Решение по делу № 2-971/2022 от 25.02.2022

Подлинник данного решения приобщен к гражданскому делу № 2-971/2022 Альметьевского городского суда Республики Татарстан

Копия Дело № 2-971/2022

16RS0046-01-2021-022145-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2022 года г. Альметьевск

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи И.Ф. Ишмурзина,

при секретаре судебного заседания Г.Р. Хабибуллиной,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Мингалиевой Р.Р. к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о включении периода работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Р.Р. Мингалиева обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о включении периода работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости. В обоснование требований указано следующее.

22 июля 2021 года Р.Р. Мингатина обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением Отдела установления пенсии № 10 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 04 августа 2021 года о Р.Р. Мингалиевой отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента. В стаж на соответствующих работах не включен период работы с 01 января 1997 года по 16 февраля 2003 года в Автотранспортном предприятии № 14.

Однако, факт работы подтверждается записью в трудовой книжке.

Согласно записям трудовой книжки ГТ-I № 1467798 на имя истца, она принята на работу в Автотранспортное предприятие № 14 06 ноября 1994 года, 16 февраля 2003 года уволена по собственному желанию.

На основании изложенного истец просит признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении пенсии от 04 августа 2021 года . Возложить обязанность по включению в страховой стаж Р.Р. Мингалиевой период работы в Автотранспортном предприятии № 14 с 01 января 1997 года по 16 февраля 2003 года. Возложить на ответчика обязанность назначить Р.Р. Мингалиевой страховую пенсию по старости со дня обращения за указанной пенсией.

В судебном заседании истец требования поддержал.

Представитель ответчика - государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в указанный Закон внесены изменения.

Названным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом предусмотрена льгота для граждан, предусмотренных в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, которыми в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраст, дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.

Согласно положениям ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. ч. 1 и 1.2 ст. 8 указанного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч. ч. 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 годаN 400-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О страховых пенсиях" Закона перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.

Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", заключенным между государствами участниками СНГ 13 марта 1992 г., гарантируется, что пенсионное обеспечение указанных граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (статья 1 Соглашения); для установления пенсии учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого государства - участника Соглашения (пункт 2 статьи 6 Соглашения).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 22 названных Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Из анализа перечисленных выше документов следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Из материалов дела следует, что 22 июля 2021 года Р.Р. Мингатина в связи с достижением возраста 56 лет обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением Отдела установления пенсии № 10 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 04 августа 2021 года о Р.Р. Мингалиевой отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента. В стаж на соответствующих работах не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Автотранспортном предприятии поскольку согласно ответа Национального архива Республики Узбекистан документы на хранение в отношении Р.Р. Мингалиевой не поступали.

На момент обращения страховой стаж Р.Р. Мингалиевой составлял 10 лет 10 месяцев 5 дней, ИПК – 11, 673.

Судом установлено, что уточненным решением Отдела установления пенсии № 10 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 04 апреля 2022 года об отказе в установлении пенсии на момент обращения страховой стаж Р.Р. Мингалиевой составлял 8 лет 7 месяцев 8 дней, ИПК составляет 10, 056.

Статьей 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено постепенное увеличение минимального страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. Так, для определения права на установление страховой пенсии в 2021 г. для женщин, достигших возраста 56 лет 6 мес., требуется наличие не менее 12 лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 21.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1015.

Согласно пункту 11 раздела II данных Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Согласно ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. По записям в трудовой книжке устанавливается общий, непрерывный и специальный трудовой стаж, с которым законы, иные нормативные правовые акты, а также трудовой договор связывают возможность реализации тех или иных прав, а также предоставление определенных льгот и преимуществ. По смыслу ч. 4 ст. 66 ТК РФ в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя вносятся записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении.

В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 69 (ранее действовала Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 162 с последующими изменениями), в трудовых книжках ставится порядковый номер вносимой записи, записи о работе вносятся в трудовую книжку на основании документов (приказ, распоряжение или иное решение работодателя, указывается дата и номер документа) и заверяется подписью должностного лица и печатью организации. Если за время работы работника наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в трудовой книжке делается соответствующая запись с указанием основания переименования.

Согласно трудовой книжки следует, что приказом от 06 ноября 1994 года Р.Р. Мингалиева принята на должность бухгалтера в Коллективное АвтоТранспортное предприятие № 14.

Приказом от 16 февраля 2003 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (абз. 2 п. 11 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий").

Согласно указанным нормативным положениям, трудовая книжка является основным документом, подтверждающим стаж работника при оценки его пенсионных прав.

Ответчик, выражая несогласие с исковым заявлением истца указывает, что им направлялись запросы в Государственный архив Республики Узбекистан о подтверждении сведений о стаже работы и заработке истца за спорный период в АвтоТранспортном предприятии № 14, согласно ответа следует, что архивной справкой от 03 марта 2021 года № 03-01/3 подтверждается период работы истца с 1994-1996 года.Согласно архивной справки № 04-01/3 от 03 марта 2021 года сведений о работе истца в период 1997-2003 годы на хранение не сданы.

Обязанность правильного заполнения и ведения архивных документов возложена на соответствующее должностное лицо и невыполнение либо ненадлежащее выполнение последним своих обязанностей не может служить основанием для ущемления законных прав истца, в том числе, на включение указанного периода времени в страховой стаж.

При указанных обстоятельствах решение ответчика в части не включения спорных периодов является незаконным, требования истца о включении в страховой стаж периода работы в Автотранспортном предприятии № 14 с 01 января 1997 года по 16 февраля 2003 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В 2021 году право на пенсию возникает у женщины при достижении возраста 56 лет 6 месяцев, при наличии у них продолжительность страхового стажа 12 лет, величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21.

С учетом включенных судом периодов работы истца и периодов, включенных в бесспорном порядке, и пояснений ответчика следует, что Р.Р. Мингалиева имеет страховой стаж более 12 лет, а ИПК – 15, что является не достаточным для назначения страховой пенсии по старости.При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у истца по состоянию на момент рассмотрения спора требуемого индивидуального пенсионного коэффициента (не менее 21), оснований для удовлетворения требования о возложении на ответчика обязанности по назначению страховой пенсии по старости не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Мингалиевой Р.Р. удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по включению в страховой стаж Мингалиевой Р.Р. период работы в Автотранспортном предприятии № 14 с 01 января 1997 года по 16 февраля 2003 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Альметьевский городской суд Республики Татарстан.

Судья /подпись/ И.Ф. Ишмурзин

Копия верна

Судья И.Ф. Ишмурзин

Решение вступило в законную силу «_____»__________2022 года

Судья

2-971/2022

Категория:
Гражданские
Другие
ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации
Мингалиева Р.Р.
Суд
Альметьевский городской суд Республики Татарстан
Судья
Ишмурзин И. Ф.
Дело на странице суда
almetevsky.tat.sudrf.ru
12.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее