органам организаций, уведомления и выдачи результата предоставления муниципальной услуги заявителю; УГХиБ - в части приема и регистрации документов у заявителя, запроса недостающих документов, находящихся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных этим органам организаций, принятия решения, выдачи результата предоставления муниципальной услуги.
При таких обстоятельствах и на основании положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ) администрация была обязана перенаправить поступившее заявление административного истца в УГХиБ.
Таким образом, доводы ответчика о том, что ГПОУ «Воркутинский политехнический техникум» обратилось в ненадлежащий орган, являются несостоятельными.
Порядок перевода нежилого помещения в жилое помещение предусматривает ряд последовательных этапов, начиная от подачи заявления с приложением необходимых документов до принятия органом местного самоуправления решения о переводе или об отказе в переводе помещения.
Согласно части 4 статьи 22 ЖК РФ, перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение). Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В силу абзаца первого пункта 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Абзацем третьим пункта 7 Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления, председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Разделом II Положения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определен разделом IV Положения.
В силу пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.
Пункт 43 Положения предусматривает, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
В силу пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям.
Согласно пункту 49 Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2.
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, администрацией МО ГО «Воркута» комиссия для оценки спорных нежилых помещений на предмет их пригодности для проживания граждан не создавалась, в связи с чем решение об отказе в переводе спорных нежилых помещений в жилое принято без соблюдения установленной законодательством процедуры.
Кроме того, администрация, рассматривая обращение истца, основанное на предусмотренном ст.23 ЖК РФ праве обращения для решения вопроса о переводе нежилого помещения в жилое, не выполнила требования ч.2 ст.24 ЖК РФ, в соответствии с которой решение об отказе должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 этой статьи.
На основании изложенного оспариваемое решение от 14.04.2017 является необоснованным, нарушающим права, свободы и законные интересы истца, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь, ст. ст.175-180 КАС РФ,
решил:
признать незаконным решение администрации МО ГО «Воркута» от 14.04.2017 об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, расположенное по адресу: 169900, г.Воркута, ул.Яновского, д.5, 5 этаж.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» рассмотреть вопрос о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: 169900, г.Воркута, ул.Яновского, д.5, 5 этаж, в жилое в установленном законом порядке.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Н.И. Екимова