Решение по делу № 2а-580/2022 (2-8572/2021;) от 04.10.2021

№...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Чернышевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

05 апреля 2022 года административное дело по административному иску Карелина Павла Вячеславовича к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи, обязании провести лечение

установил:

Карелин П.В. обратился в суд к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России с иском о взыскании компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести надлежащее лечение. <данные изъяты>

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов РФ и УФСИН по Республике Коми.

На основании ст. 33.1 ГПК РФ, ** ** ** судом вынесено определение о рассмотрении настоящего дела по правилам производства, установленным Кодексом административного судопроизводства РФ.

Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК.

В настоящем судебном заседании административный истец не присутствует, отбывает наказание в местах лишения свободы.

Лицу, находящемуся в исправительном учреждении и участвующему в административном деле, должна обеспечиваться возможность реализации его прав: такому лицу судьей в стадии подготовки дела к судебному разбирательству и судом в стадии разбирательства дела должно быть направлено письмо с разъяснением его прав, в том числе права на ведение дела через представителя, и обязанностей; должно быть заблаговременно обеспечено вручение ему копии искового заявления (если это лицо является ответчиком или третьим лицом) и других документов, включая копии судебных постановлений, предоставлено время, достаточное - с учетом его положения - для заключения соглашения с представителем, подготовки и направления в суд обоснования своей позиции по делу, представления доказательств в подтверждение своих требований или возражений, а также для реализации других процессуальных прав.

В этой связи, поскольку копии процессуальных документов с разъяснением всех процессуальных прав и обязанностей, а также содержания и предмета доказывания Карелину П.В. вручены заблаговременно; при этом до начала рассмотрения дела по существу, заявлений об отложении дела слушанием либо ходатайств о личном участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, административным истцом не заявлено; позицию по спору последний достаточно подробно обосновал в исковом заявлении, в котором также просил о рассмотрении дела без его участия; по мнению суда, неявка Карелина в судебное разбирательство не препятствует рассмотрению дела по имеющимся письменным доказательствам.

Представитель административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и ФСИН России, заинтересованного лица, УФСИН России по РК, иск не признает по доводам, приведенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика, ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял.

Представитель заинтересованного лица, Минфина РФ в лице УФК по РК, в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще, в представленном суду письменном отзыве просил рассмотреть дело без их участия.

Суд счел возможным начать рассмотрение дела при имеющейся явке лиц по правилам ст. 150 КАС РФ.

Выслушав представителя лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела и оценив в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

Установлено, что Карелин П.В. отбывает наказание по приговору суда в местах лишения свободы, с ** ** ** содержится в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно положениям п. п. 3, 7, 8 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", некачественное оказание медицинской помощи - оказание медицинской помощи с нарушениями медицинских технологий и правильности их проведения.

Одним из видов оказания застрахованному медицинской помощи ненадлежащего качества является невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.).

В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (части 1, 3, 7 статьи 26) предусмотрено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции от 28.12.2017 № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 2 Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза (п. 31 Порядка).

Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п. 32 Порядка).

В соответствии с п. 9 части 5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пациент имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.

В силу ст. 98 указанного Закона, медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Из заключения комиссионной экспертизы №... (п) следует, №...

№...

При этом, как отмечено экспертами, какие-либо данные о лечении в связи с имеющимся заболеванием №... у Карелина П.В., до его водворения в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК (** ** **), в представленной медицинской документации отсутствуют, сведений о заболевании ранее ** ** ** не имеется. Установить давность инфицирования (заражения) №... в данном случае не представляется возможным в связи с отсутствием в представленной медицинской документации сведений о состоянии здоровья истца и результатах обследования на №... до ** ** ** года.

После поступления Карелина П.В. в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК (** ** ** г.) до ** ** ** диагноз «№... не был установлен, его обследование не проводилось.

Также экспертами указано, что Карелину П.В. в связи с имеющимся заболеванием «№...», установленным инфекционистом ** ** **, медицинская помощь не оказывалась.

В соответствии с Постановлением главного санитарного врача № 58, обследование на антитела к вирусу гепатита С (ВГС) должно быть проведено при поступлении в исправительное учреждение (№...). Подтверждающее исследование методом ПЦР должно быть проведено в течение 14 дней с момента получения положительного результата на антитела к ВГС (№...

По заболеванию «№...» стандарты оказания амбулаторной медицинской помощи при ХВГС вне обострения в настоящее время не разработаны. №...

В то же время, по мнению экспертов, объективных признаков ухудшения состояния здоровья Карелина П.В. по заболеванию «<данные изъяты> в представленной медицинской документации не зафиксировано.

В настоящее время в Российской Федерации утвержден стандарт оказания медицинской помощи больным №... на амбулаторно- поликлиническом этапе в период обострения заболеваний, без развития осложнений. Алгоритм обследования и лечения пациентов, вне обострения (период ремиссии) №... что имеет место в рассматриваемом случае по Карелину П.В., не определен, и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.11.2004 № 260 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным №... может быть использован только ориентировочно (объем обследования, показанный истцу при обострениях заболевания, указан в ответе на предыдущий вопрос). Указанное обследование доступно в рамках программы обязательного медицинского страхования при оказании медицинской помощи на территории РФ, в т.ч. в отношении лиц, содержащихся под стражей.

