дело № 2а-4303/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 декабря 2021 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Андреева И.С., при секретаре Гордиевских Е.М.,
с участием представителя административного истца Администрации г. Челябинска Ушаковой Т.И.,
представителя административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Сутормина Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Администрации г. Челябинска к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области об оспаривании предписания,
установил:
Административный истец Администрация г. Челябинска обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по Челябинской области) о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений санитарного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ г. № №.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что в отношение административного истца Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области на основании решения руководителя от ДД.ММ.ГГГГ г. № № проведена внеплановая проверка. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ г. административному истцу выдано предписание № № на устранение выявленных нарушений санитарного законодательства. С данным предписанием административный истец не согласен, поскольку какие-либо нарушения со стороны административного истца отсутствуют.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации г. Челябинска Ушакова Т.И., заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Сутормина Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца.
Заинтересованные лица ООО УК «Созвездие», ООО УК «Авеню», ООО ЮжУРАЛ ЖКХ при надлежащем извещении, участия не принимали.
Суд, заслушав участников судопроизводства, исследовав и проанализировав имеющиеся доказательства в их совокупности со всеми материалами дела, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что при проведении внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении Администрации города Челябинска и обследования места (контейнерной площадки) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) с адресной привязкой улица <адрес> (акт проверки № № от ДД.ММ.ГГГГ г.), на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № выявлены нарушения действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области Администрации города Челябинска было вручено предписание №№, в соответствии с которым названное лицо обязывалось в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года обеспечить в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»:
- размещение и обустройство места (контейнерной площадки) накопления твердых коммунальных отходов с адресной привязкой <адрес>;
- своевременную уборку прилегающей к нему территории.
В соответствии с положениями части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что определять схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществлять ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов надлежит в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила), согласно пунктам 2, 3 которых места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Это означает, что при разрешении вопросов местного значения, в том числе по участию в организации деятельности по накоплению и сбору твердых коммунальных отходов должны учитываться объективные обстоятельства развития местного самоуправления, включая социально-культурные, финансово-экономические, организационные и иные институциональные факторы публично-территориальной самоорганизации населения.
Постановлением Правительства Челябинской области от 27 июня 2017 года № 307-п «О порядке накопления твердых коммунальных отходов, в том числе раздельного накопления, на территории Челябинской области» утверждена Территориальная схема обращения с отходами Челябинской области, согласно пункту 3 подраздела II которой в настоящее время в Челябинской области применяется централизованная система накопления твердых коммунальных отходов, которая осуществляется в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах накопления твердых коммунальных отходов следующими способами:
в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
С ДД.ММ.ГГГГ года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В пункте 3 названных Правил закреплено, что на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (абзац 4 СанПиН 2.1.3684-21).
Из материалов дела следует, что контейнерная площадка по адресу: <адрес> используется для накопления ТКО жителями МКД по адресам: <адрес> (ООО УК «Созвездие»), <адрес> (ООО УК «ЮжУралЖКХ»), <адрес> (ООО УК «Авеню»), включена в Территориальную схему обращения с отходами Челябинской области, утвержденную Министерством экологии Челябинской области (номер №) (письмо Управления экологии и природопользования Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ. исх. № №).
Согласно письму ООО УК «Авеню» исх. № б/н от ДД.ММ.ГГГГ.в состав придомовой территории МКД контейнерная площадка накопления ТКО по адресу: <адрес> не входит.
Из письма ООО УК «ЮжУралЖКХ» исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что контейнерная площадка по адресу: <адрес> (адресная привязка <адрес>) в состав общедомового имущества МКД по <адрес> не входит.
Письмом исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ. ООО УК «Созвездие» сообщает, что контейнерная площадка по адресу: <адрес> (адресная привязка <адрес>) в состав общего имущества МКД не входит. Земельный участок, на котором расположена данная контейнерная площадка, принадлежит муниципалитету г. Челябинска.
Таким образом, контейнерная площадка по адресу: <адрес> (адресная привязка <адрес>) в состав общего имущества МКД, находящихся под управлением ООО УК «Авеню», ООО УК «ЮжУралЖКХ», ООО УК «Созвездие» не входит.
По данным публичной кадастровой карты земельный участок между домами по ул. <адрес> и ул. <адрес> где расположена контейнерная площадка для накопления ТКО не сформирован, право государственной собственности на земельный участок по указанному адресу не разграничено, в связи с чем данный участок находится в муниципальной собственности.
В статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Согласно п. 2.2 ст. 3.3 названного Закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесены, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-Ф3).
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 2, 3 Общих положений «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В данном случае контейнерная площадка № по адресу: <адрес> была создана Администрацией г. Челябинска.
Исходя из положений ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
В ходе рассмотрения дела суд нарушений при проведении проверки юридического лица со стороны Управления Роспотребнадзора по Челябинской области не выявил, а следовательно внесение предписания № № от ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес административного истца не противоречит действующему законодательству.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Данное регулирование позволяет получить эффективную судебную защиту только нарушенных прав и свобод граждан.
Из изложенного следует, что целью судебной защиты в порядке административного судопроизводства является восстановление действительно нарушенных или оспариваемых прав, а не формальная констатация факта несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного органа нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, что административным истцом в процессе рассмотрения дела не выполнено.
Административный истец в судебное заседание не представил допустимых доказательств нарушения своих прав, иное в судебном заседании не установлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку предусмотренная положениями части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемых действий (бездействий), решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца, необходимых для признания оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными в данном деле отсутствует, а следовательно в удовлетворении требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 179, 180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░. № № ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░