При установленном, эксперты пришли к выводу о том, что по данным представленной медицинской документации в связи с выявленными дефектами обследования и лечения у Карелина П.В. не зафиксировано развития принципиально новых заболеваний и состояний, которые не могли бы возникнуть у пациента самостоятельно, вследствие естественного течения основного заболевания, а также не зафиксировано развития потенциально предотвратимого прогрессирования основного заболевания или его осложнений. Причинно-следственная связь между действиями (бездействием) медицинских работников и ухудшением состояния здоровья истца отсутствует, степень тяжести вреда здоровью оценке не подлежит в связи с невозможностью установить сущность вреда.

В соответствии со ст. 82 КАС РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами. Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Оценивая заключение комиссионной судебно-медицинской экспертизы, суд приходит к выводу о том, что данное заключение является допустимым доказательством, так как оно выполнено специалистами, которые имеют соответствующую квалификацию и образование, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы экспертов подробно мотивированы, содержат ссылки на используемую литературу и выписки из медицинской документации. Ответы на поставленные перед экспертами вопросы изложены ясно, понятно, не содержат неоднозначных формулировок, подтверждаются выдержками из медицинской документации Карелина П.В.

В этой связи, рассматривая заявленные истцом требования в части взыскания в его пользу компенсации в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи, суд руководствуется следующим.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 17 постановления Пленума от 25.12.2018 № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 УИК РФ).

При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

Учитывая изложенное, исходя из конкретных обстоятельств дела, приводимых административным истцом доводов, принимая во внимание то обстоятельство, что в ходе судебного заседания факт заражения административного истца в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК инфекционным заболеванием своего подтверждения не нашел; однако подтвержден факт оказания Карелину П.В. медицинской помощи ненадлежащего качества (№...); суд приходит к выводу о том, что со стороны ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России имело место бездействие, выразившееся в частичном не обеспечении надлежащих условий содержания Карелина под стражей, установленных законодательством Российской Федерации, в части ненадлежащего оказания лишенному свободы лицу медицинской помощи.

В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

В этой связи, учитывая отсутствие у Карелина П.В. в период отбывания наказания объективной возможности пройти необходимое обследование и лечение, минуя ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России; принимая во внимание характер, степень и продолжительность нарушения прав заявителя и значимость последствий для него; то обстоятельство, что вследствие не полного обследования административного истца по имеющемуся заболеванию, вред здоровью последнего причинен не был; суд считает, что требуемая административным истцом сумма компенсации является чрезмерной, необоснованной и не отвечающей последствиям допущенных нарушений, и определяет размер компенсации равным 14 000 рублей. Указанные размеры компенсации являются вполне обоснованными, пропорциональными, отвечающими принципам разумности и справедливости.

При этом суд, учитывая принципы разумности и справедливости, исходит из того, что соблюдение предусмотренных законом требований разумности и справедливости должно обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

В силу положений ст. 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп.1 п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 6 п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации, поскольку именно ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.

Соответственно, в удовлетворении административных исковых требований Карелина П.В. о взыскании компенсации, предъявленных к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК следует отказать.

Принимая во внимание, что обследование административного истца по имеющемуся заболеванию проведено не в полном объеме, соответственно, на ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России следует возложить обязанность провести в плановом порядке медицинское обследование Карелина П.В. по заболеванию «№... в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.11.2004 года № 260 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным №... и постановлением главного врача РФ от 22.10.2013 года № 58 «Об утверждении санитарных правил СП №... «Профилактика №... и назначить лечение при наличии к тому оснований.

Требования Карелина П.В. об обязании назначить лечение, предъявленные к ФСИН России, ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК удовлетворению не подлежат.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Карелина Павла Вячеславовича к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи, обязании назначить лечение – удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Карелина Павла Вячеславовича компенсацию за ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи в размере 14 000 (четырнадцать тысяч) рублей.

В удовлетворении административных исковых требований, заявленных к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи, Карелину Павлу Вячеславовичу – отказать.

Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний» провести в плановом порядке медицинское обследование Карелина Павла Вячеславовича по заболеванию «№... и назначить лечение при наличии к тому оснований.

В удовлетворении административных исковых требований, заявленных к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Республике Коми об обязании провести лечение, Карелину Павлу Вячеславовичу – отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения.

Председательствующий

2а-580/2022 (2-8572/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура г.Сыктывкара
Карелин Павел Вячеславович
Ответчики
ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК
ФКУЗ МСЧ-11 УФСИН России по РК
Российская Федерация в лице ФСИН России
Другие
УФСИН России по РК
Министерство финансов РФ
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Шишелова Татьяна Леонидовна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
04.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2021Передача материалов судье
06.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
05.04.2022Производство по делу возобновлено
05.04.2022Судебное заседание
05.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее